новости 17 марта 2014

Новые течения для «Рыбинских рыб»

Коллекция сувенирного бренда «Рыбинские рыбы» пополнилась новыми тематическими сериями. Но планы их создателей идут еще дальше. Свое искусство они мечтают продвинуть «в народ», сделав процесс творчества открытым для наших глаз.

 О трех китах и карасе

DSC_6382Не знаю, поверите вы или нет, если скажу, что в монохромном марте могут быть яркие краски. Однако попадись вам на глаза свежее пополнение «Рыбинских рыб» — сувениров из дерева, расписанных вручную в творческой артели Алексея Алексашина, — сомнений бы точно не осталось. Среди новинок легко отыскать то, чего хотят домовитые хозяйки, рыбаки и вип-персоны.

Да, «Рыбинские рыбы» необычны. С одной стороны, бренд еще очень молодой. А с другой — вполне узнаваемый (на рыбинских стерлядей и карасей расставляют сети и за пределами региона), более того — официально признанный художественным народным промыслом. По словам Алексея Алексашина, направление пути с самого начала было определено четко. Прочь из мутных вод штамповки — к свежим родникам народных промыслов, да по бурным течениям собственной фантазии. За несколько лет художественная мастерская прошла процесс становления, исканий и самоопределения. И словно бы сами собой выплыли три кита новоявленного народного промысла: внимание к корням, оригинальность идеи и теплота ручного труда.

12_01— Сформирован интеллектуальный костяк. Это те люди, которыми я горжусь. Мы понимаем друг друга с полуслова. Технология отработана до мелочей — вплоть до состава лака, которым покрываются фигуры, — признается Алексей. — Эскизы — это моё, я прислушиваюсь к покупателям, магазинам и думаю, что бы такое сделать. Юля Белова — наш художник, скромный от природы человек, но озорной в творчестве, с неукротимым полетом фантазии. Резчик Сергей Кудрявцев — очень опытный специалист, у него за плечами модельный цех, он обладает огромными знаниями дерева, его фактуры, особенностей разных пород древесины.

И вот новый поворот — мастера выдают на-гора свежие сувенирные серии, сразу три. О том, насколько они разноплановые, судите по названиям — «Мифология», «Арт-Деко» и «Мечта рыбака».

 О корнях, натурализме и экспорте

DSC_6361Однажды рыбинских умельцев занесло в древний русский город Устюжна Вологодской губернии. Интерес был этнографический — искали и изучали пряничные доски Русского Севера, готовили к выпуску очередной альбом «пряничной» серии. И там среди прочих была найдена просто фантастическая пряница. Фантастическая — в прямом смысле слова. Кустарь-самоучка вырезал на ней некое мифологическое существо, которое, подобно грифону, сочетало в себе черты нескольких животных. Рыба с клювом (или птица с плавниками?) обитает в двух мирах: верхнем и нижнем, ныряет в водных пучинах и парит в облаках. Чудесный сюжет вдохновил Алексея Алексашина на создание коллекции сувениров, получившей название «Мифология». Деревянные рыбки яркие и оригинальные, двух одинаковых не найдешь. Одни названия чего стоят: «Лето красное», «Первоцвет», «Ярило», «Алконост»… Так и повеет березовым ветром славянского фольклора. Вписанные в фигурки необычных рыбок-птиц, по-новому зазвучали перепевы народных росписей с цветами, мотивами Солнца, животных и птиц.

.....2013-2.p65Отношение к традиции у создателей бренда внимательное и теплое. Как в морщинки на лице родного и любимого человека, мастера пристально вглядываются в древние орнаменты росписей Мезени, Пермогорья, Шексны, в хитросплетения вологодских кружев, резьбы по дереву и даже в картины Густава Климта — художника-модерниста. Но не для того чтобы воссоздать их в копии, а только намеком всколыхнуть волну памяти во второй коллекции «Арт-Деко». Свежо и в то же время узнаваемо.

— Сюжет некоторых работ подсказала сама природа и форма рыбы, — поясняет Алексей Алексашин.

Рыба для художника — не просто молчаливый предмет натюрморта. Простая, но в то же время декоративная форма — чем не холст для пейзажей? В рыбок вписаны моря-океаны, звездные небеса, городские крыши с обитателями-котами, виды Рыбинска с достопримечательностями: волжским мостом, собором и музеем. Есть среди «Рыбинских рыб» и большие интерьерные объекты по 120 см в длину, есть и симпатичные миниатюры — целая стайка «рыбешек-ладошек», которые могут поместиться в руке и радуют забавным и пестрым «оперением».

.....2013-2.p65Декоративных обитателей речных глубин запросто можно повесить дома на стену, придав ему индивидуальные черты. Есть и те, которые не стыдно вручить в подарок почетным гостям. «Рыбинских рыб» увозили на память о нашем городе Вячеслав Зайцев, Юрий Башмет, недавно «геральдического» рыбинского осетра вручили вице-премьеру Ольге Голодец.

Рыбинские моторы, рыбинское мороженое — бренды, которые знают далеко за пределами региона и даже страны. «Рыбинские рыбы» стремятся дополнить этот экспортный ряд.

А вот «Мечта рыбака», третья серия сувениров, рассчитана на совершенно особую касту людей.

.....2013-2.p65— Это трофеи, о которых принято рассказывать, широко разводя руки, показывая размер. Рыбаки — люди конкретные, для них важна не красота, а «фотографическое» сходство сувенира с живым прототипом, — продолжает руководитель артели. — Как-то проездом в Череповец я остановился в Гаютино, зашел в лавку, где рыбой торгуют, визитку им оставил — и забыл. Спустя какое-то время приехал оттуда рыбак, накупил наших рыб, на которых обычно никто и не смотрит: налимов, судаков, ершей, потому что он этих рыб своими натруженными руками каждый день вытаскивает из пучины морской.

Создание трех новых коллекций в мастерской называют явлением знаковым, этапным моментом достижения творческой зрелости. Однако, как река не стоит на месте, планы умельцев устремляются дальше.

 Об «изюме» и мечтах

.....2013-2.p65У Алексея Алексашина есть идея: создать в городе интерактивную мастерскую, абсолютно доступную для всех желающих, чтобы человек мог воочию понаблюдать за процессом, как создаются уникальные сувениры. А насмотревшись, взять в руки кисть и краски и принять участие в мастер-классах. Для того чтобы выйти в народ, у команды творцов есть все — мастерство, наработанные технологии и огонек в глазах. За исключением одного — места для воплощения мечты. Теперешняя мастерская находится далеко от туристских троп, и потому труднодоступна для массового посетителя, да и малопригодна для этого. Существует такая вещь, как культура показа. Не будешь же приглашать гостей в закуток в спальном районе города. Словом, у сувенирного бренда назрела необходимость обзавестись достойным помещением.

— Посмотрите вокруг: в Рыбинске расцветают кафешки, появляются все новые, отличающиеся друг от друга, со своей атмосферой и публикой. Это замечательно! Они делают удобнее инфраструктуру, а город — привлекательнее для горожан и для туристов. Хороший прецедент — предпринимателю под организацию музея в аренду на 49 лет отдают бывшую библиотеку имени Энгельса. Если человек отреставрирует ее, это будет большая польза городу. Мы бы хотели эту тенденцию продолжить, исходя из своих сил и возможностей. Мы тоже хотим создать атмосферное культурное место — интерактивную мастерскую, стать «изюминкой» Рыбинска.

Сейчас создатели бренда «Рыбинские рыбы» ищут подходящие варианты, и кто знает, может, уже совсем скоро они минуют все подводные камни, и удача попадется им на крючок.

13

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме