новости 27 мая 2014

Валентин Степанов: «В Рыбинске есть талантливые учителя, родители и школьники»

Гуманитарный проект «Умники и умницы Ярославии» заинтересовал многих известных учёных и педагогов области. В течение двух сезонов интеллектуальных игр для участия в работе жюри был приглашён Валентин Степанов, наш земляк, выпускник средней школы №1, ныне — проректор по научной работе Международной академии бизнеса и новых технологий (МУБиНТ), доктор филологических наук, профессор.
Своим видением этого замечательного начинания он поделился с читателями «Рыбинских известий».
— Валентин Николаевич, какова, на ваш взгляд, ценность гуманитарного знания сегодня?
— Гуманитарным знаниям в современном обществе отводится ключевая роль, и так было всегда в истории человечества за редкими исключениями. Технологии развивают общество, выводят его на новые уровни. А гуманитарные знания — основа. В немецкой традиции их называют науками о духе (Geistwissenschaft). Они нужны, чтобы мы, увлеченные поступательным общественным развитием, не переродились в какой-нибудь иной биологический вид, увы, уже «постгуманный».
— На сайте «Умников и умниц» есть два определения этого проекта: интеллект-шоу и всероссийская государственная телеолимпиада. Чем он, на ваш взгляд, является в большей мере?
— Это диалектическое единство. По формату — это телеолимпиада: с вопросами и ответами, жестким регламентом и судейством. А по сути — телешоу, которое, даст бог, изменит интеллектуальное пространство современной России и напомнит молодежи и ее наставникам о важности знать собственную историю и культуру. Правда, нужно еще время, чтобы еще хотя бы несколько новых поколений стали участниками и зрителями этого шоу. И тогда знание культуры и истории станет неотъемлемой чертой современного человека — гражданина и профессионала.
— Олимпиада показала уровень гуманитарной подготовки молодых людей области. Как вы его оцениваете?
— Не скажу, что поражен высоким или, наоборот, низким уровнем гуманитарной подготовки современных школьников. Порой казалось, что многое уже утеряно. Школяры с трудом вспоминали дремлющие под грузом современной интернет-рутины навыки и заново учились искать информацию в книгах, осмысливать ее, а потом трансформировать в устные высказывания (желательно, чтобы они были еще и связными). Слава богу, все оказались обучаемыми и в ходе игры демонстрировали высокие темпы роста того самого гуманитарного знания. Телеигра помогла
направить амбициозные устремления школьников в нужное русло.
— Темы игр второго сезона были связаны с важными историческими датами: 700-летием со дня рождения преподобного Сергия Радонежского и 100-летием с начала Первой мировой войны. Традиционно была тема, связанная с историей и культурой Ярославского края. В какой из них участники оказались наиболее компетентными?
— Так получилось, что я слушал только об истории и культуре Ярославля и Ярославской области, поэтому не могу судить в сопоставлении с другими темами. Могу с уверенностью сказать, что победители игр и «орденоносцы» получили свои отличия заслуженно и показали хорошие знания. Некоторые ответы поражали нас, жюри и команду проекта в Ярославле, полнотой. Радовали и те редкие участники, которые страстно отстаивали свои знания. Но были и очень слабые выступления.
— Каково, на ваш взгляд, понимание национального прошлого, национального достояния молодёжью?
— Не уверен, что в контексте телеигры можно говорить о понимании национального прошлого или национальном достоянии. Наверное, для этого пока не пришло время: все-таки на первом месте у участников, на мой взгляд, вполне прагматические цели — выиграть и поступить или хотя бы «засветиться» на федеральном телеканале.
— Вы ведущий PR-специалист области. Насколько интересны были выступления участников с этой точки зрения?
— Не могу сказать, что с риторической точки зрения выступления участников меня чем-то поразили. Все-таки сказывается многолетний опыт «немого», связанного с письменной формой ЕГЭ, освоения гуманитарных знаний и школярный опросно-ответый метод обучения: спросили — ответил, быстро и четко. Да и бедность современной публичной сферы и медиасреды в целом не способствует развитию ораторских способностей подрастающего поколения. Важным я считаю то, что этот проект в Ярославской области поддержал губернатор, что соответствует принципу региональных туров телепроекта. Вселяет надежду то, что ярославские «умники и умницы» могут стать частью территориального имиджа, и не внешне, в виде «картинки» с их молодыми лицами на фоне «задника» телеигры, а своими широкими знаниями и глубокими убеждениями, хорошим карьерным стартом и профессиональным ростом. Чуть позже можно надеяться и на их достойный вклад в общественное развитие России.
— «Умники и умницы» в нашей области проходили уже во второй раз. Какие векторы подготовки будущих участников сегодня уже очевидны, где слабые звенья?
— Мне нравится предлагаемый в телеолимпиаде вектор на изучение «жизни замечательных людей» родного края, его исторических вех: от истории и культуры малой родины — к большой. Школьники впервые осознали, что эти знания кому-то интересны, и, надеюсь, с удовольствием «закапывались» в исторические сведения. Я желаю этому проекту долголетия, чтобы возрожденный с его помощью интерес к собственной истории и культуре у жителей Ярославской области вошел в привычку. Тогда и школьные учителя смогут уделять этим аспектам истории государства больше внимания.
— Как в целом оцениваете выступления рыбинских участников? Что особенно понравилось?
— Количество победителей игр из Рыбинска радует. Но отборочные собеседования, помнится, откровенно меня разочаровали. О чем-то слышали, но ничего определенного сказать не могли, например, об Алексее Ухтомском или Николае и Иосифе Шенках. Иногда у меня складывалось впечатление, что молодые ребята живут в совсем другой стране, а о своей малой родине ничего не знают. Успех рыбинских победителей показывает важность системной работы с книгами по истории: ребята росли от игры к игре, если усердно и системно читали специальные книги. Конечно, запомнились и «звездочки», с которыми было интересно разговаривать. В ходе беседы подтверждалась древняя истина: образование начинается в семье, и если родителей не интересуют вопросы истории и культуры, трудно ждать, что дети будут чем-то отличаться.
— Вы сам родом из Рыбинска, болели ли за земляков?
— Конечно. Иногда, затаив дыхание, следил за успехами. Иногда огорчался от их откровенной беспомощности. Даже в перерывах подходил и просил быть активнее.
— Как педагог, много лет работающий со студентами, в том числе рыбинскими, что можете сказать о гуманитарном потенциале Рыбинска? Есть ли у нас талантливая молодёжь?
— Я бы расширил этот ряд. Есть в Рыбинске талантливые учителя, способные зажечь своим интересом любознательность в школьнике, страсть к изучению родной истории и культуры, иностранных языков. Есть и талантливые родители, радеющие за сохранение преемственности культуры в пространстве отдельно взятой семьи. Есть и талантливые школьники, которые способны впитать то лучшее, что предлагает сегодня семья и школа, общественная жизнь и сама городская среда в Рыбинске. Надеюсь, что новый проект рыбинского издательства — многотомная «Библиотека ярославской семьи» — поможет упрочить знания о ярославской истории и культуре, сделать их достоянием каждого школьника, каждой семьи, каждой школы.
А есть еще и угличский журнал «Углече поле», который я бы просто рекомендовал каждой школе выписать и использовать на уроках литературы, истории, обществознания.
Уверен, что хорошим учебным подспорьем на занятиях в школах станут и сами видеозаписи игр. Я бы обратил внимание учителей на систему исторических сведений в проекте, формулировки вопросов и, конечно, навыки публичного выступления конкурсантов: как они отвечают на вопросы, общаются с ареопагом и даже представляются перед ответом.

Ольга Симонова

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме