новости 5 декабря 2013

Сергей Шварев: «Хороший технарь рождается в детском техническом творчестве»

Рыбинск — промышленный город, и именно с развитием крупной промышленности в первую очередь связано его будущее. Но и город, и его промышленность много теряют именно из-за острой нехватки квалифицированных технических кадров. Город, в котором действуют авиационный университет, авиационный колледж и десяток профессиональных училищ!

24Сегодня пришло наконец реальное понимание того, что в срочной модернизации нуждается система профессионального образования, которая должна максимально отвечать потребностям растущей промышленности. Создана рабочая группа, в составе которой представители города, области, промышленной отрасли, и, как заявил и.о. главы города Леонид Можейко, еще до конца этого года будет предложена концепция этой модернизации. Более того, в школе № 12 решено сфокусировать ориентацию школьников на точные науки, на промышленность, на производство, и НПО «Сатурн» готово выступить в качестве шефа. Эти перспективы будут реализованы в ближайшее время.

Но есть еще одно направление в городской образовательной сфере, которое способно сослужить настоящую службу рыбинской промышленности. Это сфера дополнительного образования, и в частности кружки детского технического творчества. Один из них — судомодельный кружок в Центре технического творчества, что работает на улице Кирова. У преподавателей Сергея Шварева и Ивана Нефедова здесь занимаются 30-40 талантливых ребят. Процесс создания моделей начинается с умения читать чертежи, масштабировать, работать с обычной фанерой. А затем мальчишки осваивают множество самых разных технологий, работу с различными материалами (стекло, пластик, латунь, проволока, краски, эмали, лаки), резку, пайку, шпаклевку, покраску, различные операции на токарном, фрезерном, сверлильном станках, создание электрической схемы, систем управления действующей моделью. И эти модели потому участвуют в российских соревнованиях, получают оценки серьезных специалистов.

Недавно один из учеников Сергея Шварева — Сергей Паршонков — стал участником Всероссийского форума юных интеллектуалов России. Хотя, говорит преподаватель, можно было бы отправить в Ярославль любого его ученика. «Я вожу ребят на судостроительный завод «Вымпел», они знают, как строятся настоящие суда. И сами делают отличные модели. Но что такое для промышленного Рыбинска несколько десятков детей, занимающихся техническим творчеством? Это слишком мало, неоправданно мало! — рассуждает Сергей Анатольевич. — Я помню, раньше в каждом микрорайоне были судомодельные кружки. Эти направления поддерживали заводы, предприятия имели свои технические центры. После работы в кружки приходили технари, все кипело: судо-, авиа-, радио-, автомобильные модели делали. А потом вместе испытывали созданную технику — настоящую! Я видел фотографии с ярославского форума, с выставки. Честно говоря, смотреть не на что. Единственная стоящая модель самолета с вертикальным взлетом, но и она выполнена на довольно низком техническом уровне. Раньше этот уровень был намного выше. И сегодня дети могут делать гораздо больше, интереснее, сложнее. Но они занимаются сейчас два раза в неделю, а мы ходили в кружки практически каждый день!

А посмотрите, кто ведет уроки труда в школах? Редко в какой школе встретишь трудовика-мужчину, мальчишки учатся вышивать крестом и готовить. Через 15-20 лет наши мужики будут не способны гвоздь вбить… А на заводах не хватает грамотных рабочих-специалистов…

Я думаю, что нужно вернуться к старой доброй испытанной системе — чтобы эту работу поддерживали заводы, которые остро нуждаются в квалифицированных кадрах, настоящих технарях. А они, эти кадры, рождаются именно в техническом творчестве с детства. Нужно, чтобы дети занимались класса с четвертого, чтобы у них была возможность учиться, создавать модели и их испытывать, модернизировать. Сегодняшняя молодежь лучше, чем была 5-10 лет назад — тогда она кроме компьютеров ничего не знала и знать не хотела. Подростки занимаются спортом, находят другие интересные увлечения, а компьютер им в этом уже просто помощник. Нужно дать возможность им реализовать свои увлечения, учиться на практике, видеть применение своим знаниям и умениям.

Что нужно для этого? Целевые программы, которые бы привлекли в эту сферу мужчин — практиков, авторитетных, талантливых. Зарплата должна быть нормальная. Мы когда-то являлись цехом завода, и зарплата была на уровне средней по заводу. 22 кружка насчитывалось, а руководство — один директор, один методист и завхоз. Все! А сейчас — одно отчетное бумаготворчество, и зарплата — меньше пенсии… Мы очень ограничены в финансировании, денег на материалы вообще ноль».

Сергей Шварев уверен: есть большой резон вписать учреждения детского технического творчества в программу модернизации профессионального образования, и этим объединить интересы города, системы образования и промышленных предприятий.

Марина Морозова

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме