новости 24 июля 2013

Шоп-тур в… РЫБИНСК

Направо — магазин, налево — тоже магазин. Когда идешь по городу, складывается такое ощущение, что, по меньшей мере, половина населения города работает в сфере торговли. Но так ли это плохо? Новые магазины — это не только новые рабочие места, но и прежде всего возможность выбора для нас — рядовых горожан, которые имеют возможность сравнивать и из множества предложений остановиться на самом удобном варианте.

DSC_4026Насколько оптимально удовлетворяют растущий потребительский спрос магазины города и какие торговые предприятия появятся у нас в ближайшее время, мы поинтересовались у начальника отдела потребительского рынка товаров и услуг администрации города Элины Абрамович.

— Элина Александровна, как и в каком направлении сейчас развивается потребительский рынок в нашем городе?

— Динамично. Прежде всего нужно отметить, что объем товарооборота последние два года в Рыбинске растет более высокими темпами, чем в целом по Ярославской области. Так, в Рыбинске в 2011 году рост составил 112%, в 2012 году — 110% в сопоставимых ценах, в Ярославской области в 2011 году — 109,7%, в 2012 году — 107,2%. Это происходит в основном за счет ввода новых торговых площадей предприятий крупных и средних форматов. Именно они в структуре товарооборота формируют наибольший удельный вес и им отдают предпочтение горожане. На мой взгляд, это объясняется тем, что у людей входит в привычку необходимость экономить время, они ценят возможность приобрести все в одном месте. Поэтому одна из задач управляющих ритейла — постоянное совершенствование своей деятельности: работа над ассортиментной матрицей, которая бы в наибольшей степени отвечала запросам потребителей, отработка технологий продвижения и продаж, развитие собственных торговых марок.
В то же время мы год из года наблюдаем снижение доли рыночной торговли в общем объеме товарооборота. Не могу сказать, что здесь первостепенную роль играет качество товаров. Скорее всего дело опять-таки в желании горожан сэкономить время и в том, что потребительские предпочтения выходят на более высокий уровень. Рыбинцам гораздо приятнее посещать современные торговые центры, где есть кондиционеры, комнаты отдыха для детей, просторные торговые павильоны с удобными примерочными, бесплатные туалеты.

— Да, но наряду с современными торговыми центрами у нас регулярно открываются магазины эконом­-класса, где главное достоинство товара — его невысокая цена.

DSC_4027— Действительно, сюда покупателей привлекает прежде всего возможность сэкономить на покупках, но тем не менее низкая стоимость товаров не всегда является залогом успешной и продолжительной работы. Периодически такие магазины закрываются. Относительно недавний пример — эконом­-магазины на ул. Плеханова, ул. Моторостроителей. Как я уже говорила, потребительские предпочтения у горожан растут, а качество товаров в таких магазинах, скажем мягко, средненькое.

— Недостаточно высокое качество товаров — это большой минус, но наверняка это не единственный отрицательный момент в работе. Как обстоят дела с разного рода нарушениями в торговле?

— На данный момент государство возложило вопрос качества реализуемых товаров во многом на совесть предпринимателей, реализуя принцип «презумпции добросовестности», покупателям же предлагается в случае чего активно отстаивать свои потребительские права, вооружившись законом. При этом контролирующие органы постоянно выявляют те или иные нарушения в работе предприятий торговли. Так, Рыбинским МУ МВД в минувшем году выявлено 116 административных правонарушений по факту несанкционированной торговли. Специалисты рыбинского Роспотребнадзора установили 135 фактов отсутствия необходимой и достоверной информации о товаре, более шестидесяти нарушений санитарных правил, в том числе сроков годности, условий и режима хранения товаров, отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность товаров, и факты продажи товаров ненадлежащего качества.
Очень часто, а точнее в 92-х случаях, специалисты сталкивались с фактами ненадлежащего оформления ценников, в пяти — имело место нарушение ветеринарно­санитарных норм. При этом общая сумма штрафов составила более 400 тысяч рублей, а объем забракованных пищевых продуктов и непродовольственных товаров — 2990 единиц.

— В общем, некоторым рыбинским предпринимателям еще есть над чем работать…

— Такие нарушения встречаются повсеместно, а не только у нас. Все-таки здесь мы в большей степени сталкиваемся с последствиями отсутствия системного государственного контроля за деятельностью предприятий потребительского рынка.

-По­-моему, рыбинских покупателей условно можно разделить на две категории — одна часть полностью удовлетворена ассортиментом товаров в местных торговых предприятиях, другая же предпочитает отовариваться в соседних городах. Например, знаю, что многие горожане ездят за одеждой и обувью в Ярославль. Неужели у нас не хватает своих хороших магазинов?

— На мой взгляд, сейчас идет процесс своего рода аккумулирования, накапливания в городе известных брендов.
В этом году у нас должны появиться такие крупные розничные сети, как «Карусель», «Атак» («дочка» широко известной сети «Ашан»), «М-видео», «Адидас», «Спорт-мастер». Предварительное согласие на размещение своих предприятий в Рыбинске эти компании уже дали. Еще лет пять назад о присутствии таких брендов в городе можно было только мечтать, и то, что сейчас число признанных и популярных магазинов увеличивается — хороший признак того, что сфера торговли развивается, и наш город является привлекательным для инвесторов. Вспомните, несколько лет назад рыбинцы в массовом порядке ездили закупать продукты в крупные торговые центры Ярославля. Сейчас такого повального паломничества нет. Полагаю, что и по непродовольственной группе товаров ситуация в ближайшие годы изменится.
Недавно открылась кофейня московской сети «Шоколадница», работает «Макдоналдс».
Мы проанализировали ситуацию и установили, что, например, Ярославль, который по обеспеченности торговыми площадями занимает первое место в области — на 1000 человек здесь приходится 1441 квадратный метр площадей, по эффективности их использования в самом конце списка, на 20-м месте. У нас показатели лучше, но также не идеальны — 632 квадратных метра на 1000 человек и 3-е место по обеспеченности торговыми площадями, но при этом 10-е место по показателю эффективности.
Опыт соседей показывает — нам важно не перейти черту перенасыщения, поэтому сейчас все просчитано на три года вперед: какие торговые площади появятся, сколько торговых объектов мы получим. К этому времени город будет удовлетворять потребности местных покупателей в самых разных товарах если не полностью, то, по крайней мере, в очень большой степени.
В ближайшие три года планируется сдать в эксплуатацию более двадцати новых объектов с общей торговой площадью 45 тысяч квадратных метров.

— И все же, чего не хватает рыбинцам для того, чтобы не колесить по другим городам в поисках необходимых товаров, а приобретать все дома?

DSC_4030— У нас в городе недостаточный ассортимент строительных и отделочных материалов невысокого ценового сегмента, товаров для дома и интерьера, швейных изделий и обуви известных марок, поэтому за такими товарами и услугами люди предпочитают ездить в ярославские «Аксон», «Хоум­центр», «Альтаир» и прочие гипермаркеты.
Но, как я уже говорила, думаю, год­два и ситуация в корне изменится, подобные товары будут представлены и у нас. Условия для них созданы, есть современные торговые центры со свободными площадями, развитой инфраструктурой, удобными подъездными путями. Помимо этого, отличительная особенность современных торговых центров — здесь есть возможность не только приобрести что­либо, но и отдохнуть всей семьей. К примеру, в торговом центре «Сириус» проектом предусмотрен кинозал, в «Космосе» есть детский уголок.

— А как у нас обстоят дела с насыщением торговыми центрами отдаленных микрорайонов, таких как Переборы, Заволжье, Слип, Копаево и прочих?

— В Переборах довольно широко представлены продовольственные товары, но недостаточен ассортимент группы непродовольственных, хотя торговыми площадями микрорайон обеспечен. По остальным районам норматив обеспеченности торговыми площадями не достигнут.

— Если мы говорим о цивилизованной торговле и ее авангарде — современных торговых центрах, возникает вопрос, кто придет работать на эти новые торговые площади? Есть ли в городе дефицит профессиональных продавцов, которые умеют не только достать с полки товар, принять деньги и выбить чек, но и дать квалифицированную консультацию, и быть вежливыми несмотря ни на что?

— Конечно, проблема здесь есть — не каждый человек, работавший, к примеру, на рынке, может превратиться в грамотного и ответственного продавца-консультанта. Однако во многом решение проблемы с кадрами лежит на самих предпринимателях. Например, крупные торговые сети имеют свои учебные центры для персонала.
Очень часто приходится слышать жалобы от предпринимателей, дескать, подчиненные не хотят или не умеют работать, поэтому все нужно делать самому. Все становится на свои места, когда спрашиваешь их, имеют ли ваши работники полный соцпакет, получают ли белую зарплату, оплачиваются ли им больничные? Если на все эти вопросы ответ «нет», то и причину искать не надо — она на поверхности. Конечно, есть у нас стабильно и дружно работающие коллективы. Там, где между руководством и подчиненными взаимопонимание и взаимоуважение, работа лучше спорится, а это одна из задач современного подхода к организации торгового дела.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме