новости 19 марта 2015

Самописец для грузовика

Что такое тахограф, для чего он нужен и стоит ли устанавливать его на автомобиль? Такой вопрос больше не возникает у водителей автобусов и большегрузных машин. Теперь проблема обязательной установки самописца напрямую коснулась и малотоннажных грузовиков. С 1 апреля 2015 года вводится штраф за управление грузовиком свыше трех тонн без тахографа или с неисправным прибором.

Тахограф – прибор, фиксирующий информацию о скорости и маршруте автомобиля, он контролирует смену труда и отдыха водителя. По словам Дениса Фиялковского, начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения, главное достоинство самописца в том, что он следит за режимом работы водителя. То есть он не позволит ему находиться за рулем сверх нормы, а именно – свыше 4 часов. Кроме того, присутствие прибора дисциплинирует водителя. Если тот превысит скорость, то нарушение автоматически будет зафиксировано. Производители электронных контролеров уверяют, что пользоваться им удобно, не сложнее, чем сотовым телефоном.

Как известно, сон за рулем (помимо превышения скорости и алкогольного опьянения) входит в тройку главных причин автомобильных аварий. На слуху страшные катастрофы пассажирских автобусов, произошедшие в России и за рубежом по вине заснувшего водителя. В Рыбинске за 2014 год случилось 10 ДТП с участием грузовиков и 17 автобусных аварий – все по вине водителей. Согласно статистике европейских стран, при активном использовании тахографа аварийность со смертельным исходом значительно снижается.

Российский законодатель предписывает устанавливать тахографы на несколько видов транспортных средств: ТС, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, легче 5 тонн (категория М2) и те, масса которых превышает 5 тонн (категория М3); ТС, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория № 2) и большегрузы свыше 12 тонн (категория № 3). В апреле 2013 г. в КоАП введена статья 11.23, предусматривающая ответственность за управление транспортным средством без самописца или с неисправным прибором. Штраф составил от 1 до 3 тысяч с водителя и 5-10 тысяч с автотранспортного предприятия.

Однако тогда грузоперевозчики добились приостановления действия Федерального закона № 36, и в августе 2013 г. Минтранс приказом № 273 продлил сроки оснащения транспортных средств тахографами. Владельцы автобусов и большегрузных машин имели возможность устанавливать самописцы в течение 2014 года. Теперь время на раздумья закончилось для владельцев последней категории автомобилей. Для водителей грузовиков от 3,5 до 12 тонн с 1 апреля законодатель вводит ответственность за неустановленное по правилам контрольное устройство.

Впрочем, фирмы-установщики не ждут большого наплыва потребителей. Руководитель ООО «Око» Владимир Головкин подтверждает: «Сейчас мы чаще обслуживаем тахографы, чем устанавливаем новые. Считаю, подавляющее число машин, попадающих в эту категорию, уже оборудовано. Ажиотаж был два года назад. В 2013 году после вступления в силу ФЗ № 36 и введения санкций к нам выстроилась очередь из желающих модернизировать свое контрольное устройство в соответствии с законом, то есть поставить на него блок СКЗИ. Не исключаю, что после серии штрафов водители опять встрепенутся».

С ним соглашается и Денис Фиялковский: «Почти все водители уже в курсе и не удивляются, когда мы проверяем наличие тахографов. Все-таки прошло два года. Большая часть машин оборудована по правилам. Встречаются и нарушители, за последнюю неделю мы оштрафовали трех водителей без тахографов. Считаю, они просто пытаются сэкономить на установке. Но я уверен, что скоро поставят все без исключения, это неизбежно».

Перевозчики говорят о причинах, по которым они медлят. Во-первых, их отталкивает цена. Новый прибор стоит 50 тысяч рублей. Отдельно придется заплатить за установку и комплектующие (карточка водителя, лента для тахографа). Во-вторых, погоня за длинным рублем любой ценой становится сложнее. Ведь при наличии устройства контроля придется нормировать время работы и отдыха (4 часа ехать – 40 минут отдыхать), а также соблюдать скоростной режим. Однако в конечном итоге установка тахографа на руку автоперевозчикам. Руководитель может легко отследить маршрут своего водителя, количество остановок, проверить, не завозил ли тот левый груз, не сливал ли бензин и гсм.

— Для перевозчиков главный показатель успешности – это скорость доставки, — говорит Михаил Марков, руководитель ООО «Технопарк-Волга». — Теперь же поездка неминуемо растянется за счет вынужденных остановок на отдых. Думается, если раньше поездка в Москву занимала сутки, то теперь со всеми остановками будет уже трое. Если отправлять в рейс не одного, а двух водителей, чтобы гнать без остановки, появляются дополнительные затраты по заработной плате. Все это непременно скажется на стоимости доставляемого товара. Для малого бизнеса считаю установку тахографов нерентабельной.

Позиция ясна, но цена за эффективность труда получается слишком высокой. Ведь одно ДТП перечеркнет не только прибыль, но и человеческие жизни.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме