новости 18 сентября 2013

Грозит ли нам судьба Комсомольска-на-Амуре?

Города, стоящие на крупных реках, озабочены этим вопросом, особенно в преддверии осеннего паводка. Рыбинск не исключение. О том, какова реальная опасность повторить историю с катастрофическим наводнением на Дальнем Востоке, рассказали специалисты «РусГидро – Каскад Верхневолжских ГЭС».

DSC_7237Поводы для беспокойства обывателей вполне объяснимы. Сентябрь в нашей полосе – начало традиционного «сезона дождей», прогнозы синоптиков уже сплошь затянулись тучами. Чего ждать от осеннего половодья? И справятся ли рыбинские гидросооружения с возможными аномальными явлениями?

Чтобы разобраться с собственными страхами, для начала нужно понять, что же произошло на Дальнем Востоке, и почему он оказался не готов к напору водной стихии.

Ситуацию с точки зрения гидроэнергетики прокомментировал заместитель главного инженера по технической части «РусГидро – Каскад Верхневолжских ГЭС» Владимир Дубровин:

— По большому счету, стоит ли ждать от паводков катастрофических последствий, зависит от того, зарегулирован ли сток. Другими словами, есть ли на реках гидросооружения или нет. В бассейне реки Амур — две ГЭС на притоках: Зейская и Бурейская. Если бы там были построены еще электростанции, то, соответственно, и объемы половодья были бы значительно меньше.

По его словам, стихия наносит сокрушительный удар там, где человек не внес свои коррективы в движение рек. Вспомните, как каждый год заливает Европу. Или фотографии старого Рыбинска до строительства ГЭС, наводнение 1929 года, когда по улицам Крестовой и Чкалова плавали на лодках. Сейчас на Волге стоят семь электростанций. А крупное Рыбинское водохранилище, его огромные свободные объемы в 16 кубических километров (для сравнения: свободный объем Угличского водохранилища всего 0,67 куб.км, Нижегородского – 3 куб.км) позволяют существенно снимать риски при половодьях, в том числе и существенно выше средних. Именно поэтому дальневосточный сценарий не ожидаем в Ярославской области.

— Ближайший пример предотвращения половодья, — продолжает Владимир Дубровин, – осенний паводок в прошлом году. Для нашей станции он оказался самым многоводным за всю историю ее работы. Однако практически никто из населения этого не почувствовал. Водохранилище приняло на себя весь паводок, и потом, когда он прекратился, мы спокойно в течение зимы сбросили излишек воды. И, несмотря на то, что снеговые запасы были большими, а весна дружной, мы успешно прошли весенний паводок. Если бы не было ГЭС или их было мало, то сдержать его было бы невозможно.

— Наши гидротехнические сооружения спроектированы с очень большим запасом, — комментирует заместитель главного инженера по эксплуатации КВВ ГЭС Александр Горшков. — Нормальный подпорный уровень в районе отметки 102 они могут гарантированно выдержать, и форсированный уровень в районе отметки 104 тоже. Для сравнения: во время максимального по объему весеннего половодья 1955 года отметка водохранилища не поднялась выше 102.50. В минувшее весеннее половодье 2013 года в черте Рыбинска зафиксирована отметка 88-88.50. Самый большой объем сброса достигал тогда 2,5 тысячи квадратных метров в секунду (и то только в течение трех дней).

Представьте себе, что бы было при нерегулируемом сбросе 12,5 тысячи кубических метров воды в секунду, когда к створу гидроузла устремилась почти половина всего годового притока. Колоссальные массы воды хлынули бы на Рыбинск, и вот тогда город был бы похож на сегодняшний Комсомольск-на-Амуре.

Тем не менее, подтопления, пусть и не масштабные, происходили в черте Тутаева, Ярославля, пригородных зонах.

— Это означает только одно – вы построились там, где строиться нельзя, в зоне возможного затопления, где строительство не предусмотрено проектом водохранилища, — парирует Александр Горшков.

Другой вопрос – в каком состоянии сейчас находятся основные гидротехнические сооружения, которые сдерживают напор водохранилища и обеспечивают безопасность, — бетонная плотина, земляные плотины, дамбы, если учитывать, что возраст Рыбинской ГЭС перевалил за семьдесят?

— Их расчетный срок службы – сто лет с дальнейшим продлением, — разъясняет Владимир Дубровин. – Так что ресурс еще не исчерпан. Раз в пять лет происходит полное обследование всех ГТС с помощью специализированных организаций. Выявляются дефекты, прописываются сроки их устранения, мы их выполняем. В настоящее время завершилась реконструкция дренажных каналов под дамбой, ведется укрепление отводящего канала (правый берег), ремонтируются откосы – каменные и бетонные. В их надежности можно не сомневаться.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме