новости 8 августа 2014

Наталья Гордиенко: «В анкете должна быть «лопата»

О кадровой политике рыбинской администрации, о зарплате и ответственности муниципальных служащих, о конфликте интересов в муниципальной службе мы беседуем с заместителем главы администрации по общим вопросам Натальей Гордиенко.

04 Кадровый резерв

— Вы курируете работу с кадрами в администрации города. Кто он, сегодняшний чиновник?

— Сейчас в администрации работают 432 человека, в том числе 365 муниципальных служащих. 12% сотрудников в возрасте до 30 лет, 58% — от 31 до 50, 30% — старше 50 лет. 83% — женщины. 92% имеют высшее профессиональное образование, 42% — по специальности, соответствующей направлению деятельности.

— Как и по каким критериям идет сегодня отбор на муниципальную службу?

— Особенность муниципальной службы в том, что мало быть профессионалом в конкретной сфере. Важно грамотно работать с людьми. Это главные критерии. Как правило, на работу в администрацию принимаются люди из кадрового резерва либо по конкурсу. Без него — только временно, чтобы заменить основного работника, который ушел на длительный больничный или в декретный отпуск, по уходу за ребенком. В этом случае набор идет по результатам собеседования.

— Как формируется кадровый резерв?

— Чтобы войти в кадровый резерв, человек должен проявить себя на какой-либо работе. Это могут быть и сотрудники администрации, которые по итогам собеседования рекомендованы в кадровый резерв, и участники конкурсов на замещение вакантной должности, которые не стали победителями, но показали высокий профессиональный уровень. Мы начали эту работу при Ю.В. Ласточкине.

Кадровый резерв каждые три года обновляется на 80%. В первом полугодии этого года он составил 29 человек, 14 имен — новое пополнение. Семь человек из резерва уже получили новые назначения в администрации.

— В молодежной среде сегодня многие мечтают работать на государственной или муниципальной службе, где стабильность, социальный лифт и большие возможности. Можно ли стать чиновником сразу после вуза?

— После института можно прийти на группу младших должностей. Делопроизводство, начальный уровень специалитета, обработка документов, аналитика, подготовка запросов, обработка ответов. Этими навыками, кстати, хорошо владеют выпускники нашего авиационного университета по специальностям «Управление качеством» и «Экономика». Для руководящей работы нужно большее — знание специфики отрасли, города, управленческие навыки, умение ставить задачу, контролировать ее выполнение и достигать результата. Для руководящей должности это опыт муниципальной службы или руководящей работы в других отраслях. Областной и муниципальный законы ужесточают требования — для высших должностей необходим срок службы в муниципальных органах власти уже не три года, как раньше, а не менее пяти лет. Плюс обязательное знание закона о противодействии коррупции.

Я уверена: образование по госслужбе должно быть не первым, а вторым. Первое — по специальности. Предпочтение отдаем тем, кто имеет опыт работы. А вообще, мой кадровый принцип: у каждого в анкете должна быть, образно выражаясь, «лопата». То есть работа, не связанная с управлением. Конечно, могут быть исключения — блестящий диплом, рекомендации от работодателей, с которыми студент сотрудничал во время учебы. Кот в мешке нам не нужен. Но моя твердая позиция — социальный лифт лучше проходить по ступенькам лестничных маршей.

Работа чиновника — только со стороны заманчивая картинка. Это и ненормированный рабочий день, и негативное отношение общества, и огромная ответственность, и запрет на совместительство… Есть над чем подумать.

— Как сотрудники администрации повышают свою квалификацию?

— На нас не распространяется закон о госслужбе, который обязывает госслужащих раз в три года проходить специальное обучение, но мы этот закон транслируем на себя с 2012 года. Курсы повышения квалификации либо переподготовка — это необходимое условие для прохождения аттестации. Переподготовка длительная, без отрыва от производства. Если человек учится год, он на учебу тратит свои выходные и вечера. Для муниципальных служащих высшего звена это еще и большой блок самообразования.

— Какова мера ответственности за нарушения в работе? Отвечает ли чиновник рублем?

.....2013-3.p65— В отличие от частных компаний у нас не предполагаются штрафные санкции. Существует система премирования, и если сотрудник получает выговор или иное взыскание, он просто не представляется к премированию, пока не исправит ситуацию. Опоздания на работу, задержка в подготовке документов, некачественный ответ — это ненадлежащим образом выполненные должностные обязанности, за которыми следуют меры дисциплинарного характера: выговор, строгий выговор, если это повторяется несколько раз, мы с таким человеком расстаемся. Если сотрудник проявляет личную неприязнь, грубо разговаривает с посетителем, такие факты по заявлениям граждан или представлениям надзорных органов рассматривает комиссия по муниципальной этике. Комиссия рекомендует работодателю либо дисциплинарное наказание, либо перевод сотрудника на другую работу, которая не требует прямого общения с посетителями. Дисциплинарные взыскания учитываются при проведении аттестации. Что касается премий, то они выплачиваются в размере оклада дважды в год и не просто так, а за успешное выполнение особо важной работы.

— Насколько серьезным испытанием является аттестация? Говорят, ворон ворону глаз не выклюнет…

— Есть два аспекта: для работодателя — выявить профпригодность и компетентность сотрудника. Для муниципального служащего — реальный способ осмыслить свою деятельность и еще раз критически взглянуть на свои результаты. На любого работающего в подразделении пишется отзыв. Тестируются навыки и знания. Когда руководитель представляет сотрудника, у его есть возможность и самому заявить о себе, об эффективности своей работы. Аттестуются все муниципальные служащие. А в состав аттестационной комиссии сейчас могут быть включены и независимые эксперты — сотрудники областного правительства, городской Общественной палаты.

 «Селфи» на рабочем месте

— Есть ли особые требования к персоналу по знанию русского языка? Не секрет, что очень много ошибок и косноязычия в документах. И, получая безграмотный ответ, люди думают — что за троечники работают в администрации?

— Актуальный вопрос. Не скрою, с этим есть проблемы. И большие. Два фактора: снижение общей грамотности населения, и мы это чувствуем, принимая новые кадры. И специфика работы. Но как филолог могу порадоваться — в перечне квалификационных требований отныне есть хорошее владение русским языком, это закреплено в нормативных актах и будет учитываться при аттестации. Если «троечник» — два выхода: либо понижение в должности, либо специальное обучение (в нашей программе «Кадры» есть специальный блок «Лингвистика») и новая переаттестация. Это важно, поскольку одно неграмотно подготовленное письмо рождает процессы, которые идут годами — получив такой ответ, горожане пишут в прокуратуру, в область, в Москву.

— Уже две недели в администрации каждый сотрудник ведет фотографию рабочего дня. Чем вызвано это массовое служебное «селфи»?

— Муниципальная служба — это достаточно молодой институт в сравнении с производством, с судебными органами. Сегодня нет нормативов, регламентирующих, сколько документов должен подготовить или обработать сотрудник. И сколько нужно реально сотрудников, чтобы обеспечить безусловное выполнение муниципальных функций. Правительство области заключило соглашение с Высшей школой экономики (г. Москва). На первом этапе нам предложили провести самофотографию рабочего дня, т.е. в течение двух недель каждый фиксирует свои рабочие процессы, заполняя на сайте определенную страничку в системе он-лайн. Будь то работа с заявлениями, сбор аналитической информации, подготовка писем, совещаний, их проведение или участие в них. Причем это не самоцель, а работа, у которой есть конечный результат — нормативно-распорядительный акт, подготовка конкурсной документации и т.д. Автоматизированная программа четко отслеживает и анализирует участие сотрудника в определенной тематике, предположим, в сфере жилищного строительства или инвестиционной деятельности, и увязывает это с количеством принятых решений.

Итогом станет аналитическая сводная таблица, которую составят сотрудники Высшей школы экономики, она ляжет в основу новых регламентов работы сотрудников администрации и штатного расписания.

 Конфликт интересов под контролем?

— Мы обсудили теорию — как должно быть, как не должно. Думаю, такие требования, в общем-то, примерно одинаковы для администраций если не всех, то многих городов. Но как же тогда происходит, что в том же Ярославле череда кадровых скандалов, коррупция, уголовные дела, некомпетентные решения… Тот же скандал с замгубернатора по вопросам здравоохранения и фирмой его жены, которая выигрывает триста областных аукционов в год. Где гарантия, что этот синдром не затронет рыбинскую исполнительную власть? А ведь и там — аттестация, конкурсы, тщательный отбор кадров…

— У нас на этой неделе работала комиссия по конфликту интересов: муниципальный служащий сообщил, что его склоняли к коррупционным нарушениям. Это уже второй факт. Не надо думать, что кто-то сидит в администрации и взятки требует. Как правило, люди приходят и сами предлагают «вознаграждение». Мы обязаны уведомить работодателя о таких фактах и обратиться в прокуратуру.

В рамках противодействия коррупции работает комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе. И если в прошлом году комиссия собиралась трижды, то в этом — уже 11 раз, в том числе дважды по вопросу о конфликте интересов. Да, мы обязаны уведомлять о возможном конфликте интересов. И тогда обязанности родственников перераспределяются так, чтобы исключить их прямую подчиненность. Все проблемы решены, причем без вмешательства надзорных органов. И пусть в администрации и ее подразделениях работают династии профессионалов.

— С 1 июля повысилась зарплата муниципальных служащих. В связи с чем и насколько?

— Да, зарплата повышается, принято решение Муниципального Совета во исполнение соответствующего решения региональных органов власти. И если другие города и районы получат на это областные субсидии, то мы как недотационное муниципальное образование изыскиваем на это собственные средства, что не должно привести к увеличению бюджетных расходов и сокращению финансирования по другим важным статьям бюджета. За два года средняя зарплата в Рыбинске выросла на 23%, у муниципальных служащих — только на 19%. По должностям высшей группы — на 11%, в младшей группе — на 30-35%. Специалисты 1 категории получали зарплату 10-12 тысяч. Это и секретари, и специалисты различных направлений, которые готовят материалы для предоставления муниципальных услуг. Это явно неправильно. Зарплата должна исключать факты коррупционности.

Директор департамента, который несёт огромную ответственность, в том числе за жизнь и здоровье людей, до повышения получал 40-44 тысячи рублей.

— Декларируют ли рыбинские чиновники свои доходы и доходы членов семьи?

— Обязательно в соответствии с законом. Не все, но конкретные категории сотрудников отчитываются не только по доходам, но и по расходам. Если приобретение составило больше трех годовых доходов семьи, то дается объяснение. На сайте администрации есть специальный раздел, и каждый может посмотреть декларации муниципальных служащих, ежегодно в начале мая мы эту информацию размещаем в открытом доступе.

— Как защищены добросовестные и высокопрофессиональные сотрудники в том случае, если приходит новый работодатель и приводит с собой новую команду? Ведь контракт у руководителей срочный…

— Глава города как работодатель имеет право взять на срочный трудовой договор сроком до 5 лет любого человека из кадрового резерва без конкурса. Это относится к руководителям департамента, заместителям главы. Но с июля этого года мы внесли поправки в контрактную систему в соответствии с Трудовым кодексом. То есть теперь может быть заключен и бессрочный контракт, но при этом обязательна конкурсная процедура назначения.

Муниципальная служба должна соответствовать принципу преемственности. Ее задача не обеспечить деятельность первого лица, а выполнить муниципальные функции. Люди имеют право продолжить трудовые отношения с новым работодателем. Но если взаимопонимания с первым лицом нет, то человек все равно уходит, потому что при этом условии маловероятна возможность конструктивной работы.

 Первый в Рыбинске

— После капитального ремонта здания автовокзала в нем будет работать первый в Рыбинске многофункциональный центр. Его успешная работа — и ваша забота. Какие возможности он откроет для горожан?

— Наш центр — один из самых крупных в области и будет обслуживать рыбинцев и жителей Рыбинского района. Здесь будут работать сразу 40 окон, куда горожане смогут подать свои заявки на предоставление самых разных государственных и муниципальных услуг, будь то оформление загранпаспорта, регистрация земли или квартиры, получение социальной льготы. Причем система электронной очереди, подобная той, что успешно работает в Сбербанке или Пенсионном фонде, позволит избежать очередей и нервотрепки.

Надо понимать, что сам центр не предоставляет государственный услуги. Он предназначен для того, чтобы человек пришел и подал заявление на госуслугу. А всю работу по ее предоставлению будут вести органы государственной и муниципальной власти. Сейчас в ряде департаментов есть неприёмные дни, в которые специалисты администрации работают с заявлениями граждан. С открытием центра сотрудники департаментов уже не будут тратить время на прием заявлений, а значит, смогут выполнить услугу и быстрее, и качественнее. Тем более, на стол чиновнику заявление попадает с полным пакетом необходимых документов.

И что важно — гражданин, придя в центр один раз, сможет подать документы по разным вопросам. И не нужно ехать с заявлением в каждую конкретную службу, искать ее координаты, узнавать расписание работы. Чтобы сэкономить время, загляните на портал государственных услуг РФ (www.gosuslugi.ru), чтобы узнать, какие нужно предоставить документы для конкретного заявления. А дальше они будут распределены по государственным службам для раcсмотрения.

Важно и то, что гражданину не придется собирать каждый раз множество справок: самые разные подразделения госслужбы будут обмениваться информацией, получая доступ к определенной части персональных данных граждан по системе запросов, которые сопровождаются электронной подписью лица, осуществляющего запрос. Очень много услуг уже переведены в электронный вид и выполняются автоматически.

— Будут ли граждане оплачивать какие-то услуги?

— Большинство услуг будет бесплатными, поскольку Центр создается и будет работать на средства налогоплательщиков. Если между конкретными службами заключено соглашение по электронному межведомственному взаимодействию, то госуслуга бесплатна для гражданина. Конечно, речь не идет о тех из них, где законом предусмотрено взимание госпошлины.

За рубежом система предоставления госуслуг давно отлажена и работает на высоком уровне. Мы пока отстаем в этом, но сейчас стремительно растет уровень пользовательской активности, уже вырос пласт населения, для которого электронные технологии — обычное дело. Много людей старшего возраста освоили компьютер и Интернет. Чтобы увеличить число продвинутых граждан, наша задача не просто открыть центр, но и создать условия для обучения граждан элементарным пользовательским навыкам.

— Много ли пользователей у сайта госуслуг в Рыбинске?

— Очень мало рыбинцев зарегистрированы на этом сайте, хотя те, кто уже воспользовался электронной системой для получения паспорта или подачи декларации, очень довольны и говорят, что это удобно. Почему мало? Регистрация потребует небольшого времени, но в отличие от регистрации, к примеру, в соцсетях, где вы скрываете имя под ником, на сайте госуслуг гражданин должен предоставить достоверную информацию о себе. Возможно, у людей еще срабатывает принцип недоверия. Но, вероятно, с ростом числа пользователей информация о том, что это и безопасно, и удобно, будет распространяться.

— Фактически центр станет новым учреждением в Рыбинске, а это новые рабочие места?

— Да, он станет филиалом Ярославского регионального центра. Планируется создать сорок окон для приема граждан плюс персонал, занятый на обработке заявлений. Сегодня на стадии утверждения проект реконструкции здания, которая начнется не раньше октября — это связано со сроками переезда автовокзала. Уже идут конкурсы, аукционы на выполнение работ по реконструкции и оборудованию центра. Финансирование — из областного бюджета. Рыбинская администрация оказала содействие в кратчайших сроках согласования технической документации. Наша задача не только создать условия, чтобы Центр заработал как можно быстрее, но и успешно взаимодействовать с государственными учреждениями в электронном документообороте.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме