новости 18 мая 2014

Ложка дегтя в бочку капитального ремонта

В Рыбинске 1413 многоквартирных домов, вошедших в региональную программу капитального ремонта, которая будет действовать с 2014 по 2043 год. В этом году, а программа полноценно начинает работать с 1 июля, когда жители начнут оплачивать капремонт, в нее включено 35 домов, 14 из которых — памятники истории и культуры, построенные в центре города сто и более лет назад. На них в 2014 году запланирована всего лишь разработка проектно-сметной документации.

Помимо денег, собранных с жителей, в областном бюджете на наш город запланированы расходы в сумме 10 млн. 658 тыс. рублей. Всего региональная казна готова затратить на капитальный ремонт 83 млн. 950 тыс. Общая же стоимость всех работ составляет 395 млн., 150 из которых должен за полгода собрать Рыбинск — второй город по величине и по количеству многоквартирных домов в Ярославской области. Но эти 150 млн. пойдут не на ремонт рыбинских домов, а в общий котел регионального фонда реформирования ЖКХ — оператора, призванного проводить и контролировать работы.
Явное несоответствие сумм, которые заплатят рыбинцы начиная с 1 июля 2014 года, и тех денег, что на них готова потратить область, вызывает вопросы. Впрочем, в капитальном ремонте вообще вопросов больше, чем ответов. Даже для тех, кто в законе и программе смог разобраться. Например, заместитель председателя рыбинского Муниципального Совета Александр Соколов считает, что «белых пятен» в будущей работе слишком много для того, чтобы была уверенность в ее эффективности.
— Мы понимаем, что 2014 год переходный, и технология не отработана, — говорит депутат. — Но уже сейчас мы видим явные нестыковки. В первую очередь это несправедливое деление денег.
Александр Соколов подсчитал, что в Рыбинске 4,284 млн. квадратных метров жилья, которые подпадают под обязанность жителей оплачивать будущий капремонт. При нынешних расценках — 5,86 рубля с кв. метра — за полгода можно собрать более 150 млн. рублей. Однако в 2014 году на 35 запланированных домов город получит менее 40 млн. средств населения плюс менее 11 млн. из областного бюджета.
— Государственная поддержка оказалась гораздо меньше, чем была
в 2009 году — почти 200 млн. рублей, в 2010-м — почти 60 млн. Даже в 2013 году, когда стало понятно, что федеральная программа сворачивается, Рыбинск на капитальный ремонт получил больше 13 млн., — говорит Александр Соколов.

— Может, все дело в том, что программу свернули окончательно?

— Скорее ее переориентировали на расселение ветхого и аварийного жилого фонда. А нагрузку расходов на капремонт перенесли на собственников жилья. Тем не менее, в федеральном и региональном законодательстве и сегодня определено участие бюджетных средств в этих работах. Но размер этого участия Рыбинск, конечно, не устраивает. В конце концов, у нас социально ориентированные бюджеты, и население должно понимать, что государство о нем заботится. Причем понимать в конкретных суммах, которые власть тратит, и делах, которые она проводит для людей.

— Но нам давно говорят: приватизировали квартиру — стали собственниками не только с правами, но и со всеми обязанностями по ее содержанию.

— Это так, но нельзя забывать, что при приватизации прежний собственник должен был передать нам квартиру в надлежащем состоянии. Это касается и всего дома: лифт должен быть исправным, коммуникации, крыша, подвал — все отремонтировано. Эта норма распространяется и на передачу в девяностых годах социальной сферы предприятий на баланс муниципалитетов, и на дальнейший перевод квартир из социального найма в статус приватизированных. А сегодня зачастую получается так, что все копившиеся десятилетиями проблемы предлагают решить новым собственникам. Да, в течение долгого времени, да, с небольшим участием субъекта федерации, но все равно программа капремонта больше похожа на ситуацию, когда человека оставляют с проблемой один на один.

— Наверное, мог бы помочь местный бюджет.

— Мог бы, если бы его не лишили почти всех возможностей. Каждый год налоговые перечисления пересматривают в пользу вышестоящих бюджетов. Сегодня Рыбинск имеет только 30 процентов НДФЛ, налог на землю и налог физических лиц на недвижимость. Мы просили оставить в городе хотя бы 50 процентов налога юридических лиц на недвижимость, поскольку это стимулирует местную власть к работе с инвестициями, развитию предпринимательства. Это примерно 250-300 млн. в год. Однако и в этом нам было отказано.

— Если областной бюджет больше забирает, наверное, он и давать городу должен больше?

— На мой взгляд, должен. Однако сегодня, как мы видим, даже собранные на капремонт деньги рыбинцев уходят в общую кубышку, а возвращается лишь малая часть.

— Тем не менее, все специалисты в один голос говорят, что капитальный ремонт проводить нужно.

— Безусловно, и в некоторых домах — срочно. Но какой это будет ремонт? Тарифы, рассчитанные в Ярославской области, минимальные. Это порядка семи рублей на квадратный метр, из которых 5,86 оплачивает население, разницу дотирует региональный бюджет. Опытные строители утверждают, что на эти деньги невозможно провести качественные работы с применением современных материалов.

— Но если увеличить тариф, возрастет и плата населения.

— Совсем не обязательно. Во многих регионах она ниже, чем в Ярославской области. А в Москве и Санкт-Петербурге она составляет от двух до трех рублей с кв. метра, остальное — бюджетные дотации.
Еще одна мина, заложенная в законодательстве, это полномочия регионального оператора по выбору подрядчика и контролю над его деятельностью. Опыт работы предыдущих лет показал, что там, где дело приходится иметь не с местными структурами, все происходит дольше и сложнее: согласование проекта, утверждение сметы, сдача работ. Более того, Рыбинск помнит примеры, когда деньги регионального фонда управляющие компании осваивали, а работы проводили некачественно. Это дом 137 по Крестовой улице, дом 8 на ул. Свободы и др. И сегодня, передавая функции заказчика в Ярославль, мы вполне можем столкнуться с аналогичными историями. Более того, поскольку норма конкурсов и аукционов на фонд не распространяется, а денег в нем будет очень много — только Рыбинск будет собирать в месяц более 25 млн., появляется риск злоупотреблений. Я не утверждаю, что коррупция непременно будет, но возможности для ее появления созданы.

— Можно ли обойти эти острые углы?

— Мы, депутаты и администрация Рыбинска, предлагали вернуть в закон норму, позволяющую использовать деньги населения только на территории муниципального образования, где они собраны. Это будет способствовать прозрачности трат, более точному планированию работы. Кроме того, выбор подрядчика, контроль над его работой также должны быть отданы на места. В области нам пообещали сделать это с 1 января 2015 года, но до этого срока еще надо дожить.

— Может, и сбор денег с населения стоит начать с нового года?

— Действительно, многие регионы не торопятся приступить к сбору денег, разбираются в тонкостях законодательства, выбирают формы работы.
В Вологодской области, например, первые платежки население получит в октябре, в Ивановской — в декабре. У нас же установлен срок — 1 июля. Я считаю, поторопились. Тем более что в это же время в очередной раз поднимется плата за коммунальные услуги, и удар по кошелькам горожан будет особенно ощутим.

— Может, вы не настойчиво ставили эти вопросы перед областными властями?

— Предложения по срокам и организации работ делали мы, представители Рыбинска, и муниципалитет Ярославля. Но в области считают, что надо сначала «ввязаться в драку», а затем урегулировать нестыковки. Нам говорят: «Мы теряем деньги». А мы предлагаем подумать о людях, которые эти деньги будут платить.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме