новости 29 августа 2014

«Священное послание» Дали

Встречу с великим сюрреалистом, мистификатором и самопровозглашенным гением готовит рыбинцам музей-заповедник. 27 августа московской компанией «Артгит» здесь будет представлен выставочный проект «Сальвадор Дали. Священное послание». Это 105 иллюстраций к Ветхому и Новому Завету из частного итальянского собрания. Проект претендует называться уникальным: в полном объеме эта серия не представлена ни в одном российском музее.

Афиша_Дали_А4Графические интерпретации Книги Книг были выполнены по заказу итальянского миллиардера Джузеппе Альбаретто, с которым Дали познакомился в 1956 году, когда семья магната отдыхала на Коста-Браве, неподалеку от дома художника. Заказчик, ревностный католик, надеялся, что работа над иллюстрациями к Библии заставит Дали обратиться к религии — в традиционном понимании. Художник с энтузиазмом приступил к выполнению этого смелого проекта. Как ни странно, иерархи католической церкви благословили неожиданный выбор иллюстратора нового издания Библии. В результате в 1963-1964 годах появились 105 работ, став самым масштабным графическим проектом в творчестве сюрреалиста.
Надо сказать, что обращение к библейским мотивам не было для уже состоявшегося художника, десятилетия пребывавшего в ореоле славы, случайным. Это одни из самых постоянных образов в произведениях Дали, к которым он возвращается вновь и вновь в разные периоды жизни. Балансируя на грани между реальностью и миром фантасмагории, он пытался найти Бога в окружающем мире и в себе. Художник то представляет Христа центром первозданной Вселенной, то примеряет роль сына Божьего на себя — не случайно же он был наречен Сальвадором, что означает Спаситель.
004 (2) Но, даже обратившись к библейским темам, Дали остается провокатором. В его интерпретации Священное писание открывается новыми смыслами и гранями. Мистик и сюрреалист, он вслед за доктором Фрейдом настойчиво заглядывает в подсознательное, чтобы проследить причудливые траектории полета потаенных мыслей и желаний. Каждая из 105 литографий, представленных на выставке, — это кипящий котел, где многолетняя рефлексия, память, освобожденные фантазии, переживания из хтонического мира подсознательного сплавляются в удивительно емкий и в то же время загадочный мир библейских историй. Дали не был бы собой, если бы привычные художественные техники не вовлек в русло эксперимента. Чтобы передать сложность и фантасмагоричность образов, он сочетает акварель, гуашь, тушь, пастель, карандаш, а в 1964-1967 годах переводит работы в литографии.
Те, кто верит в энергетику авторских творений, хранящих память прикосновения гения, должны оценить выставку в Рыбинском музее-заповеднике по достоинству. Графические шедевры из частной итальянской коллекции, которые будут экспонироваться компанией «Артгит», — подлинники, что подтверждено соответствующим сертификатом от издателя Rizzoli, а также международными экспертами. Кроме того, как отмечает специалист по экспозиционно-выставочной деятельности музея Елена Филатова, само оформление экспозиции, над которым будут колдовать московские организаторы проекта, взорвет сознание и погрузит зрителя в гротескный, сюрреалистический мир Сальвадора Дали.
002 (2)К слову, параллельно в ярославском Музее зарубежного искусства работает еще одна выставка Сальвадора Дали, где представлены картины, скульптура, керамическая плитка и другие художественные объекты из частной коллекции уральского предпринимателя Александра Шадрина. Она никак не связана с предстоящим событием в Рыбинске. Столь повышенное внимание к фигуре великого каталонца объясняется просто — в этом году отмечается юбилейная дата — 110 лет со дня рождения гения сюрреализма.

Известный рыбинский художник Сергей Гусарин, выставка, которого одновременно проходит в Рыбинском музее-заповеднике, — один из многих авторов, кто испытал на себе магию гения Сальвадора Дали. Сюрреалистическое мировидение отразилось во многих графических, живописных и фотографических работах мастера.
— Я, как и многие художники нашего поколения, был воспитан в рамках классической школы живописи, — говорит Сергей. — Безусловно, с творчеством Дали, его хрестоматийными работами, я был знаком с детства, но ощутимо столкнулся лишь в начале девяностых годов, когда мы с Майей задумали масштабный живописный триптих «Шествие». Откуда вдруг стали являться эти странные образы, сказать сложно, но я почувствовал, что работа в этом направлении мне очень интересна. Потом нам в руки попал «Дневник одного гения» Дали, чуть позже я купил альбом с его произведениями. Помню, некоторые работы, особенно из испанского цикла тридцатых годов, например, «Предчувствие гражданской войны», просто ошеломили до мурашек на коже. Чем больше я погружался в его удивительный мир, тем сильнее он меня поражал: его глубина бездонна.
Дали раскрепостил мое сознание, позволил оторваться от стереотипов творческого видения. Я стал мыслить другими категориями, обращать большее внимание на соотношение формы и содержания вещей. Ведь если всмотреться, обычная коряга окажется своего рода моделью мира: так много в ней тайных ходов, извивов, разломов. Это целый космос. Даже сегодня уже при наличии многолетнего творческого и зрительного опыта я чувствую в своей жизни присутствие Дали. Хотя отношение у меня к нему неоднозначное.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме