новости 18 сентября 2013

«На серебряных волнах» под звуки мандолины

Чудесные усадебные вечера известного российского музыканта Мити Кузнецова в этом году продолжились до начала сентября. Последним аккордом скрывшегося за поворотом лета стало выступление французских менестрелей – Наташи и Жюльена Пикар.

2Разыгранное ими представление волшебным образом вписалось в чарующую атмосферу Митиного дома, сада и маленькой уютной сцены, украшенной «занавесом» из зелёного плюща. Гости принесли с собой неповторимый аромат старой Франции. В нём, как на перекрёстке тысячи дорог, смешались запахи разных стран – от Англии до Японии. Они выразились в песнях, дотянувшихся к нам сквозь века.

Неведомы пути Всевышнего. Но удивительны и чудесны. Как так случилось, что профессиональные артисты из Лиона, почти не говорящие по-русски, вдруг оказались в «Этно-Кузне» Мити Кузнецова? И даже не просто оказались, а сделали небывалое доселе представление, в подготовке к которому они исколесили дороги нескольких стран?

Впервые французы посетили «Этно-Кузню» в марте: их привели друзья-художники. Жюльен и Наташа рассказали, что путешествуют по разным странам, сейчас ездят по городам России. Когда Жюльен спел, завораживающий голос солиста лионской оперы по-настоящему потряс Митю, и он предложил гостям сделать один из усадебных концертов. Идея выступления перед русской аудиторией всерьёз захватила гостей. Договорившись о повторном визите в «Этно-Кузню», французы уехали. Однако с этого момента их движение вперёд приобрело дополнительное содержание: артисты стали собирать репертуар для усадебника. Путешествуя, они постоянно находились на связи с Митей. Жюльен делился находками, творческими идеями – к августу в «волшебном сундуке» менестрелей набралось около двух с половиной десятков песен на разных языках. Из них и было соткано – по-другому не скажешь – изящное музыкальное представление в манере старинных французских уличных театров, в прежние века разъезжавших в повозках по дорогам страны и игравших спектакли на городских площадях.

5Каждая деталь, каждый жест этого небывалого перфоманса были продуманы и затем отпущены в свободное русло импровизации: именно этот живой родник всегда отличал народное искусство. И вот 8 сентября, в назначенный час артисты вышли к публике, а её собралось несколько десятков человек, и… начали делать подарки. Наташа предлагала гостям программки, собственноручно ею написанные, и маленькие свёртки с конфетами, а Жюльен угощал всех чаем. Согрев аудиторию, артисты начали представление. Оно шло по-французски – собравшиеся сразу погрузились в атмосферу иной культуры, почувствовали себя её частью – перевода уже не требовалось. А песни… Они звучали под аккомпанемент мандолины на языках оригинала: итальянском, китайском, польском, французском. Многие разыгрывались. Жюльен выступал в образе доброго, лучезарного мима, а Наташа меняла сценические маски: то появлялась в образе актрисы «не от мира сего», то в маске мистера Вонга – в представлении артистов, собирательного образа персонажей восточного эпоса.

Наташа — профессиональная актриса и режиссёр. У неё свой театр, в котором связи между сценой и публикой очень тесные. В этом смысле её искусство близко по духу театру великого польского режиссёра Тадеуша Кантора. Связь артиста с публикой очень важна. Здесь, у Мити, именно так и происходит.

Песни сменяли друг друга. Чудесный голос Жюльена, словно созданный для музыки барокко, смещал границы стран и времён. Они испарялись – прошлое становилось настоящим, живым. Ветер, слетевший с яблоневых крон, листал его страницы. Здесь всё было по-настоящему чудесно. Из восемнадцати песен, собранных Жюльеном и Наташей за время путешествия, лишь три относительно известны. Это японская «Сакура», английская песня шестнадцатого века «Green Sleevs» и наша «На серебряных волнах». Остальные даже для Мити Кузнецова, много слышавшего и знающего, оказались новыми. Но удивительное дело: какими-то потаёнными струнами души публика улавливала эти песни как уже когда-то слышанные, издавна знакомые. Ведь песни, как и мифы, из века в век кочуют по миру, оседают в культурах разных народов, обретают новые тексты, оттенки звучания, но сохраняют первоначальное «лицо» – оно-то и узнаётся слушателями.

Выступление французских артистов в Рыбинске стало настоящим экспериментом. Уже сам факт того, что публики пришло так много, удивил Жюльена: он изначально предполагал сыграть и спеть для небольшого круга друзей Мити. Все песни исполнялись Жюльеном и Наташей для большой аудитории впервые. Представление тоже было целиком придумано и организовано с учётом усадебной сцены. Особым же творческим опытом и подарком зрителям стало исполнение известной русской песни «Колокольчик». Прямо на сцене Митя напел Жюльену мотив, и буквально через несколько минут тот запел «Колокольчик» по-французски. Слова придумывал на ходу, оставив от оригинала лишь ласкающее ухо «динь-динь-динь». Это было настолько органично, что поначалу в стопроцентность импровизации верилось с трудом. Публику это привело в неописуемый восторг – границы между сценой и «зелёным залом», и без того условные, окончательно растаяли.

Уже после выступления Жюльен сказал, что Митина сцена ему показалась очень уютной и близкой:

— Этот концерт, — говорит артист, – первый и единственный на столь большую публику в России. Это очень впечатляюще для нас. Хотя подготовить выступление было не очень просто. Мы старались делать то, что любим: маленькие вещи могут вызвать эмоции, которые на самом деле не малы. Думаю, у нас получилось. Публика очень приветливая, дружелюбная. Мы счастливы.

Жюльен рассказал, что поначалу они с Наташей отправились в путешествие, чтобы изучить культуру разных стран. Они взяли с собой два инструмента — мандолину и аккордеон – с намерением искать старинные песни, учить их и устраивать маленькие контактные выступления с аудиторией в 3-5 человек. Так и было. Артисты пели в купе поездов, на улицах – вместе с играющими на них музыкантами. Просто для общения с людьми и удовольствия. Так они за восемь месяцев посетили Германию, Польшу, Украину, Россию, Японию, Китай, Монголию. В России были во многих городах, даже в Сибири, но особенно полюбили Петербург.

Поиски свои Жюльен и Наташа стараются вести в народной среде. Внимательно слушают, то, что особенно нравится, записывают, потом заучивают. Пока песенный багаж артистов не очень большой. По словам Жюльена, в выступление на сцене рыбинского усадебника не вошло всего шесть-восемь песен. Однако поиски продолжаются. После Рыбинска французские гости поехали в Тутаев, оттуда – в полюбившийся Питер. В конце сентября они вновь направятся в Украину и восточную Европу, где будут путешествовать до декабря. Те песни, что вошли в наш концерт, французы записали на студии Мити Кузнецова. Следующим летом Жюльен и Наташа Пикар обещали вернуться – с новыми находками. Тогда, возможно, и будет завершена запись их первого песенного альбома.

 Ольга Симонова

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме