Темы 24 сентября 2014

Когда монстры кормят

Антон Кокарев создает арты для российских и голливудских фильмов

Как жить в Рыбинске и работать на Голливуд, пребывать в мире фантазий и получать за это вполне реальный доход, какие мутанты сегодня в цене и в какой маске актер играет Высоцкого? Обо всем этом знает художник Антон Кокарев.  Его стихия — концепт-­арт, без которого немыслима современная индустрия кино, анимации, компьютерных игр и не только.

Вначале была картинка

Если театр начинается с вешалки, то практически любой фильм 21 века — с картинки, то есть с концепт-­арта. Собственно, это графика, созданная на начальной стадии разработки проекта. Задолго до старта съемок художники с головой погружаются в мир будущей киноистории и в серии картинок представляют, как будут выглядеть персонажи вплоть до драгоценных камней в перстнях и цвета щупалец, если речь идет об экранном монстре, а также окружающий пейзаж, интерьеры помещений — словом, все, что будет присутствовать в кадре. В дальнейшем концеп-т­арт станет руководством к действию для создателей костюмов, декораций, гримеров, мастеров компьютерной реальности.

Такой подход сегодня — неотъемлемая часть процесса создания произведений цифрового искусства — будь то блокбастер, мультфильм, компьютерная или настольная игра, даже обложки для книг.

Один из творцов художественных миров, трудящихся за кадром, — Антон Кокарев, талантливый концепт­-художник из Рыбинска.
В его портфолио — работы для таких фильмов, как «Высоцкий. Спасибо, что живой» (реж. Петр Буслов), «Фантом» (реж. Крис Горак), «Шпион» (реж. Алексей Андрианов), «Тёмный мир: Равновесие» (реж. Олег Асадулин), телевизионных сериалов «Квест» и «Тайный город».

Есть имя рыбинца и в титрах голливудского блокбастера «Седьмой сын» (реж. Сергей Бодров-­старший, Warner Bros. Entertainment, Legendary Pictures, США). Среди его заказчиков — создатели известных компьютерных игрушек «Аллоды Онлайн», «Вселенная Warhammer».

Он рисует иллюстрации, обложки для книг, комиксы… И в свои тридцать два года — обладатель дипломов победителя во Всероссийском конкурсе арта по Вселенной Warhammer «Хрустальный молот» и лауреата премии «Триумф».

Кисти в сторону

Антон Кокарев рисует с детства. Можно сказать, что он прошел классическую школу рисования. Сначала — в рыбинской художке, у замечательного педагога Татьяны Потурай. Там талант ученика проявился довольно-таки ярко, и зарывать его в землю было бы преступлением.

Поэтому совершенствовать навыки живописца Антон  отправился в Ярославль, в художественное училище. Там его педагогом был Борис Бухта — представитель добротной классической школы, неординарный художник, автор реконструкции многих памятников древнерусской архитектуры Ярославской области. Однако уже тогда, накладывая на холст мазки маслом, студент мечтал не о карьере профессионального живописца, а о мире кино. Вернее — компьютерной анимации.

— Я хотел работать в кино, делать спецэффекты для фильмов, — признается Антон Кокарев.

Так он решил поступать во ВГИК, где только-только открыли отделение для художников анимации компьютерной графики. И здесь ему вновь повезло с учителями. Среди преподавателей был Александр Горленко, создатель  мультфильма «Новые бременские музыканты», и Анатолий Петров, режиссер и мультипликатор («Каникулы Бонифация», «Вовка в Тридевятом царстве»,  «Карлсон вернулся», «Полигон»).

— Это авторы еще советской школы, у которых многому можно было поучиться. У каждого свой подход, свое видение, какой должна быть мультипликация. Правда, для некоторых из них компьютерная графика была чем-­то неприемлемым, потому что «компьютер все за тебя делает». Но, конечно, это не так. Просто здесь другие инструменты.

Вместо мольберта — планшет и два монитора, вместо кисти — стилус. Вот над таким рабочим местом витают музы концепт­-арта. Но и классическое художественное образование то и дело напоминает о себе.

— Часто я рисую на бумаге, особенно если это какие-­то цветные сцены с персонажами. Потом сканирую и дальше работаю с изображением уже на компьютере, — рассказывает художник.

В своем деле Антон Кокарев отнюдь не новичок, концепт­-артом занимается уже девять лет, еще со времен ВГИКа.

— Вначале просто создавал портфолио, что-­то рисовал, выкладывал в интернете в разных галереях, в какой-­то момент  меня заметили, предложили работу. В офисе проработал полтора года, потом понял: не мое. И полностью ушел во фриланс, — обозначает этапы своей карьеры художник.

Про уродов и людей

Концепт-художники — специалисты крайне востребованные сегодня везде. Цифровые технологии широким фронтом вошли в кинематограф и телевидение, в книжную графику, что уж говорить о компьютерных играх.

И часто мы даже не замечаем их присутствия. Ну кто бы мог подумать, что на протяжении всего фильма актер играет Высоцкого в маске?! Не в папье-­машовой, конечно, а в цифровой.

— В производстве фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» участвовали несколько студий, я подключился на последнем этапе. Моя задача состояла в том, чтобы сделать актера похожим на Высоцкого. Делаешь несколько шотов (стоп-кадров) актера, и далее на его мимику накладывается 3D-маска. Соответственно, мимика чуть правится и маска под нее тоже. И так каждый кадр в фильме. Не случайно этот фильм делали шесть лет! И все равно наметанный глаз замечает, где Высоцкий более «похож на себя», более естественный, где менее.

Однако чаще иметь дело приходится не с людьми, а с монстрами — популярный жанр фэнтези правит бал. Художнику присылают описание персонажа, и ему требуется представить его в разных плоскостях: в профиль и анфас, сверху и сзади. Словесный портрет может быть очень детальный, подробный, например: орк серого цвета, на нем броня — ржавая/новая, в ухе серьга, на плечах — шипы и так далее.  А бывает, что заказчики еще сами смутно представляют, что им нужно. Тогда создание персонажа целиком и полностью отдается на откуп концепт­-артиста.

— Не так давно на телеканале СТС шел фантастический сериал «Темный мир: Равновесие», третий сезон создатели хотели сделать отличающимся по качеству графики. Как раз к нему я рисовал концепты чудовищ, самых разных, это были полулюди-полуверблюды, гигантская жаба… Потом по этим эскизам создается 3D-модель, которая анимируется.

Иногда, в зарубежных проектах, русскому художнику приходится сталкиваться с трудностями перевода. Описание персонажей присылают на английском, и бывает сложно понять, какого вообще монстра хотят увидеть заказчики. Случалось, что переводили несколько человек, привлекали знакомых переводчиков и родственников, живущих в Америке.

На этапе концепт-­арта рождаются не только персонажи, но и их окружение, интерьер и пейзаж. И даже самая обычная городская улица на поверку может оказаться плодом фантазии художника.

— Сейчас большинство фильмов снимается не на натуре, а на площадке, и задник просто рисуется, — открывает профессиональные секреты художник. И вспоминает историю, как принимал участие в производстве фильма «Шпион» с Федором Бондарчуком и Данилой Козловским в главных ролях. Картина вышла на экраны в 2012 году. Здесь ему удалось побывать «архитектором» сталинской эпохи.

— После Великой Отечественной войны в Госплане значилось построить в Москве гигантские здания. Одни сталинские высотки были возведены, а другие так и остались на бумаге. И в «Шпионе» по замыслу авторов была воссоздана альтернативная реальность, где эти небоскребы построены. Моей задачей было представить, как бы они смотрелись на улицах Москвы 1950-х. Мне прислали  чертежи этих зданий, черно-­белый эскиз, на основе всего этого я создавал фотореалистичные концепты.

Впрочем, Москва вдохновляет художника только на экране монитора, но не в жизни. Полгода назад Антон Кокарев вместе с женой купили билет в родной Рыбинск и уехали из шумной столицы. Кстати, супруга у него тоже художница.

— Кому нравится этот драйв — пожалуйста, но по мне это не жизнь — по три с половиной часа в дороге каждый день,  — вспоминает рыбинец о  московских буднях, — нет, мне лучше здесь, в спокойствии. При нынешних технологиях создавать фантастические миры можно и дома, в тапочках. Работаю по интернету, общаюсь с заказчиками по скайпу. А уж если нужно съездить с кем­-то встретиться, пообщаться, тоже нет проблем — по сравнению со всей остальной Россией, мы живем в Москве, четыре с половиной часа — это ерунда. Сейчас много художников так работает. Режиссеры и продюсеры ищут свежие интересные идеи, и если они находят их, то не важно, где ты живешь — в США, Европе, России или еще где­-то. И даже ради иностранного проекта переезжать никуда не надо!

Ведьмы из Голливуда

Таким интереснейшим знаковым проектом стал для Антона Кокарева «Седьмой сын» — фильм Сергея Бодрова-старшего, который снимался по заказу голливудской компании  Warner Bros. Entertainment студией Legendary Pictures. В главных ролях заняты звезды первой величины: Джефф Бриджес, Джулианна Мур, Бен Барнс.

Надо понимать, что это тоже фэнтези, где зрелищность и качество картинки — одни из главных приоритетов. Как удалось попасть в такой топовый проект, где главным художником-постановщиком выступал Данте Ферретти, трехкратный оскароносец (золотую статуэтку он получил за фильмы «Авиатор», «Хьюго», «Суини Тодд, демон-­парикмахер с Флит­-стрит»)?

Да, в студии Legendary Pictures уже были свои матерые концептщики, в числе которых сам Роберт Стронберг — обладатель «Оскаров» за «Аватара» и «Алису», рассказывает Антон. Но титулы в сторону, и брать на проект решили тех, кто лучше сделает первые концепты.

Принять участие в этом состязании звезд от цифрового искусства рыбинца Кокарева пригласил режиссер Бодров-­старший, с которым он уже сотрудничал ранее. Среди многочисленных конкурентов были художники, работавшие над таким глобальным зрелищным полотном, как «Битва титанов». И кто бы мог подумать, что в итоге отбора останутся только двое: Стронберг и наш Кокарев!

— История в фильме закручена вокруг охотника на ведьм, и эти ведьмы из разных концов света: северные, африканские, европейские, амазонки… Тем интереснее — в их облике и костюмах нужно было отразить эту специфику. Сложность в том, что твои образы должны отличаться от тех, что ранее уже появлялись в кино. Этот момент очень серьезно отслеживался, — говорит Антон.

Картину сняли в первой половине прошлого года и должны были показать в январе этого, но по ряду причин она выйдет в прокат только в январе следующего. Что ж, будем ждать с особым нетерпением. Как-никак, рыбинский след, оставленный в Голливуде братьями Шенк, вновь проявляется.

Рабочая полночь    

Антон уверен, что и с выбором профессии, и с уходом во фриланс не ошибся.

— Сейчас художнику в традиционном понимании слова трудно продать свои пейзажи и натюрморты за адекватные деньги, — отмечает он. — Народ не видит разницы между плохой и хорошей картиной. А кто видит, не все могут предложить большую сумму. Поэтому начинаются простои. У меня же работы пока что много. Я люблю работать по ночам, когда ничто не отвлекает, и часто ложусь спать в четыре утра. Но жаловаться на занятость не правильно. Здорово, что ты востребован!

И он знает, о чем говорит. Заказы рыбинскому концепт­-артисту идут с завидным постоянством от известных российских и зарубежных компаний. И часто художник параллельно ведет несколько проектов.

— Сейчас рисую для «Hex» — это коллекционная карточная игра онлайн, собравшая на Кикстартере сумму, в семь раз больше ожидаемой разработчиками. Еще делаю раскадровку для российского мультфильма «Джинглики». Это такие маленькие человечки, похожие на гномов, описанные в книгах современного автора Олега Роя. По ним будет создаваться мультфильм. Параллельно работал над заказом для сериала «Квест». Нужно было сделать несколько презентационных картинок, чтобы они выглядели убедительно и инвесторы дали деньги на проект, — рассказывает художник, попутно отмечая, что такая работа не надоедает. Напротив, новый проект — новые идеи, новые стороны творчества, это лучший тренажер, чтобы нарастить профессиональные мускулы.

— Главное, что мне это нравится. Если нравится — конечно же, надо делать. А если не получается — тем более делать! Потому что, если не получается — значит, не дорос еще. Мастерство приходит с практикой, только она дает сильный толчок к развитию. Поэтому  нередко самоучки, которые много работают над собой, рисуют лучше, чем те, кто закончил училище. И добиваются своего — они востребованы, — делится рецептом успеха Антон Кокарев.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме