новости 11 июня 2015

Бесшумное золото рыбинских изобретателей

Отправляясь на встречу с научными сотрудниками РГАТУ — доцентом кафедры авиационных двигателей Светланой Беловой и доцентом кафедры вычислительных систем Алексеем Ломановым, настраивалась на сложный разговор — уж больно специфичная тема. Дело в том, что рыбинцы получили золотую медаль выставки изобретений в Тунисе «Tunis-Innov 2015» за разработку уникального стенда, аналогов которому нет в мире.

«Мы представляли разработанную нами установку для акустического и аэродинамического исследования элементов газотурбинного двигателя. Опытный образец этой установки находится в нашем университете, в лаборатории прикладной аэродинамики. При разработке установки я занималась вопросами аэродинамики и аэроакустики, а мой коллега — вопросами автоматизации и компьютеризации. Этот стенд — единственный в мире. Только он позволяет проводить акустические и аэродинамические исследования моделей любых элементов ГТД с учетом временной неравномерности полей параметров потока», — написала в Фейсбуке Светлана.

Неспециалисту это мало о чем говорит, но люди «в теме» уже по достоинству оценили достижение рыбинских изобретателей. Помимо награды в Тунисе, еще в прошлом году установка получила золотую медаль во Франции, на Concours Lepine-2014.

DSC_3443Так в чем же смысл нашумевшего в Европе изобретения рыбинских ученых?

— Сейчас все озабочены созданием так называемого «зеленого», то есть более экологичного гражданского самолета. В частности, при проектировании перспективных авиационных двигателей их создатели стремятся к снижению уровня шума. Повсеместно в отношении авиакомпаний, в том числе российских, звучат претензии по поводу высокого уровня шума самолетов, идущих на посадку в аэропортах. Зачастую аэропорты находятся неподалеку от зоны жилых кварталов, и естественно, что люди испытывают неудобства. Снижение шума в этом плане – единственный путь решения проблемы. Но задача это непростая, — рассказывает Светлана Белова.

Примечательно, что проблема «громких» самолетов актуальна не только для гражданской, но даже и для военной авиации, которая всегда была в авангарде современных технических разработок. Сейчас приходится сталкиваться с парадоксальной ситуацией: сверхбыстрые истребители практически невозможно засечь радарами, но по звуку определить их местонахождение и приближение довольно легко.

Неужели рыбинским ученым удалось сделать то, что до этого не удавалось никому в мире? Поиск оптимального решения занял несколько лет. Первые предпосылки к открытию появились еще десять лет назад. Как пояснили разработчики, базовой частью стенда стал измерительный блок, позволявший замерять давление в объеме. После этого началась его доработка и модернизация уже с учетом возможностей измерения шума.

— Для того чтобы работать по вопросам снижения шума двигателя, прежде всего необходима серьезная экспериментальная база, которая позволяет понять, как различные изменения конструкции элементов ГТД влияют на уровень шума. В вузе такой установки не было, поэтому мы решили ее создать. Сложнее всего было придумать, как проводить измерения, чтобы полученные данные были корректными, достоверными и полезными для анализа. В результате была создана автоматизированная установка, в которой присутствуют элементы, позволяющие одновременно устанавливать несколько датчиков давления – микрофонов и с помощью компьютерной программы быстро менять их позиции в потоке согласно задачам конкретного исследования, — рассказала Светлана Евгеньевна.

Сама установка и принцип ее действия для непосвященного человека достаточно сложны и описывать их в рамках газетной статьи не имеет смысла. Скажем только, что разработчикам удалось соблюсти чистоту эксперимента. По сути, установка получилась уникальной, все другие ее аналоги не позволяют за короткий промежуток времени проводить одновременно несколько замеров.

Работа над установкой – наглядный пример того, как сотрудничают специалисты из разных областей знаний.
В данном случае это аэродинамика, проектирование двигателей и вычислительная техника с автоматизацией.

— Отдельно каждая кафедра университета может «вариться в собственном соку», но когда предстоит какой-либо научный эксперимент, для него необходимы специалисты из самых различных областей науки. Конструкторы, разрабатывающие установку, электронщики, программисты, на которых ложится разработка алгоритма управления. Хотя у нас авиационный университет, но направлений в нем очень много. Мы все работаем над одной задачей и по мере необходимости подключаем другие кафедры. Без конструктивного взаимодействия ничего не получится, — считает Алексей Ломанов.

Сама жизнь доказывает, что все самое интересное в науке и технике рождается именно на стыке специальностей. И зачастую специалисты из абсолютно непрофильной сферы могут взглянуть на тот или иной сложный для решения научный вопрос свежим взглядом и предложить решение, которое так долго искали коллеги.

Хочется надеяться, что в перспективе установка рыбинских ученых заинтересует производителей и будет активно использоваться при производстве авиадвигателей. Ведь международное признание наш стенд уже завоевал!

Алексей Ломанов признается, что процесс изобретения – захватывающий, интересный, ни с чем не сравнимый. Именно поэтому, по его словам, работа в университете – это вечный поиск, постоянное движение вперед, решение сложных задач. Причем направления здесь могут быть самыми разными. Так, к примеру, сейчас ученый со своими студентами сотрудничают с фирмой «Стэк-спорт» — разрабатывают робота для тренировок по настольному теннису.

У Светланы Беловой целая коллекция патентов на изобретения. От научной работы она не устает – постоянно находится в поисках чего-то нового. При этом ее разносторонняя личность проявляется и в увлечении творчеством. Эффектная блондинка с хорошим вкусом, она создает яркие женственные образы, память о которых хранит богатая коллекция фотографий. А еще она собирает винтажную одежду.

— У меня есть образцы одежды и аксессуаров 40-х годов, 50-х, 60-х и начала 70-х. Сейчас трудно добывать такие вещи – это настоящая охота, — рассказала Светлана. — А начиналась коллекция с вещей моей бабушки. Очень жаль, что в войну пропала одежда прабабушки и прапрабабушки — там были уникальные вещи: шелковые платья 20-х годов с ручными вышивками (я знаю это по рассказам бабушки), платья на косточках из китового уса, лаковые туфельки «джимми», шляпки и многое другое. В войну прабабушка все это продала или обменяла на хлеб.

Вот такие у нас изобретатели!

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме