новости 25 сентября 2013

ОСАГО: полис есть, да взять не можно

Автовладельцы сбились с ног — в Рыбинске невозможно заключить договор ОСАГО. Хотя нет, у иных страховщиков можно. Правда, если выполнишь условия «ультиматума» и плюсом купишь ненужную страховку жизни и здоровья или имущества. Что случилось на рынке обязательного страхования, выяснял наш корреспондент.

 Массовая перспектива стать пешеходом

OLYMPUS DIGITAL CAMERA Вот типичный рыбинский автовладелец, назовем его Петром. Когда подошел очередной срок оформления полиса ОСАГО, он проторенной дорожкой пошел в «Красную звезду», где девушка-менеджер, к его удивлению, отказалась оформлять заветный зеленый бланк. Её ответ еще более поразил: нет бланков уже полтора месяца. Делать нечего, наш герой направил стопы к другому страховщику, крупному и авторитетному. Там и вправду не отказали. Полисы в наличии, только есть одно условие, небольшой нюанс: нужно плюсом купить страховку жизни и здоровья или имущества. И обойдется этот «нюанс» всего-то в две тысячи сверх обычных для него «осаговских» 1900. А не хочешь тратить деньги на бесполезные для тебя услуги — давай, до свидания, освободи очередь. И тут Петр оказался на распутье: что делать, переплатить за ненужные опции или отказаться? Но без бумажки ты – пешеход, ставь свою «ласточку» на прикол, ведь гаишник вряд ли примет слезные объяснения вместо полиса автогражданки… И таких, как Петр, в Рыбинске сотни, а может, и тысячи.

Непонятная ситуация рождает массу слухов среди автомобилистов. Мол, страховщик разорился и теперь, случись ДТП, выплат не видать, как своих ушей.

— Это не так, — успокаивает владельцев транспорта руководитель компании «Красная звезда» Игорь Мяконьков. — Выплаты по ОСАГО ведутся. Насчет этого беспокоиться не стоит. Ни одного отказа нет и не будет. Возмещение ущерба получают абсолютно все клиенты, которые приобрели полис в нашем офисе.

Тогда в чем дело?

 Ушли в минус

Ситуация, когда полис есть, да взять не можно, возникла не на пустом месте и назревала уже достаточно длительное время. Давайте разберемся во всем по порядку. В настоящее время для расчета стоимости ОСАГО действует единый тариф. Он рассчитывается в зависимости от вида транспортного средства, начиная с 1215 рублей для мотоциклов и заканчивая 3240 рублями для грузовиков. Тариф включает семь поправочных коэффициентов, они учитывают целый ряд факторов: возраст и стаж автомобилиста, число тех, кто имеет право управлять транспортным средством, срок использования автомобиля, мощность двигателя, предыдущую аварийность, а также территорию вождения. Именно вокруг территориального коэффициента не стихают споры, и именно он в конечном итоге сыграл злую шутку с Рыбинском. Устанавливая в 2010 году новые коэффициенты, правительство руководствовалось чисто формальным принципом, разделив все населенные пункты страны на крупные города (областные центры, миллионники) и все остальное, якобы в первых сосредоточен весь транспорт, соответственно, и высокая аварийность, а в последних уж как-нибудь телега с трактором разъедутся. В результате, в Ярославле коэффициент вырастает до 1,5, а Рыбинск (нонсенс!), где только личного автотранспорта 60 тысяч единиц и интенсивность движения соответствующая, довольствуется критически низким 0,9. Рыбинским автовладельцам это, вроде бы, на руку: страховка у нас дешевле, чем в соседнем областном центре, почти в два раза. Но радоваться пришлось недолго, был запущен процесс, подготовивший сегодняшний «осаговский» коллапс.

Показателен пример рыбинской компании «Красная звезда», работающей в сфере страхования.

осаго6— Десять лет мы сотрудничаем со страховой компанией «Уралсиб», в качестве их агента в Рыбинске по ОСАГО мы страхуем порядка 25 тысяч человек, — рассказывает директор «КЗ» Игорь Мяконьков. — Это большая доля рынка в городе. Нам удалось привлечь к себе людей за счет сервиса, той же бесплатной круглосуточной службы аварийных комиссаров больше нет нигде в России. Благодаря этому мы добились снижения убыточности за счет устранения лазеек для мошенников. До определенного момента сборы превышали выплаты, но к 2010 году заработанные ресурсы уходят в ноль, а после – в минус. А все почему: страховой тариф у нас низкий, а объем выплат сопоставим с ярославским и год от года только растет (увеличивается количество транспорта в городе, дорожают запчасти), кроме того, у значительного числа клиентов накапливается приличная (до 50%) скидка, предусмотренная законом за безаварийную езду. Последней каплей становится инициатива правительства об увеличении лимита ответственности: если раньше страховщик выплачивал максимум 120 тысяч рублей, то предлагается в случае «дорогой» аварии поднять выплату вплоть до 400 тысяч. Как итог — Рыбинск, впрочем, как и все остальные малые города, стал убыточен, а значит – непривлекателен для страховщика по ОСАГО.

 Саботаж

Можно предположить, что для страховщиков такое положение дел не особенно критично и что колоссальные прибыли с длинным шлейфом нулей в крупных городах вполне покрывают «минусы» в небольших населенных пунктах. Но это только на наш взгляд, доходы и убытки страховщика — сообщающиеся сосуды. На деле же большинство страховых компаний делиться не хотят и попросту используют сложившуюся тупиковую ситуацию, чтобы сдирать деньги. Например, «в нагрузку» к ОСАГО навязывая клиентам заключать договоры имущественного и личного страхования (всем понятно, что эти виды страхования практически не убыточны, и выплаты по ним редки).

Подобными мерами не гнушаются и крупнейшие российские страховщики. Так, например, антимонопольщики уличили «Росгосстрах» в том, что в компании действовал внутренний приказ о принуждении покупателей совместно с автогражданкой приобретать необязательные страховки. Обязательный вид государственного страхования намеренно саботируется по всей стране. С 1 января по 25 июля 2013 года, приводятся данные на официальном сайте ФАС, от физических лиц поступило множество обращений с жалобами на действия страховых организаций, а также кредитных организаций в связи с сотрудничеством со страховщиками. Из них более половины как раз связаны с политикой принудиловки. В результате, в пяти субъектах Российской Федерации выданы предупреждения, в двух субъектах возбуждены дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 закона «О защите конкуренции». Периодически даже выписываются штрафы, но суммы их для бизнес-гигантов – как слону дробинка. Как говорится, собака лает – караван идет. И по свидетельствам автовладельцев, их по-прежнему вынуждают тратиться на «допопции», иначе – «нет полисов».

 Цена репутации

Впрочем, у некоторых страховщиков отсутствие бланков ОСАГО не понарошку, а реально. Например, у той же «Красной звезды».

— У нас действительно закончились полисы, «Уралсиб» уже полтора месяца нам их не дает. Теоретически мы можем получить бланки, взяв в партнеры страховщиков, располагающих этим ресурсом, но тогда придется принять их правила игры. Но наша принципиальная позиция такова: мы не будем ничего навязывать, продавать «в нагрузку», заниматься вымогательством, — продолжает Игорь Мяконьков. — Это вопрос репутации. Мы очень многое сделали, чтобы «Красную звезду» в городе люди знали и нам доверяли, и не хотим потерять это доверие. Да, отказ застраховаться вызывает у клиентов негативную реакцию. Но, на мой взгляд, это лучше, потому что честнее: человек уйдет от нас пусть с долей разочарования, но без осознания того, что ты его обманул, попросту развел. Сейчас мы работаем над тем, чтобы минимизировать неудобства наших клиентов, вызванные отсутствием полисов. Предоставляем справку, в которой указана скидка за безаварийную езду. В соответствии с законом об ОСАГО с этой справкой автовладельцу обязаны предоставить положенную скидку в любой компании.

Мы в свою очередь ведем поиск партнера, которой смог бы обеспечить поставку полисов ОСАГО по предусмотренным законом тарифам, без переплат и навязываний ненужных услуг. И как только мы найдем такую компанию, сразу же вновь начнем продажи полисов. Мы делаем все, чтобы «Красная звезда» сохранила своих клиентов.

При этом возникает резонный вопрос – раз бланки закончились, почему бы не заказать их иным путем, минуя донельзя «предприимчивых» монстров страхования? Полисы ОСАГО печатаются на Гознаке, но напрямую страховщик обратиться туда не может. Решение о выделении той или иной компании энного количества бумаг принимает РСА — Российский союз автостраховщиков. Это саморегулируемая организация, она учреждена страховыми компаниями, а количество представителей той или иной фирмы в правлении союза – внимание! – зависит от доли занимаемого рынка. То есть чем крупнее компания, тем весомее звучит ее голос, который в конечном итоге имеет решающе значение. И здесь знакомые все лица — известные всем страховщики, продающие с «нагрузкой». Можно сказать, что именно эти гиганты распределяют бланки между собой и всеми остальными игроками страхового бизнеса. Ну или не распределяют. Допроситься у РСА бланков без «нагрузки» пока не получается.

В заложниках циклопической жадности оказались все небольшие города России, которые для страховщиков-гигантов не существуют до тех пор, пока не перестанут быть убыточными. Как не существуют и тысячи предпринимателей-перевозчиков, вынужденных страховаться втридорога или распрощаться с бизнесом, и рядовых автовладельцев, таких, как наш Петр, которому без машины, может, не прокормить семью. Но кому какое дело до маленького человека в богом забытом Рыбинске, если речь идет о больших деньгах здесь и сейчас? Цинично? Да. Но в какой стране живем…

Ситуация зашла в тупик. Терпят убытки добросовестные страховщики (такие, как «Красная звезда»), ущемлены в своих законных правах их клиенты. Единственные, кто выигрывает в данной ситуации, это мошенники. Быстро сориентировавшись в мутных водах недобросовестной конкуренции, они уже сейчас продают фальшивые полисы на автостоянках, парковках, да где угодно. И люди покупают. Потому что, увы, доверчивы и другого выхода не видят.

 Свет в конце туннеля

Он есть. Свои надежды в разрешении кризиса страховщики связывают с нововведениями Госдумы. А конкретно – с решением парламентариев о введении понятия ценового коридора на ОСАГО. Это позволит страховщикам продавать услугу ОСАГО по любой цене в пределах установленной вилки. С одной стороны, коридор узаконит дополнительный побор, и автогражданка однозначно подорожает. Но с другой, запустит механизм здоровой конкуренции между компаниями. Если одна взвинтит цену до верхней планки разрешенного лимита, то на рынке обязательно найдется другая, которая предложит заветные бланки дешевле.

— Когда что-то прояснится, мы организуем работу, максимально выгодную для наших клиентов, — убеждает Игорь Мяконьков.

Ждать осталось недолго. Второе, основное, чтение по закону о реформе ОСАГО состоится уже 22 октября.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
андрей 13:14 | 9 Апрель 2014

Волгоград. Полный кирдык. Если бы кто- то нас слушал… Предлагаю ОСАГО отменить как обязаловку. Если есть желание страховать авто- страхуй, и до ОСАГО страховали и люди были довольны. А сейчас я думаю, в какой шарашкиной конторе мне купить страховку. Все равно не мне с этой шарашкой типа Росгосужас иметь дело, а терпиле, невиновному. Типа, не пропустил меня на «красный», пусть теперь помучается, побегает, доказывает в суде, что ремонт обошелся в 30 тыр а не в выплаченных 5 тыр.Дурдом правовой какой- то. Уважаемый Владимир Владимирович, Государь Всея Руси!!! А теперь еще и республики Крым!!Отмените пожалуйста свое детище, поскольку поганые бояре извратили весь смысл сея богоугодного начинания и превратили его в орудие диавольское.А говоря проще- отмените на хрен это ОСАГО, уже месяц не могу застраховать авто, говорят в страховых конторах что бланков нет. Или перстом своим преостановите закон, по которому ОСАГО является обязательным. Не оставь милостью своей холопов своих.Челом бьем государю!!!!

Владимир 23:40 | 28 Апрель 2014

Андрей, не знаю как вас по батюшке, я разберусь с этой ситуацией.

Александр 23:02 | 16 Декабрь 2015

1 июля 2015 стартовали продажи ОСАГО через Интернет для тех водителей, которые продлевают полис

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме