новости 14 ноября 2014

Идут след в след

От их внимательного глаза ничего не ускользнет, ни одна мелочь, которая может иметь решающее значение в раскрытии преступления любой тяжести – от оброненного окурка, не удивляйтесь, до запаха с места происшествия. Эксперты-криминалисты Рыбинского МУ МВД России ведут борьбу с преступниками при помощи микроскопов, георадаров и прочего арсенала лабораторной техники. И хотя они сами отмечают, что в основном проводят время в кабинете, изучая улики с мест происшествий, им по нескольку раз в сутки  вместе с сотрудниками других подразделений приходится выезжать на места происшествий –  убийства, кражи, дорожно-транспортные  происшествия…

IMG_1988Сейчас в экспертно-криминалистическом центре Рыбинского МУ МВД России работают двадцать человек. Многие  из них в лучших традициях старых фильмов о буднях блюстителей порядка пришли сюда по велению сердца, а некоторые пополнили ряды криминалистов по воле случая.
«Как же так? В моем представлении криминалист должен обладать особым чутьем и сверхнаблюдательностью», — спрашиваю я у начальника экспертно-криминалистического центра  Владимира Гуляева, на что тот с улыбкой замечает, что решающее значение в их работе имеют  приобретенные знания и опыт.

Консервативная работа «теневых героев»

Сотрудникам ЭКЦ их работа – поиск и обнаружение следов, а точнее, материальных носителей, которые оставил преступник на месте преступления, — кажется рутинной и достаточно консервативной. Единственным заметным новшеством за последние десятилетия стала повсеместная компьютеризация, в том числе и внедрение компьютерной дактилоскопии. Но если речь идет об отделах полиции в районах города, то «катать пальчики»  там  все еще приходится дедовским способом.
Сейчас на первое место в повседневной практике криминалистов выходит ДНК. Обнаруженные  на месте преступления данные  (ДНК содержится в крови, слюне и прочих выделениях)  в конечном итоге пополняют региональную и федеральную базы геномной информации. «Пока нельзя сказать,  что наличие базы ДНК играет определяющую роль  в ходе расследований тех или иных преступлений, все-таки эта практика только-только внедряется в работу криминалистов, и сама база еще находится в стадии формирования. По сути, метод применяется в совокупности с множеством других, практикуемых криминалистами», — уточняет Владимир Гуляев.
Отпечатки пальцев также продолжают оставаться ценной информацией в ходе раскрытия и расследования преступлений.
Не сталкиваясь с преступниками напрямую, криминалисты, тем не менее, отмечают очевидную закономерность – матерые правонарушители реже оставляют после себя следы, по которым их можно вычислить, а вот новички – сплошь и рядом. Но и на старуху бывает проруха, особенно когда преступники с опытом идут на дело подшофе или приняв наркотики (в последнее время криминалистам все чаще приходится иметь дело с так называемым спайсом, следы которого они также находят на местах преступлений).
«Не так давно в городе с завидной регулярностью совершались  кражи аккумуляторов грузовых автомобилей. Как правило, эти приборы расположены за кузовом автомашины и закреплены чисто номинально – у кого-то замочком пристегнуты, у кого-то цепочкой. Имея в арсенале особое приспособление – пожарные ножницы, преступники без проблем снимали приборы. В каждом случае на месте преступления обнаруживались одни и те же характерные следы, по которым эксперты определяли, что противоправные деяния мог совершать один и тот же человек. А задержали его так: однажды ночью сотрудники ДПС стали преследовать подозрительную машину, которая передвигалась по городу на большой скорости. В итоге правонарушитель бросил авто в частном секторе. Теперь ясно, почему – внутри оказалось несколько аккумуляторов, снятых с грузовых машин. Криминалисты обнаружили здесь отпечатки пальцев, по которым удалось установить личность потенциального преступника. Он был объявлен в розыск. После того как его нашли и доставили  в полицию, выяснился еще один важный факт –  на ногах у него были кроссовки,  рисунок подошвы которых совпадал с тем, что был изъят с места преступления», — рассказывает Владимир Гуляев.
Преступников со стажем, как правило, выдают мелочи. Именно они и становятся предметом поиска и изучения экспертов. Бывает, для того чтобы расставить все точки над i, криминалистам приходится работать на месте преступления чуть ли не сутками, а порой даже возвращаться для того, чтобы посмотреть на все свежим взглядом. Нередко такая дотошность становится решающей в ходе расследования того или иного криминального случая.
«Из гаража была совершена кража инструментов и запчастей, — продолжает криминалист. — Днем эксперты осмотрели место преступления, а вечером потерпевший обнаружил, что, помимо всего прочего, из гаража пропала еще коробка передач от авто. Она находилась в самом углу строения, за листами гипсокартона. Эксперты вновь выехали на место происшествия и в ходе проведения дополнительного осмотра  строительных материалов обнаружили отпечатки пальцев. В дальнейшем  установить личность преступника не составило особого труда».
Чем тяжелее преступление, тем больше времени требуется на его раскрытие, и тем дольше работают над уликами криминалисты. В ход идет даже консервация запахов с места преступления. В этом случае, как правило, используется какая-либо вещь, оставленная преступником.  При работе с такими уликами полицейским на помощь приходят специально обученные собаки. Это целый ритуал. Сначала  четвероногим помощникам дают изучить несколько контрольных запахов для того, чтобы оценить, в рабочем они настроении на данный момент или нет, а затем уже предлагают запах человека, подозреваемого в преступлении. В ходе такого эксперимента сразу несколько четвероногих ищеек из различных вариантов запахов должны обнаружить тот единственный, который станет еще одной весомой уликой в ходе раскрытия преступления.
Зачастую экспертам-криминалистам  приходится участвовать в раскрытии тяжких преступлений, от которых кровь стынет в жилах. Одно из таких произошло в конце 90-х годов. Во времена разгула рэкета на семью одного из рыбинских предпринимателей было совершено нападение. Группа вооруженных преступников ворвалась в квартиру и потребовала у хозяев крупную сумму денег. Кошмарная ситуация обернулась настоящей трагедией – глава семьи был убит, а его жену бандиты долго пытали, заставляя отдать деньги. Когда началось расследование этого дела, одной из улик, на которую обратили внимание криминалисты, стала картонная катушка  от скотча – им преступники связали свою жертву. По всей видимости, уходя, они просто выкинули эту вещь за ненадобностью.
Для того чтобы выведать секрет, который таил в себе кусок обычного картона, пришлось провести сложное исследование химическим методом.  После ввода полученных данных в поисковую систему эксперты получили список дактилокарт на граждан, отпечатки которых были сходны с имеющимся. В результате было установлено, что след принадлежит конкретному гражданину –жителю нашего города, за которым уже числился ряд разбойных нападений. Как выяснилось, в течение двух дней с момента нападения этого человека как возможного подозреваемого уже вызывали в УВД, но сознался он только при наличии неопровержимых доказательств.
На вопрос, насколько сложно психологически справляться с особенностями  работы эксперта-криминалиста, начальник подразделения резонно пояснил: «Но ведь булочник, который каждый день печет хлеб, зайдя в магазин, не отворачивается с отвращением от батонов. Так и у нас — со временем привыкаешь ко всему. Конечно, трудно абстрагироваться, когда помогаешь распутывать дело, в котором фигурирует молодая женщина, выкинувшая на помойку своего грудного ребенка, но любое преступление должно быть раскрыто, а значит, об эмоциях надо забыть».

242-й «откатали»

Для криминалистов чем больше информации, тем лучше. Поэтому идея вносить в паспорт информацию с отпечатками пальцев владельца, которая некоторое время назад активно обсуждалась на государственном уровне, им импонирует. Но пока до поголовной дактилоскопии далеко, поэтому в полиции предлагают всем желающим пройти эту процедуру добровольно.
«В стране действует закон об обязательной дактилоскопической регистрации, согласно которому ей подлежат не только преступники и правонарушители, но и в обязательном порядке сотрудники полиции, военнослужащие, призывники, работники силовых структур, охранники. Эта необходимая мера может сыграть решающую роль в случае каких-либо форс-мажорных обстоятельств – аварий, конфликтов разного рода. В этом плане мы настоятельно рекомендуем и рядовым гражданам пройти добровольную дактилоскопическую регистрацию. Наличие отпечатков в базе данных может помочь, если человек попадет в несчастный случай, потеряется, не имея при себе документов. Тогда не возникнет проблемы с установлением его личности», — констатирует Гуляев.
На данный момент бесплатной услугой добровольной дактилоскопии воспользовались более двухсот рыбинцев, а если быть точным – 242, в том числе и автор этой статьи. Процедура довольно проста – к специальному прибору, соединенному с компьютером, поочередно прикладывают пальцы обеих рук, а затем ладони, вот и все. Казалось бы, что сложного в этой странной вязи завитков и неровных овалов отпечатков, но у каждого они не просто индивидуальны, более того, если разделить любой отпечаток на сегменты, то его составляющие также будут неповторимы. Вот так затейница-природа пришла на выручку криминалистам. Лично я теперь уж точно десять раз подумаю, прежде чем решиться на какое-либо преступление. Шучу, конечно!

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме