новости 18 сентября 2013

Герои Бородина в Рыбинске

После Бородинского сражения перед командованием русской армии с особой остротой встал вопрос о том, где размещать больных и раненых солдат и офицеров. С этой целью под руководством генерал-интенданта действующей армии Егора Францевича Канкрина и главного военно-медицинского инспектора Якова Васильевича Виллие в соседних с Москвой губерниях была организована сеть временных военных госпиталей… Хирургия тогда была эскулаповской, без анестезии. Чаще во время операции раненым давали алкоголь. Медиков с их секаторами боялись больше, чем французской кавалерии.

Всего в тылу было организовано 65 госпиталей, в том числе в Ярославской, Тверской, Владимирской, Калужской и Тамбовской губерниях. В начале сентября 1812 года Ярославль был переполнен. Некуда было определить не только раненых, но и беженцев из захваченной французами Москвы. Часть раненых оказалась в Рыбинске.

27Позже в Рыбинскую городскую думу были доставлены списки нижних воинских чинов, находившихся на излечении в городской больнице в 1812-1815 годах за счет городских средств, составленные на основе ведомостей городского штаб-лекаря Левицкого. Вообще-то штаб-лекарь -это медицинский чин в армии. И статус Левицкого в этом качестве непонятен. Был ли он просто городским врачом или командирован военным начальством для лечения раненых? Раненые и больные воины в этот период находились на излечении за счет города и в так называемом военном лазарете, действовавшем под руководством того же Левицкого. История этого лазарета нам, к сожалению, известна не полностью.

Не исключено, что часть средств на содержание больных и раненых отпускалась из сумм военного ведомства. И соответственно в списки Думы попали только те больные и раненые, содержание которых оплачивалось городом. Рыбинская больница тогда не обладала большой вместимостью и была рассчитана максимум на 30 человек. Еще 30 человек могла принять лечебница ведомства путей сообщения. Поэтому понятно, что Рыбинск не мог разместить большое количество раненых. К счастью, документы сохранили имена и фамилии некоторых из них.

20 сентября 1812 года (здесь и далее по старому стилю) в рыбинскую больницу со штыковым ранением поступил бомбардир 4-й артиллерийской бригады Федор Васильев. 4-я артиллерийская бригада под командованием полковника Алексея Ивановича Воейкова входила в состав 4-й пехотной дивизии генерал-майора принца Евгения Вюртембергского, участвовавшей в защите батареи Раевского. Во время Бородинского сражения дивизия потеряла убитыми и ранеными 1035 нижних чинов, 19 офицеров и одного генерала. И именно артиллеристы первыми пали жертвами французских атак. Рана Федора Васильева оказалась смертельной. Напротив записи о приеме солдата сделана лаконичная помета: «Сентября 26-го помер».

22 сентября в Рыбинск с ранением был доставлен рядовой 9-й фузилерной роты Таврического гренадерского полка Иван Александров. На Бородинском поле Таврический гренадерский полк под командой полковника Сулимы защищал стык левого фланга 2-й Западной армии и правого фланга 3-го пехотного корпуса генерал-лейтенанта Николая Тучкова, оборонявшего Утицкий курган, защитников которого французы хотели отрезать от основных русских сил. При Бородине полк потерял солдат и унтер-офицеров убитыми 64, ранеными 165, пропавшими без вести 161 человека. Иван Александров выздоровел 20 октября.

1 октября в рыбинскую больницу был принят с ранением рядовой 2-й роты 18-го Егерского полка Алексей Иванович Белков. Этот полк (командир — подполковник Тихон Чистяков) вместе с другими подразделениями под командованием генерала Ермолова, тогда начальника штаба 1-й Западной армии, участвовал в контратаке на батарею Раевского, когда она была уже почти захвачена солдатами дивизии Бонами. 2-я рота 18-го Егерского полка под командой капитана Панченко непосредственно принимала участие в контратаке на батарею. В Бородинском сражении 18-й Егерский полк потерял убитыми и ранеными 303 солдата и унтер-офицера. 12 офицеров были ранены, в том числе и командир 2-й роты капитан Панченко. Алексею Белкову пришлось пролежать в рыбинской больнице два месяца. Он был выписан на поправку 3 декабря.

14 октября в Рыбинск прибыл с ранением рядовой 8-й мушкетерской роты Копорского пехотного полка Герасим Васильевич Кострин. 26 августа 1812 года Копорский пехотный полк в составе 23-й пехотной дивизии под командой генерала А.Н. Бахметьева 3-го в один из наиболее критических моментов сражения выбил французов из деревни Семеновской. В этот день только из числа нижних чинов полк потерял убитыми и ранеными 553 человека, 3 офицера были убиты, 12 ранены. 26 января 1813 года Герасим Кострин от ран скончался. При Бородине был ранен и подполковник Копорского полка, тогда еще майор, помещик деревни Александрово Рыбинского уезда Александр Кузьмич Суханов. Его фамилия среди прочих офицеров полка была выгравирована на памятной доске, посвященной Копорскому пехотному полку на Бородинском поле. Однополчанином подполковника Александра Суханова был и помещик деревни Хвощевки Рыбинского уезда штабс-капитан Александр Афанасьевич Эндоуров.

О раненых офицерах из дома вдовы Лазаревой в Рыбинске вообще ничего не известно. Сколько их таких, безвестных героев Бородина, неизвестных не только у нас, но и еще где бы то ни было. Десятки, сотни, тысячи?

 Великое молчание старожилов

Когда-то Ницше писал о «чрезмерности» истории. Но к нашему случаю это не относится. В описаниях города Рыбинска у Гомилевского и Головщикова нет вообще ни одного упоминания о 1812 годе. То, что Гомилевский и его спонсор купец Федор Тюменев, прямые очевидцы тех событий, ничего не знали о них, тем более Тюменев как один из руководителей «ночной стражи» в Рыбинске, созданной для борьбы с французскими лазутчиками, вызывает большие сомнения. Возможно, они рассудили так: «Мол, наше дело маленькое. А про большую историю, да еще про войну пусть пишут столичные и придворные умники».

К счастью, войне 1812 года повезло. Она стала «жертвой» 200-летнего юбилея. И хочется надеяться, что в будущем круглые даты не станут единственным поводом обращения к местной истории.

Иван Кочуев, член совета Рыбинского отделения ВООПИиК. Материал подготовлен с использованием документов Рыбинского филиала госархива Ярославской области

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме