новости 21 ноября 2014

Сияние уральских Самоцветов

В рамках «Всероссийских филармонических сезонов» с начала ноября прошли концерты Уральского Академического оркестра в Рязани, Ярославле и Рыбинске, после чего музыканты уехали на гастроли в Австрию.

.....2013-2.p65Редкая удача для провинциального Рыбинска встречать на сцене ДК «Авиатор» екатеринбургских оркестрантов, с которыми в разное время считали за честь выступить Мстислав Ростропович, Юрий Башмет, Дмитрий Хворостовский, которому доверяли свои премьеры Арам Хачатурян, Дмитрий Кабалевский, Рейнгольд Глиэр, Авен Тертерян и еще ряд композиторов с мировым именем.

Рыбинская программа состояла из произведений Анатолия Лядова, Петра Чайковского и Сергея Рахманинова — все русское, проникновенное, широкопросторное.

Открывала концерт симфоническая поэма «Кикимора» — одна из лядовских музыкальных картин, представляющих образы русских сказок. В воображении слушателя озорной, заводной, многообразный в звучании оркестра персонаж шалил и прятался, путал пряжу, озадаченно оглядывался, вдруг и как будто внезапно выскакивал из-за печки, а потом вертко исчезал благодаря средствам музыкальной выразительности, с легкостью и видимым удовольствием исполняемыми коллективом под мгновения движения дирижерской палочки.

Обозначенная «народная тема» логично была продолжена в знаменитом Первом концерте П.И. Чайковского для фортепиано с оркестром (си бемоль минор) — первом русском фортепианном концерте. Изначально задуманная автором сложная, виртуозно сконструированная партия фортепиано, эмоционально тонко и изящно проигранная лауреатом международных конкурсов 23-летним исполнителем Филиппом Копачевским, разрешилась блестящей развернутой каденцией пианиста.

Звучание музыки такой мощи и красоты вобрало в себя все чувства, даже крайне полярные: от восторженности и счастья, свежести, как от дуновения весеннего ветра, до страха, тоски, ожидания трагической неизбежности, сомнений. Чувственность, незащищенность, глубокие переживания — все краски звуков и их объем — там, где слова теряют свою силу, начинается музыка Первого концерта Чайковского в филигранном исполнении солиста и оркестра, выдержавших единый темп Allegro вступления и главной темы, что позволило слушателю понять логику произведения.

И, несмотря на тот факт, что это произведение стало сегодня чуть ли не шлягером, не найдется человека, кто не слышал бы мелодии вступления, исполнительское мастерство Уральского симфонического оркестра, лелеявшего каждую ноту, интонированную бережно и с нежностью, на протяжении всего произведения, ведь это уникальное явление, своеобразная визитка екатеринбургского коллектива.

— Мы старались, — просто скажет после исполнения концерта Чайковского дирижер Дмитрий Лисс, что на самом деле естественно для маэстро, показавшего, какой серьезный труд составляет совершенное владение музыкальными инструментами, чтобы доставлять удовольствие слушателю и самим себе одновременно. Так музыканты с улыбкой и нескрываемым наслаждением во второй части своего выступления преподнесли вторую симфонию Сергея Рахманинова — «мастера русских пейзажей».

Самая романтичная симфония исполнялась на одном дыхании, отдельные мотивы передавались от одного инструмента к другому, то переплетаясь, то затухая, то подхватывались вновь. Тягучее легато прихотливо «выводило» мелодический узор, как течение широких сибирских рек. Скерцо второй части симфонии — постоянное движение, как по пути русской тройки, звенящей колокольчиками-челестами; открывались широкие русские просторы, так в оркестровом исполнении объем зрительского зала заполняли множество торжественных и чистых раскрытых звуков. Отчетливо слышались валторны, виолончели, скрипки, гобой — и все вместе в финале они слились в один радостный красочный поток.

Запоминающееся выступление: с глубоким пониманием музыкальной архитектуры выпестованные произведения. Словно ювелир, на расстоянии с любовью рассматривающий только что ограненный драгоценный камень, оценивая свое творение, коллектив музыкантов, руководимый Дмитрием Лиссом, исполнил яркую программу, подтвердив свое высокое призвание нести классическую музыку людям.

Выступления Уральского Академического филармонического и Ярославского Академического симфонического оркестров на одной неделе — знаковое событие. В глубинке происходит возврат к почитанию творчества русских композиторов, возрастает интерес к классической музыке. Отрадно, что наряду с подвижническим трудом педагогов детских музыкальных школ города при поддержке управления культуры созданием грамотной культурной среды в провинции озабочены профессиональные коллективы. На прошедшем в конце сентября в Екатеринбурге симфоническом форуме всерьез заговорили о роли симфонических оркестров в формировании культурного пространства малых городов России, что вселяет надежду на возможность видеть профессиональные коллективы на рыбинской сцене.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме