новости 30 октября 2014

От прогнозов — к реальности

Ее стихия — царство цифр и сложных аналитических построений. Елена Новикова — профессиональный экономист, начальник отдела промышленности и предпринимательства одного из подразделений Управления экономического развития и инвестиций администрации Рыбинска.

Новикова Свободного «окна» в графике Елены так и не нашлось, и мы на пару часов задержались в ее кабинете уже после того, как закончился рабочий день. Формулирую общий вопрос: вот город Рыбинск, а вот отдел промышленности и предпринимательства. Как конкретно его работа меняет жизнь города?

— Наш отдел строит свою работу по четырем основным направлениям: промышленность, предпринимательство, налоги и муниципальный сектор экономики. В работе над городским бюджетом один из важнейших этапов — составление прогноза социально-экономического развития города, для которого наш отдел готовит блоки по промышленности и малому предпринимательству. Промышленность — ведущий сектор экономики города. От его развития зависит не только наполняемость бюджета, но и семейный бюджет тех, кто работает на крупных предприятиях города. На промышленности завязана часть малого и среднего бизнеса, который все больше осваивает услуги аутсорсинга. А если в промышленности есть реальная перспектива, солидные заказы, стабильно выплачивается зарплата, значит, доходно работает потребительский рынок, сфера услуг. Назову лишь несколько цифр: крупные предприятия города формирует совокупный фонд зарплаты в размере более 8 млрд. руб, перечисляют в бюджет города более 300 млн. руб. в виде налога на доходы физических лиц.

Ежемесячный мониторинг и анализ планов работы крупной промышленности позволяет сформировать более точный прогноз ее развития, а следовательно, прогнозировать занятость населения, объем налоговых поступлений в муниципальный бюджет и возможности города по финансированию социальных проектов.

В Рыбинске 55 крупных промышленных предприятий, на которых трудятся более 24,5 тысячи работников, с учетом членов их семей более 50 тысяч горожан так или иначе связаны с промышленностью. По статистике, средняя зарплата в промышленности города — 28 тыс. рублей, и она догнала средний уровень по Ярославской области. Это добавило Рыбинску шансов выиграть борьбу за людей, которые остаются жить и работать здесь или приезжают сюда из других городов и регионов.

— Читаю в вашей аналитике: в ближайшие три года рыбинской промышленности потребуется до 1000 квалифицированных специалистов. Как их привлечь? И как удержать молодой кадровый потенциал, в котором крайне заинтересовано наукоемкое производство? Большие зарплаты молодежи еще не грозят. А как получить квартиру, в которой самое время создавать семью?Выражение «доступное жилье» и реальная жизнь, как параллельные прямые, которые не пересекаются…

— Недавно в ОАО «НПО «Сатурн» начата реализация программы «Кооперативное жилье для ОАО «НПО «Сатурн». Программа рассчитана на молодых специалистов до 35 лет. Создание кооперативного жилья будет проводиться с использованием возможностей Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (Фонда РЖС). Задача — построить доступное жилье эконом-класса.

Для реализации пилотного проекта администрация города бесплатно передаст в Фонд РЖС земельный участок в районе Скомороховой горы. Из числа работников предприятия создается жилищно-строительный кооператив, которому Фонд бесплатно предоставит проектную документацию, обеспечит юридическое сопровождение. Все это приводит к снижению цены на треть от рыночной. Кроме того, применение типовых проектов Фонда РЖС с использованием современных энергоэффективных технологий строительства позволит сэкономить и в процессе эксплуатации жилья. Город готов содействовать нашим предприятиям в аналогичных проектах, администрация прорабатывает и другие схемы расширения строительства жилья эконом-класса.

— Теперь про бизнес. Что может предпринять муниципальный уровень власти, если музыку все чаще заказывает геополитика?

— Малый бизнес — наиболее гибкая и подвижная часть экономики, и при негативных макроэкономических условиях он реагирует очень быстро. Либо закрывается, либо уходит в тень. И наоборот, если условия меняются к лучшему. Так было: после резкого сокращения числа индивидуальных предпринимателей правительство скорректировало размер страховых отчислений. Ситуация стабилизировалась, и уже 2014-й показывает небольшой позитивный тренд в развитии бизнеса. Есть надежда, что его доля в экономике города в среднесрочной перспективе будет расти — и по занятости, и по объему производства товаров и услуг. Сегодня в Рыбинске до 4200 индивидуальных предпринимателей и более 2,5 тысячи малых предприятий, включая микропредприятия. Малый бизнес приносит в бюджет города в виде НДФЛ и ЕНВД более 200 млн. рублей в год.

Что может муниципальная власть? В городе принята и работает программа содействия развитию малого и среднего предпринимательства. На федеральном и региональном уровнях поддержка малого бизнеса реализуется в большей степени через организацию инфраструктуры — фонды, технопарки, инкубаторы, а также оказывается финансовая поддержка по приоритетным направлениям развития бизнеса.

Муниципальная программа включает в себя комплекс мер, направленных на информационно-консультационную поддержку и поддержку в области подготовки и повышения квалификации кадров для малого бизнеса. Мы ежегодно организуем 72-часовое обучение основам предпринимательской деятельности для группы из 10-20 начинающих предпринимателей. Обучение ведут образовательные учреждения Рыбинска, в 2014 году это РГАТУ.

Наш отдел организует проведение открытых уроков, семинаров, мастер-классов по различным направлениям, а также подготовку методической литературы для предпринимательства по самым разным направлениям, которая помогает начинающему бизнесу разобраться в сложном законодательстве и избежать потерь времени и финансов.

Мы активно сотрудничаем с «Рыбинским центром содействия деловой активности», Рыбинской торгово-промышленной палатой, Рыбинским союзом предпринимателей малого бизнеса, РГАТУ, Всероссийским обществом изобретателей и рационализаторов, ООО «Инмаркс». Каждое из них по-своему способствует созданию новых субъектов бизнеса и развитию уже действующих. Они консультируют предпринимателей по различным актуальным вопросам, начиная с создания, ведения бизнеса, налоговой оптимизации, защиты интеллектуальной собственности. На базе Рыбинской ТПП с 2011 года функционирует   Информационно-консультационный центр.
В 2014 году там была открыта приемная общественного помощника уполномоченного по защите прав предпринимателей области.

Особое значение во взаимодействии бизнеса и власти мы придаем Координационному Совету по малому и среднему предпринимательству при главе города. Его назначение — вовлечь предпринимательское сообщество в обсуждение важных вопросов жизни города, участие в подготовке эффективных решений администрации города с учетом интересов бизнеса. Недавний пример — в составе Координационного совета была создана рабочая группа по туризму. На ее заседаниях предприниматели совместно с работниками администрации обсуждали, как разработать туристическую карту города, единый туристический портал Рыбинска, который бы объединил всю информацию, интересную как для туристов, так и для туристического и гостиничного бизнеса.

Обширная и разнообразная информация для бизнеса размещается на нашем интернет-портале «Малое и среднее предпринимательство», который постоянно обновляется. Мы ежегодно выпускаем бизнес-вестник, где показываем работу координационного совета, а также различных бизнес-сообществ города, рассказываем о конкретных видах поддержки бизнеса в рамках муниципальной программы. Особенно популярны в бизнес-среде такие виды финансовой поддержки, как субсидии на возмещение затрат на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях, субсидирование процентных ставок по кредитам, затрат по патентам.

— В Ярославле не утихают скандалы вокруг рекламного бизнеса. А в Рыбинске?

— У нас нет никаких скандалов именно потому, что мы очень конструктивно работаем с бизнесом. В Рыбинске в 2014 году была утверждена схема размещения рекламных конструкций, разработанная департаментом архитектуры и градостроительства. Но каков должен быть порядок определения начальной цены на аукционах? Руководство администрации поставило задачу: цена должна коррелировать с экономическим эффектом, который получит рекламный бизнес от размещения рекламы.

И если раньше это была ежегодная арендная плата, рассчитываемая с учетом площадей информационного поля с применением различных коэффициентов, то в этот раз начальную цену договора рассчитали как некую долю дохода рекламного бизнеса от эксплуатации рекламной конструкции, которую он мог бы внести в бюджет города. То есть начальная цена договора — это стоимость заключения контракта на пять лет, в течение которых рекламная конструкция будет стоять на конкретном месте. При этом мы учитываем и доходы, и затраты бизнеса при установке и эксплуатации этой конструкции. Понятно, что особенности рекламного бизнеса в разных районах города лучше знает сам бизнес. Поэтому в ходе аукциона рекламщики сами должны определить, какую цену они могут дать за конкретный контракт.

Результаты первых аукционов показали, что по многим лотам цены выросли даже более чем в два раза. В результате город получил и будет получать хороший доход в бюджет. А предприниматель — пять лет стабильности, когда правила игры уже не будут меняться. Проведение консультаций с бизнесом до принятия решения показало хорошие результаты. В начале следующего года планируется снова встретиться с представителями рекламного бизнеса, чтобы получить обратную связь о том, как он работает в новых условиях.

— Но уже мало кто сомневается, что грядет новый виток повышения налоговой нагрузки на бизнес. Как поведет себя муниципальная власть, которая крайне заинтересована в пополнении бюджета?

— Нашим отделом во взаимодействии с другими структурными подразделениями формируются проекты решений по налогам, установление которых находится в компетенции органов местного самоуправления. Это земельный налог, налог на имущество физических лиц и единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Эти налоги формируют 33% собственных доходов бюджета. С одной стороны, мы заинтересованы в пополнении бюджета, а с другой — понимаем, что налоговая нагрузка как на граждан, так и на предпринимателей должна быть адекватна их финансовому положению. Поэтому, учитывая потребности бюджета, мы опираемся на статистику по городу — по зарплате, по экономическим показателям бизнеса. Любое решение по налогам должно быть взвешенным. Налоговая политика города нацелена на оптимизацию уровня налоговой нагрузки. При этом основой увеличения доходной базы городского бюджета является развитие действующих
и создание новых предприятий и организаций, а значит, рост налогового потенциала.

В настоящее время очень сильно меняются условия для работы бизнеса, и сейчас нецелесообразно еще больше усложнять ситуацию. Бюджетная и налоговая политика на 2015 год предусматривает мораторий на рост местных налогов.

В отношении ЕНВД в последние годы проводилось уточнение коэффициента К2. Изначально этот налог был установлен на льготном уровне, чтобы дать возможность бизнесу развиваться. А потом шло поэтапное повышение ЕНВД. Предложения по увеличению нагрузки рассчитывались с учетом информации о реальном доходе бизнеса, обязательно согласовывались на заседаниях Координационного совета по предпринимательству. В этом году, видя неблагоприятную ситуацию в экономике, мы не повышаем этот коэффициент.

По земельному налогу с 2012 года установлены ставки, учитывающие результаты проведенной в 2010 году государственной кадастровой оценки стоимости земельных участков. Позднее изменения в решение Муниципального Совета вносятся с целью приведения в соответствие с действующим законодательством.

По налогу на имущество физических лиц постепенное увеличение ставок налогов производилось там, где это было допустимо. Анализ показал, что при одинаковых площадях квартир разные собственники платили разные суммы налога. Инвентаризационная стоимость объектов недвижимости существенно зависит от года ввода в эксплуатацию или оценки здания. Теперь законодательство меняется, идет переход от расчета налога по инвентаризационной стоимости к расчету по кадастровой стоимости. Областной Думе решать, будет ли новый закон действовать уже с 2015 года или позднее.
В настоящее время мы готовим аналитическую информацию о том, как изменится стоимость имущества и как может измениться налоговая нагрузка на население. Уже сейчас видно, что планируемые изменения приведут в одних случаях к росту размера платежей, а в других — к его снижению.

— На одном из заседаний Координационного совета по малому предпринимательству прозвучали предложения Рыбинского союза предпринимателей малого бизнеса внести поправки в региональное законодательство по патентной системе налогообложения. Как администрация отреагировала на это предложение и какова судьба поправок?

— В мае этого года предложенные поправки одобрил Координационный совет по предпринимательству при главе города. Затем их поддержал областной Координационный совет. А осенью они среди прочих изменений нашли отражение в проекте закона Яро-славской области, внесенном на рассмотрение в областную Думу. Напомню, речь шла о предложении устанавливать зависимость стоимости патента для нестационарной торговли не от количества объектов, а от их суммарной площади, что значительно повышает для предпринимателей привлекательность патента по сравнению с прочими системами налогообложения торговли.

— Муниципальный сектор экономики — тоже ваша епархия. В этом году с уст не сходит МУП «Теплоэнерго», долг которого за поставки энергоресурсов «Межрегионгазом» и НПО «Сатурн» вырос настолько, что для города возникла угроза остаться без отопления и горячей воды. Еще в феврале ситуация оценивалась как критическая. Сегодня руководство города заявляет о том, что до конца года долг «Теплоэнерго» будет погашен. Как участвовал ваш отдел в выработке оперативных решений, которые позволили кардинально изменить ситуацию?

— В феврале этого года администрацией города была создана специальная комиссия по деятельности МУП «Теплоэнерго». Наша задача состояла в экономическом сопровождении ее деятельности. В рамках работы группы рефинансирования кредитных обязательств «Теплоэнерго», которую координирует начальник управления экономического развития и инвестиций Юлия Дмитриева, наш отдел принял участие в разработке комплексного аналитического документа, в котором объективно было отражено финансовое состояние предприятия, основные причины возникновения критической ситуации, проводимые мероприятия и перспективы обеспечения стабильной работы предприятия и его выхода на безубыточный уровень. Это классический документ по финансовому анализу, необходимый для принятия управленческих решений, который позволяет эффективнее вести переговоры с банками о рефинансировании краткосрочных кредитов.

в основу этого документа были заложены результаты расчетов специалистов самого предприятия, учтены аналитика и предложения по антикризисным мероприятиям, разработанные по итогам деятельности всей комиссии.

— Тогда вопрос: почему вообще ситуация зашла так далеко? И как ее не допустить снова?

— Возникновение убытков у предприятий, аналогичных «Теплоэнерго», имеет, в первую очередь, системные причины и тесно связано с особенностями государственного регулирования ресурсоснабжающих организаций. При этом сложившаяся практика расчетов дебиторов с «Теплоэнерго», многолетнее наращивание ими задолженности по расчетам с поставщиком тепла было допущено в условиях, когда продавец услуги не имеет возможности прекратить ее предоставление даже при отсутствии оплаты. Таким образом и накапливались долги перед кредиторами «Теплоэнерго». В начале 2014 года отношения с наиболее крупными кредиторами обострились, что потребовало вмешательства городской администрации и жесткого контроля над ситуацией.

Такой сценарий развития ситуации можно увидеть не только в Рыбинске, в области, но и по всей стране. Это последствия единой системы регулирования цен, практики взаимоотношений с управляющими компаниями, неточностей в законодательстве. Получается зарегулированный бизнес, когда предприятие без убытков работать не может. Множество законов, которые ограничивают предприятие в установлении стоимости своих услуг, приводят к дисбалансу в экономике. Выход был найден, он требует принятия решений и на местном, и на региональном уровнях. Проведенный анализ становится основой предложений, которые руководство города направит в Муниципальный Совет и регулирующий орган правительства области.

— Отдел промышленности и предпринимательства — один из трех отделов, входящих в состав управления экономического развития и инвестиций администрации города. Расскажите о ваших сотрудниках.

— В нашем отделе работают семь человек, у всех без исключения высшее экономическое образование. Это является обязательным условием для работы в экономической службе администрации.

Я работаю начальником отдела почти пять лет после 11-летнего опыта работы в экономической службе крупного промышленного предприятия.

Защитила кандидатскую диссертацию по теме «Управление эффективностью развития промышленного предприятия на основе системы инвестиционно-финансовых показателей», которая имела прикладной характер, в нее я включила свои наработки по финансово-экономическому моделированию деятельности предприятий, это своего рода попытка сделать свой вклад в расширение инструментария работы экономистов-аналитиков.

Основной костяк отдела, его опора — главные специалисты, имеющие опыт работы более 20 лет, отлично знающие свое направление, владеющие практикой по решению самых разнообразных задач.
С момента основания отдела в нем работают Надежда Голубева, Наталья Спицына, Татьяна Попова, которые ведут работу по направлениям «Предпринимательство» и «Промышленность». Их многолетний опыт и квалификация позволяют быстрее определить варианты решения поставленных перед отделом задач.

Рядом с ними работают и учатся молодые сотрудники. Несколько лет назад в управление пришла Анна Немирова, главный специалист по направлению «Муниципальная экономика и налоговая политика».

Вне зависимости от опыта работы мы все постоянно учимся. Иначе нельзя, потому что меняется законодательство, появляются новые инструменты создания условий для социально-экономического развития города в рамках муниципальных полномочий. В силу специфики работы экономической службы мы сотрудничаем практически со всеми структурными подразделениями администрации города как при решении отраслевых задач различных департаментов, так и при формировании нормативных и аналитических документов. Любое решение начинается с грамотного объективного анализа.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме