новости 22 января 2014

«Отражение» в Других

Персональная выставка рыбинского художника Сергея Гусарина открылась в ярославском городском выставочном зале им. Н.А. Нужина 18 января. Вниманию зрителей представлено около ста произведений графики, живописи и фотографии. Многие вышли к широкой аудитории впервые. На открытие выставки приехали известные художники из разных городов Ярославской и других областей.

DSC_1287Сергей Гусарин — автор многогранный, движущийся к эстетическому идеалу с помощью разных художественных средств и языков. Рыбинцам он знаком прежде всего как иконописец, основатель и руководитель известной в России и за рубежом мастерской «Лик». О том, что он прекрасный график и оригинальный живописец, знают в основном любители искусства, посетители вернисажей. Ну а то, что Сергей обожает фотографировать, берёт с собой камеру во все поездки и даже дома, в Рыбинске, умудряется находить для этого дела время, долгие годы было фактом, открытым лишь довольно узкому кругу друзей и знакомых: Сергей это делал исключительно для души. Лучшие снимки оформлял и… складывал в мастерской. В 1990 году эта коллекция, правда, была представлена на выставке художников Рыбинска и даже отмечена специальным призом. Однако фотография продолжала оставаться для Сергея глубоко личным инструментом понимания себя и мира. И вот теперь, видимо, настало время показать свои наработки большой публике.
DSC_1447Творческий путь Сергея Гусарина начался рано: в семье художников не было, но интерес мальчика к изобразительному искусству всячески поддерживался. Успешно окончив рыбинскую детскую художественную школу, он в 1979 году поступил в Ярославское художественное училище, где с воодушевлением изучал живопись и графику.
В 1984 году к этим двум китам, ставшим основой самовыражения молодого художника, добавился третий — художественная фотография.  Кроме того, Сергей попробовал себя и в качестве  оформителя: на Черноморском флоте, где он служил, художник такого профиля был необходим. Довелось ему побывать и в сценической сфере: в период с 1986 по 1989 год Сергей работал главным художником Рыбинского театра кукол. Иконопись его увлекла в 1989-м. Поначалу он занимался реставрацией. Потом, в 1994 году, вместе с женой Майей, тоже художницей, они создали иконописную мастерскую «Лик», сегодня успешную и уважаемую. Это дело потребовало много усилий и времени, однако не отвлекло от прежних увлечений.
С начала 1990-х Сергей много работает с натуры — прежде всего как график и фотограф. Поездки на Байкал, Валаам, академические дачи имени И.Е. Репина в Вышнем Волочке и имени Д.Н. Кардовского в Переславле дали ему ключ к соединению в пейзаже натурализма фактуры и философского обобщения, живой природной детали и космической абстракции. Недавние поездки в Грецию и Испанию внесли в его творческие размышления о сути вещей временной акцент: в них читается стремление художника заглянуть за дверь видимого мира, в иное измерение, в бездну собственной души.
DSC_1450В творческих кругах имя Сергея Гусарина стало известно быстро. В 1993 году он вступил в Союз художников России. С 2007 по 2010 год возглавлял его Рыбинское отделение. С 2011 года стал членом Творческого союза художников России. Выставочная биография Сергея достаточно богата. Он постоянно участвует в городских, областных, региональных, всероссийских и международных выставках. Среди зарубежных персональных можно отметить  экспозиции живописи и иконописи художника и мастерской «Лик» в Вашингтоне (США) в 2002-2003 гг. и в Вильнюсе в 2009 году. А сейчас, в период с 22 января по 19 февраля, в Москве, в ЦДХ, идёт представление всероссийского выставочного проекта «Россия», организованного Союзом художников России и открытого накануне его всероссийского съезда.  Это самая престижная художественная выставка страны, проходящая раз в пять лет. Приглашение для участия в ней — вершина признания таланта и мастерства автора творческим сообществом. Сергей Гусарин — единственный из рыбинских художников оказался в числе персон, чьи произведения в результате долгого конкурсного отбора включены в экспозицию. Его графическая работа из серии «Тайна закрытых дверей» экспонируется в ЦДХ наряду с образцами искусства ярчайших отечественных художников современности.
В 2012-2013 гг. Сергей Гусарин создал серии графических и живописных произведений. Наиболее значимые из них составили основу выставки «Отражение». Для Сергея она стала новым шагом в понимании  искусства в целом как концепции, реализуемой с помощью разных художественных возможностей, в диалоге разных точек зрения и разных форм. Определить её можно словом «путь», семантика которого широка. Это прежде всего путь к Богу, общий для всех и индивидуальный для каждого. Путь к  высшей истине, источнику любви и творческой энергии. Это и путь в мир, к человеку, к Другому, в чьих глазах видишь поддержку, а в «случайных» словах однажды вдруг обретаешь шифр собственной жизни, это и путь к себе, в бездну души, где день постоянно воюет с ночью. Этот путь зыбок и неоднозначен. Это лабиринт, где каждый шаг, каждый новый поворот — мистически знаковый. Расшифровать его можно, лишь владея разными языками.
Графика, например, позволяет посредством долгого, кропотливого созерцания проникнуть в глубинные слои бытия, уловить структуру вещей, прикоснуться к воздушной ткани, ощутить тайну человека, его внутреннего образа. Графические работы Сергея Гусарина минималистичны и филигранны. Однако утончённость, изящество линий сплетаются в образы, отличающиеся особой внутренней динамикой, в них чувствуется кипение вулкана. Его пульсация устрашает и манит одновременно. Это древняя, но живая тайна, скрытая за семью печатями. Символика образа нашла выражение в новой серии графических работ Сергея Гусарина «Тайна закрытых дверей».
Живопись даёт возможность показать сновидение, ярко отразить основные архетипы человечества. У Сергея живопись метафорична и эклектична: фантасмагория здесь соседствует с реальностью, статуарная монолитность — с невесомостью и ураганом. Образы живут в сложном художественном и культурном контексте, в постоянном диалоге с буберовскими Другими. Их собственный активный эмоциональный посыл и роль в концепции авторского замысла столь вариативны, что интерпретаций работ может быть множество.
Фотография же в отличие от эмпирически сосредоточенной графики и иллюзорной живописи даёт возможность проникнуть в тайну в одно мгновение.  Однако в ожидании этого чуда фотохудожник порой живёт годами. Для Сергея Гусарина фотография — всегда эксперимент, возможность найти сюрреалистическое в обыденном. Его работы — образцы «сиюминутного вживания» в мир знакомых вещей, попытка взглянуть на мир с изнанки и, словно кэрроловская Алиса, почувствовать себя в ином измерении. При этом, держа в руках фотоаппарат, Сергей остаётся  художником классической школы.
«Для меня искусство — это процесс отражения в образах мира внешнего и мира внутреннего, душевного, — говорит Сергей Гусарин.- Мы живём в постоянном ощущении внутренних противоречий, борьбы между гармонией и хаосом. Из неё рождается образ. Это процесс очень динамичный, постоянно требующий новых форм, нового художественного языка и, конечно, участия зрителей. Находясь в творческом  взаимоотражении, в диалоге, каждый из нас по-своему идёт к пониманию смысла жизни».
Выставка «Отражение» показывает, как в диалоге разных искусств, в «странных сближениях» фотоимпульса и тонкого карандашного штриха, рождённых авторским вдохновением, проявляется новый образ реальности, неустойчивый, текучий и в то же время внутренне цельный и вечный, как волшебный рисунок на обнажённом морском камне…

Ольга СИМОНОВА

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме