новости 10 апреля 2014

Что стоит за жизнью В КРЕДИТ?

В минувшем году рыбинцы задолжали банкам более полумиллиарда рублей.

Долги растут как снежный ком

Жизнь в кредит для многих наших сограждан стала нормой. Причем  зачастую даже трудно сказать доподлинно, на что именно люди «занимают» у банков. Потребительские кредиты, столь популярные сейчас, порой тратятся не на приобретение каких­либо конкретных вещей, а просто на удовольствия — поездки, развлечения, праздничные мероприятия — свадьбы и юбилеи,  прочие прихоти. При этом у «не своих» денег есть один очень существенный недостаток — они быстро расходуются, и за них приходится расплачиваться своими кровными рублями. Некоторым это оказывается не под силу, и порой доходит до того, что люди остаются даже без крыши над головой.
Всего в минувшем году рыбинцы задолжали банкам ни много ни мало более полумиллиарда рублей!
Времена, когда крупные и не очень кредитные учреждения раздавали деньги направо и налево, не особо задумываясь, смогут ли их потом получить назад, уходят в прошлое. Однако это не убавляет работы судебным приставам, у которых растет число исполнительных производств именно по потребительским кредитам и ипотеке.
Заместитель начальника отдела судебных приставов по городу Рыбинску №1 и Рыбинскому району Юлия Черногорова пояснила: «Многие банки страхуют свои риски, потому в практике судебных приставов немало производств, где есть залоговое имущество — квартиры, машины — на которое можно обратить взыскание. Фактически, если гражданин не справляется со взятыми на себя обязательствами, речь идет о продаже этого имущества с  аукциона.
В противном случае взыскатель оставляет за собой нереализованное имущество за вычетом 25%, и тем самым должник погашает весь долг или его часть».
Всего на исполнении службы судебных приставов в 2013 году находилось 3773 исполнительных производства о взыскании в пользу кредитных организаций и физических лиц на сумму 500 миллионов 588 тысяч рублей.  Сюда входит задолженность как по ипотечным договорам, так и по договорам о залоге и обычным потребительским кредитам.
«В минувшем году было окончено 1116 исполнительных производств на сумму 190 миллионов рублей, из них фактически исполнены только 419 производств на сумму 13 миллионов рублей. Возвращен 331 исполнительный документ с актами о невозможности взыскания на сумму 37 миллионов рублей. Взыскатель имеет право повторного предъявления, которое действует в течение трех лет.
В текущем году за три месяца на исполнении находилось 3593 исполнительных производства на сумму 580 миллионов рублей. Всего окончено 161 исполнительное производство на сумму 76 миллионов рублей. С фактическим исполнением окончено 101 исполнительное производство на сумму 4 миллиона 347 тысяч рублей», — приводит статистику Юлия Николаевна. Очевидно, что горожане должны гораздо больше, чем выплачивают.
Трудности с взысканием долгов судебные приставы объясняют комплексом факторов. Многие граждане не проживают по адресам, которые указывают в анкетах при оформлении кредитов. В таких случаях их розыском занимается служба судебных приставов. Конечно, порой приходится слышать от тех же взыскателей претензии — дескать, как так, не могут найти человека, когда есть свидетели, которые видели, что он проживает по такому-то адресу, регулярно бывает там­то и там­то.
«Все не так просто, ведь есть определенная процедура. Прежде чем подготовить материал на розыск, судебный пристав сначала самостоятельно должен принять все необходимые меры — выйти на место регистрации должника, запросить в ЗАГСе информацию о родственниках, выяснить, где проживает супруг или супруга должника, его родители. Всех их обзвонить, обойти и только потом выходить на качественно иной уровень поисков — с привлечением судебного пристава по розыску», — отмечает Юлия Черногорова.
Напомним, борясь с должниками, судебные приставы имеют право заморозить банковские счета, удерживать в пользу взыскателя до 50% зарплаты или пенсии (на данный момент на таких условиях гасятся долги по 862 исполнительным производствам на сумму 93 миллиона рублей), а также применять  такую меру, как ограничение выезда за рубеж. Как признаются специалисты, последний рычаг воздействия эффективен, только если сумма долга не превышает 50 тысяч рублей. Хотя бывают и исключения.
«Был у нас случай, когда  гражданин, в отношении которого в отделе ССП находилось исполнительное производство на сумму 670 тысяч рублей, оплачивал долг частями по 15 тысяч рублей, — продолжила Юлия Черногорова. — В  феврале текущего года он решил выехать за пределы страны. Узнав, что в отношении его действует ограничение, буквально через несколько дней  оплатил остаток задолженности — более 300 тысяч рублей наличными».
Порой подтолкнуть должника раскошелиться может только угроза уголовной ответственности.  К примеру, в этом году в течение двух месяцев судебным приставам удалось взыскать с рыбинца  задолженность по кредиту 2 миллиона рублей. После того как ему в соответствии со 177-й статьей УК РФ   вручили предупреждение, он поспешил погасить долг частями за два раза.

Квартира как разменная монета

За три месяца 2014 года по 24 исполнительным производствам на реализацию передано имущество на 7 миллионов рублей. Примечательно, что здесь не привычная бытовая техника и прочая мелочь  — в настоящее время переданы на торги две квартиры и несколько единиц автотранспорта.
Если машины, изымаемые у должников в счет погашения кредитных обязательств, зачастую к тому времени значительно теряют в стоимости, то цена жилья, наоборот, растет. Самое обидное, что порой и сумма долга кажется не такой уж неподъемной, но взять с должника, кроме квартиры, абсолютно нечего. В прошлом году была ситуация, когда гражданин, задолжавший порядка 400 тысяч рублей, был вынужден расстаться со своей недвижимостью. Жилье было продано с аукциона за 1 миллион 100 тысяч рублей. Разницу в стоимости должнику выплатили, но он остался без крыши над головой — в квартиру въехали новые хозяева.
Другой показательный случай. Рыбинец задолжал более 1 миллиона 100 тысяч рублей. И в этом случае разменной монетой стала квартира, чья стоимость превысила сумму долга всего на 54 тысячи рублей.
«Двухкомнатная квартира в центре города — это, вне всякого сомнения, ликвидное имущество. Если она продастся, деньги перечислят в пользу взыскателя, если нет, то она будет передана взыскателю за вычетом 25% от стоимости, и, соответственно, гражданин еще останется должен порядка 275 тысяч рублей», — пояснила Юлия Николаевна.
Еще один должник обязан выплатить 440 тысяч рублей в пользу кредитной организации. Стоимость его залогового имущества — квартиры — составляет 1 миллион 216 тысяч рублей.
«И в этом случае квартира будет передана банку, который должен перечислить на депозитный счет нашего отдела разницу стоимости, после чего должнику выплатят компенсацию. С учетом инфляции сумма будет не слишком большая, но в любом случае аналогичное жилье на эти деньги гражданин купить вряд ли сможет». Поскольку большая часть жилья, идущего в счет оплаты долгов, — это вовсе не «запасные аэродромы», приобретенные для того, чтобы вложить деньги, а квартиры, где проживают либо сам должник с семьей, либо его родственники, такой итог можно назвать очень болезненным ударом. Даже наличие несовершеннолетних детей не убережет от продажи жилья за долги!
Так как с розыском и взиманием долгов с граждан есть определенные проблемы, теперь банки нередко отказывают в выдаче новых кредитов, пока должники не утрясут все денежные проблемы с судебными приставами. «Позиция банков вполне объяснима — они заинтересованы в том, чтобы как можно скорее получить свои деньги, поэтому и требования к заемщикам ужесточают. К примеру, в нашей практике был случай, когда на основном заемщике и поручителях числился долг по кредиту в 20 миллионов (!) рублей. Причем выплачивать его в силу обстоятельств обязали одного человека — пенсионера, имеющего один источник дохода. Сами понимаете, что рассчитаться по долгам он просто не сможет. После такого рода историй вполне логично, что банки становятся осмотрительнее в своей работе с потенциальными заемщиками», — говорит Юлия Черногорова.
Удивительно, но в работе судебных приставов относительно немного исполнительных материалов, касающихся должников всевозможных центров микрофинансирования, — за прошлый год их набралось всего 150. Как отмечают специалисты, возможно, это связано с тем, что ставки по кредитам в таких учреждениях достаточно высоки, и кредиторам выгодно обращаться за возмещением долгов спустя продолжительное время. Именно поэтому еще раз хочется пожелать горожанам трижды подумать, прежде чем ввязаться в «кредитную историю».

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме