новости 9 января 2014

Так создавались машины…

Почетный гражданин города Рыбинска. Награжден Знаком отличия «За заслуги перед Рыбинским муниципальным округом». Заслуженный машиностроитель РФ. Почетный машиностроитель РФ. Заслуженный работник АО «Раскат». Кандидат технических наук. В течение 22 лет генеральный директор завода дорожных машин, впоследствии — ЗАО «РАСКАТ». С 1976 — 2006 гг. — председатель ГЭК РГАТА. 31 декабря Вячеславу Ивановичу Окуневу исполнилось 80 лет.

.....2013-2.p65— Вячеслав Иванович, вы помните, как вас назначали генеральным директором?

— До сих пор вспоминаю директора завода Ивана Ивановича Моисеева, под руководством которого был создан каток ДУ-480, первый в области получивший «Знак качества». Я работал в конструкторском отделе, когда он вызвал меня и сказал: «Чтобы ты лучше узнал производственный процесс, хочу на три года назначить тебя на должность заместителя начальника производства завода».

Через три года я попросился назад, в конструкторский. А он говорит: «Нет, нужно, чтобы ты умел работать с людьми. На следующей неделе будет отчетно-выборное профсоюзное собрание, и мы выберем тебя председателем комитета профсоюза завода».

— Он целенаправленно готовил вас в директора завода…

— Я не пошел на собрание, потому что отсутствующего не могли выбрать на эту должность, а утром прихожу на завод и мне говорят: «Поздравляем. Ты председатель завкома».

Надо сказать, что работа в этой должности, общение с людьми очень помогло мне. Я научился вникать в проблемы работников, помогать им. А потом меня назначили главным конструктором. Тогда на предприятии работало более 20 конструкторов, которые разрабатывали оригинальные детали для разных катков. Я разделил их на группы, и каждая группа начала заниматься одним узлом, который стали использовать на машинах всех 10 моделей, которые тогда выпускал завод. Таким образом мы внедрили модульный принцип компоновки катков, впоследствии он лег в основу моей диссертации.

Но новый директор Вадим Николаевич Федосов опять вызвал меня: «Будешь главным инженером». — «Да я только начал работать главным конструктором, у меня столько мыслей!» — «Главному инженеру тоже мысли нужны». Так я стал главным инженером. А когда прошел обучение в институте повышения квалификации, министерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения рекомендовало меня на должность генерального директора завода в отрасли.

Тогда руководителей предприятий назначали горкомы и райкомы, и когда встал вопрос о назначении меня на должность директора завода дорожных машин, партийные функционеры не утвердили мою кандидатуру.

— Почему?

— Выступая на совещаниях горкома и райкома, я всегда честно говорил то, что думаю, и им это не нравилось. Однако меня вызвали на коллегию министерства, вручили приказ о назначении и сказали: «Пошли их всех. Не они теперь командуют». Это был 1984 год.

— Под вашим руководством на предприятии создали 20 новых моделей катков — от 1,5 до 20 тонн.

— Помог модульный принцип, о котором я уже говорил, когда 90% унифицированных узлов использовались на нескольких машинах. Дорожники работают с различными грунтами, им нужно много разных катков.

— Кроме катков, в производство внедрили рыбинскую экологическую машину (РЭМ). Как она создавалась?

— Машины для уплотнения свалок раньше покупали за границей за очень большие деньги. В начале 90-х пермский НИИ, который занимался проблемами утилизации отходов, предложил на основе одного из наших катков разработать уплотнительную машину.

Я обрадовался возможности выпускать не сезонную технику. Ведь спрос на катки появляется весной и летом, а осенью и зимой мы всегда работали на задел: брали кредиты, забивали склады готовыми изделиями, потом продавали их и рассчитывались с банками.

Я попросил коллег устроить мне встречу с директором самой большой свалки в России, которая находилась за МКАДом в Москве. Там увидел мощную махину финского производства и понял, какой должна быть уплотнительная машина. Представляете, какой запах на свалке? А в ее кабине кондиционер, воздух чистый, свежий. Наш РЭМ получился не хуже.

Так создавались машины. Мы участвовали в международных выставках. Получали почетные грамоты и дипломы. Однажды СоюзДорНИИ устроил испытания катков «Раската», а также германских и шведских производителей. По их результатам составили протокол, в котором записали, что наша техника по ряду показателей, в т.ч. по коэффициенту уплотнения, превосходит европейские аналоги.

— К тому же она дешевле. Но российские предприятия душит не Европа, а Китай. Что, по вашему мнению, можно сделать для защиты отечественных производителей? Может, нужны решения на государственном уровне?

— На государственном уровне сейчас уже ничего не решить, потому что у нас рыночная экономика. Каждый делает то, что может и что хочет. Покупает у того, у кого хочет. За три года перестройки, когда из-за отсутствия средств в стране не строили и не ремонтировали дороги, в России перестали существовать около 500 дорожных управлений.

— Возможно, сейчас, когда создали дорожный фонд, ситуация улучшится?

— Сегодня потребности гораздо больше, чем может выделить дорожный фонд.

— Будучи директором, вы отразили две попытки рейдерского захвата, после чего завод вступил в Независимую ассоциацию машиностроителей. Не прогадали?

— Вначале все шло хорошо, завод наращивал производство, осваивал новую технику, но кризисный 2008-й поверг предприятие в состояние, о котором мне тяжело говорить: объемы уменьшились, сократили многих работников. В мою бытность на заводе сокращений практически не было…

— Вы и «социалку» держали дольше других предприятий…

— Главы города говорили: мы не можем взять ни ЖКХ, ни пионерский лагерь, ни детский сад, потому что вы сами хорошо справляетесь. У нас тогда был большой рынок сбыта продукции. А с началом перестройки, когда военные заводы начали сокращать производство, нам представилась возможность, отобрав лучшие кадры, уволенные с других предприятий, создать ряд новых служб, например службу по внедрению и обслуживанию станков с ЧПУ и компьютерной техники.

В 1993-1994 годах обновили практически все оборудование, за счет чего в перспективе и выжили. Что бы мы смогли сделать на старых станках, когда в страну хлынули машины европейских производителей и перед нами встала задача выпускать конкурентоспособную технику?

— Что нужно «РАСКАТу», чтобы подняться?

— Вливание денежных средств, профессиональные кадры и внедрение новых технологий.

В последние годы я побывал на многих зарубежных заводах, увидел, как там организовано производство, какие они применяют технологии. Из Советского Союза меня не выпускали…

— Потому что вы партию критиковали?

— Мой отец был репрессирован в 1937 году… С детства я мечтал стать летчиком и, окончив речное училище, по направлению военкомата поступил в летную школу в Каменке Пензенской области. Через два года в училище приехала комиссия, и меня перевели в солдаты, а потом вообще отчислили по состоянию здоровья. Друзья намекнули, что все это неспроста.

Я решил поинтересоваться у матери, где мой отец (она ничего о нем не рассказывала, а в анкетах я писал, что отец с семьей не живет). Оказывается, после смерти Сталина его выпустили из тюрьмы, но в Рыбинске жить не разрешили, поэтому он поселился в станице Ставропольского края. Я ему звоню, а он плачет: «Ничем тебе, сынок, помочь не могу».

Тогда я вернулся в Рыбинск и пошел устраиваться на 20-й завод, потому что там делали двигатели для самолетов. Но и туда меня не взяли. Сокурсники из речного училища позвали на Дормашину, где и устроился мастером в паросиловой цех. А через два месяца меня перевели в конструкторский отдел.

Вот так я в 1956 году вошел в проходную, а в 2006-м вышел из нее.

— 50 лет вы проработали на заводе, больше 22 лет руководили предприятием. Какая у вас пенсия и чем вы занимаетесь на заслуженном отдыхе? У вас есть дача?

— Пенсия — 17 тысяч рублей. Живем мы в 3-комнатной квартире обыкновенного панельного дома, который построил завод. В заводском садоводстве у нас 4,5 сотки земли, еще 15 соток и дача в Покрове. Там я помогаю жене ухаживать за клубникой, с помощью белорусского электро-плуга обрабатываю участок.

Беседовала Ирина Коновалова

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме