новости 18 сентября 2014

Сочинение возвращается

Начало учебного года для 11-классников омрачилось «пренеприятнейшим известием». Минобрнауки объявило, что в перечень выпускных экзаменов теперь вводится сочинение, и писать его предстоит уже в декабре. Кроме того, оно рассматривается как допуск к ЕГЭ.  Готова ли к такому крутому повороту событий школа?

Итак, сочинение отныне – еще одно итоговое испытание для 11-классников с этого учебного года. Оно стоит в сетке экзаменов в декабре. Для ребят с ограниченными возможностями здоровья и детей-­инвалидов сочинение может быть заменено изложением. Результатом итогового сочинения или изложения может быть зачет или незачет. И внимание: к сдаче ЕГЭ допустят только тех, кто получит зачет. Выпускникам, у кого не получится с первого раза (а судя по всему, таких будет немало), дается возможность пересдать в феврале и конце апреля-начале мая. В дальнейшем сочинение может быть учтено при приеме абитуриентов – это решается на уровне вуза. Максимум за него можно будет получить 10 баллов, которые затем суммируют с баллами ЕГЭ абитуриента.
Уже объявлено пять тематических направлений (они, конечно, фундаментальные), по которым выпускникам предложат рассуждать, опираясь на произведения отечественной и мировой литературы. По информации министерства, они звучат так: «Недаром помнит вся Россия…» (к 200-летнему юбилею М. Лермонтова), «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь» и «Чем живы люди?» Конкретные же темы выработают только к декабрю, они будут отличаться для разных часовых поясов, и узнают их учащиеся только на экзамене.
Собственно, по большому счету новость из разряда «хорошо забытое старое». Было время, когда написание сочинений считалось обычной практикой, их задавали после изучения крупного произведения, и не по одному. Были они и школьные, и домашние, и экзаменационные итоговые. С внедрением ЕГЭ все круто поменялось, тесты уже не требовали умений грамотно, логично и красиво излагать свои мысли по поводу проблем, поставленных в произведении, или образов героев, или особенностей языка автора. Остались только мини-сочинения в несколько предложений. Параллельно учебная программа по литературе тоже сократилась. Учителя-словесники давно уже бьют тревогу, что надо вернуть сочинение, чтобы школьники совсем не разучились говорить. И вот, пожалуйста, просили – получите! Сочинение возвращается, только в школах такому резкому повороту совсем не рады. Времени подготовить выпускников к написанию большого текста нет, при том что начинать надо практически с нуля.
— Сочинения как таковые не входили в число проверочных работ. Сегодняшние выпускники попросту не готовы к сочинению, и им будет крайне сложно с ним справиться, — считает заслуженный учитель Российской Федерации, учитель русского языка и литературы гимназии №8 Нина Насоновская. – Учителям будет трудно приучать ребят к осмысленному прочтению произведений, потому что сочинение предполагает не только передачу содержания, но и формулировку своей точки зрения. И я думаю, что такая резкая перемена негативно отразится на экзаменационных работах. Они являются допуском к ЕГЭ, и это накладывает большую ответственность и на ребят, и на учителей. На мой взгляд, необходимо было бы дать хотя бы год на подготовку.
И добавить часы на изучение литературы, как это было раньше, чтобы произведение анализировалось не бегом, а вдумчиво. Сейчас в старших классах на литературу отводится три часа в неделю. Можно ли за это время качественно разобрать такие романы, как «Война и мир», «Тихий Дон», «Мастер и Маргарита»? Вряд ли.
При этом учитель недоумевает, как всего за три месяца, к декабрю, можно научить детей размышлять над текстом и писать хорошие сочинения.
— Конечно, можно лезть из кожи вон, но это станет таким мученическим трудом для всех (и для детей, и учителей), что литература будет не в радость – мы получим прямо противоположный эффект. Между тем литература лечит душу, а мы сейчас о душе забываем, у нас из лексикона почти исчезло слово «доброта»… — разводит руками Нина Александровна.
Впрочем, само возвращение сочинения многие учителя поддерживают, отмечая, что умению грамотно и выразительно излагать свои мысли сегодняшним школьникам нужно серьезно поучиться.
— Сейчас очень заметна деградация речи учеников. Окружающая языковая среда – телевидение, интернет — не способна воспитывать красивую правильную речь. Дети говорят, не задумываясь, правильно ли они строят фразы, правильно ли употребляют слова, — подтверждает учитель с большим стажем.
Существует и другое мнение на этот счет. Некоторые психологи, считают, что сегодняшние подростки читают и пишут нисколько не меньше, чем в свое время их старшие братья и сестры или родители. Только сейчас это происходит по-другому.
В день современный молодой человек пропускает через себя большое количество информации, правда, зачастую не художественного текста, а журналы, интернет-блоги и форумы, комментарии к фото и новостям. Также и пишут, высказывают свое мнение в интернете постоянно, однако о грамотности речи говорить, конечно, не приходится. Для многих использование обсценной лексики, то есть мата и прочего сквернословия, входит (или уже вошло) в норму общения.
Кстати, о грамотности. Недавно интернет и печатные СМИ разразились  истерическими сообщениями по поводу того, что грамотность в итоговых сочинениях проверять не будут, ссылаясь на слова министра образования Ливанова. Собственно, вся новость заключалась в следующей фразе: «Грамотность проверяться не будет вообще». Её приводит и «Коммерсантъ», и целый ряд других федеральных газет. Однако при более внимательном изучении первоисточника оказалось, что информаторы спекулируют на цитате, вырванной из текста. А этот текст – не что иное, как резюме мероприятия, прошедшего еще
8 июля 2014 года, а именно – первого заседания Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах. Там действительно есть такие слова, равно как и другие: «Система оценки зачет/незачет и необходимость проверки грамотности текста также стали поводом интенсивного обсуждения» и далее: «Считаю, ставить оценку за грамотность не нужно, — сказал Дмитрий Ливанов, — это сковывает, человек боится сделать ошибку и пишет совсем не так, как мог бы или хотел… Обменявшись мнениями, члены Совета решили, что необходимо строго регламентировать только количество допустимых пунктуационных и орфографических ошибок». Вот, собственно, что там значилось, к тому же с момента первого обсуждения прошло два месяца, поэтому вряд ли стоит всерьез трубить о тотальной «отмене грамотности», как это сделали некоторые СМИ, судя по всему, с установкой, что «утка» разойдется в народе на ура и поднимет рейтинг издания.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме