новости 31 июля 2013

Инновационное, а по сути нобелевское, развитие Рыбинска должно продолжаться

И вот вопрос: чем стала для Нобелей Россия, которой посвятили они свои жизни?

А что же такое наша страна для нас — жителей России? И что для нас Нобели сегодня?

IMG_0423Накануне открытия памятника Людвигу Нобелю в Общественно-культурном центре прошла пресс-конференция для представителей СМИ и общественности Ярославской области с участием руководителей Фонда Людвига Нобеля Евгения Лукошкова и Анны Яковлевой, директора Нобелевского научно-информационного центра, профессора, председателя комиссии Общественной палаты Ярославской области, бывшего президента компании «Славнефть» Анатолия Сергеева, а также автора памятника Людвигу Нобелю в Рыбинске скульптора Ярослава Бородина.

— Почему именно в Рыбинске установлен первый в России памятник Людвигу Нобелю?

Анатолий Сергеев:

— Многие города достойны того, чтобы в них был установлен первый в России памятник. Но именно Рыбинск явился одним из тех звеньев Верхневолжья, где развитие нефтяной компании братьев Нобелей получило свое наибольшее развитие. Здесь есть судоверфь, носящая их имя, здесь находится одна из крупнейших нефтебаз, Сухой док, в котором стояли суда, и многое другое. Здесь создан один из интереснейших музеев о нобелевском движении. Поэтому выбор не случаен. Инновационное, а по сути нобелевское, развитие Рыбинска должно продолжаться!

Почему именно Людвиг Нобель? Его отец говорил, что Людвиг — самый талантливый. Создание огромной нефтегазовой компании, укрепление обороноспособности России, вопросы социального партнерства, бережное отношение к здоровью людей, создание первых профсоюзов, метрическая система мер, изобретательство — всё это смог сделать Людвиг Нобель за свою недолгую жизнь.

Евгений Лукошков:

— Именно русские Нобели, которые рождались, жили и умирали в России, считали русскую землю своей главной удачей в жизни, именно эта земля принесла им возможность реализоваться в полной мере. Поражаешься тому, как много эта семья дала России и получила от нее в свою очередь. Все они были меценатами, обладали высокой духовностью. Людвиг, конечно, выделялся масштабом личности, талантом. Главное, что все проекты, начатые им, реализованы! И то, что через сто с лишним лет в России возник фонд Людвига Нобеля и первая Нобелевская премия была учреждена русскими людьми в честь Людвига Нобеля, — это очень важно. Одно дело — всемирно известная Нобелевская премия, учрежденная Альфредом Нобелем в честь самого себя, о которой он написал в завещании. Другое дело — Нобелевская премия и стипендия, учрежденные благодарными россиянами уже после смерти Людвига Нобеля в его честь товариществом братьев Нобель и Императорским техническим обществом.

Ярослав Бородин:

— Интересный момент — в день, когда устанавливался бюст, в небе над Рыбинском появилась радуга! Это хороший знак!

Людвиг Нобель многое дал людям, и символом этому стали створы ворот. Сколы глыб символизируют сильный характер, на бронзовых рельефах изображены танкеры Нобеля, дизельные двигатели, нефтяные вышки — основные его изобретения, которые можно развивать дальше.

Анатолий Сергеев:

— Я рад, что памятник впервые становится живым и «долгоиграющим», он будет «продолжаться» из года в год табличками с фамилиями новых лауреатов премии, которые обязательно приедут в Рыбинск. Памятник прекрасно вписался не только в историю Рыбинска, но и России.

— Будут ли другие памятники Нобелю?

Евгений Лукошков:

— По большому счету памятники Нобелю должны стоять в очень многих местах. Но уверен, что их нет ни в одном отделении российских профсоюзов. А профсоюзов бы не было в России, если бы не Людвиг Нобель. Памятник Нобелю не стоит ни на одном предприятии военно-промышленного комплекса, хотя никто в истории не сделал для обороноспособности страны больше, чем Нобели. Нет памятника Марте Нобель, которая на свои собственные средства построила в Санкт-Петербурге огромную больницу и работала в ней простым врачом. Медучреждение работает до сих пор, но памятника Марте нет ни в здании, ни около него… Это зависит от просвещенности и желания тех, кто существует благодаря Нобелям и их деятельности.

— Вы говорите о русских Нобелях как о новом бренде России. Что вы вкладываете в эти слова?

— Мы хотим, чтобы Нобели стали этим брендом. Его смысл — учиться, учиться и учиться тому, как работали, как мыслили эти люди для России. Простой пример — нобелевские городки, очень умная и талантливая находка. Вы знаете, что никто из рабочих Нобеля не поддержал Октябрьскую революцию 1917 года? Они все были против, потому что жили хорошо. Было создано Русское техническое императорское общество, которое отправляло талантливых детей учиться за границу, и они возвращались обратно. Было создано товарищество братьев Нобель, которое смотрело вперед — что будет с Россией дальше! Сейчас в Сколкове ищут новые идеи — так вот они, замечательные идеи нобелевских времен, актуальнейшие для современной России! Вот он, нобелевский бренд!

Сейчас решаются вопросы экскурсионного обслуживания в нобелевском Рыбинске. Будут заключены договоры с туристическими компаниями, выпущен небольшой учебник, в том числе и для школ города, так что памятник — это только начало большой работы.

— Что такое Людвиг Нобель для России и мира?

Анатолий Сергеев:

— Еще очень много не изучено в нобелевской теме. Создание первой в России вертикальной интегрированной нефтяной компании, а по сути и первой в мире, благодаря чему Россия на рубеже 19-20 веков стала мировым лидером. Первые в мире нефтепровод, транспортировка нефти в цистернах по железной дороге, по Волге в нефтяных танкерах. Научно-техническая деятельность, направленная на постоянное совершенствование производства. Это огромный пласт научно-технических разработок, которые и до сих пор применяются в нефтедобыче и в нефтепереработке. Вопросы, связанные с обороноспособностью государства, внедрение новой социально-экономической системы на отдельно взятом предприятии, когда вознаграждение за труд ставится в прямую зависимость от успехов дела. Огромный вклад в развитие системы профессиональной подготовки рабочих кадров. Кстати, по городу Рыбинску он ходил и лично проверял, хорошо ли начищены сапоги у рабочих, и если там была пыль, взыскание получали те, кто отвечает за чистоту. До такой степени он был педант. В то же время он привозил из Италии и Франции лучших актеров и устраивал бесплатные концерты для простых людей. Если у рабочего был талант, он его посылал на учебу в Европу, и тот возвращался обратно, уже получив образование. И Нобель платил за его обучение.

Высокий профессионализм и система преданности предприятию — не японская, а скандинаво-российская. 40% прибыли в компании направлялось на вознаграждение не высшему составу, а рабочим! Есть ли сейчас хоть одно предприятие, которое бы столь высоко ценило свои кадры? Таких примеров в России я сегодня не знаю. Журнал «Форбс» недавно опубликовал список миллионеров прошлого века. Династия Нобелей — на первом месте. До 60% всей продукции шло в Европу, которая и сегодня не может существовать без нефти и газа. И Россия в трудный период 90-х годов выстояла только за счет нефтепродуктов. Нефть и газ дают треть всех налогов в России.

Марина Морозова

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме