новости 24 сентября 2015

Пассивный наблюдатель или активный участник?

Мы привыкли, что специально обученные люди формируют за нас статистику, делают аналитику, объясняют наши удачи и провалы своим специфическим языком, где чаще официальная точка зрения давлеет над реальностью. И тогда мы говорим: ну это же средняя температура по больнице, к жизни не имеет никакого отношения.

А сами? Что же мы сами не участвуем в опросах, дискуссиях, не высказываем свое мнение и не настаиваем на выбранных нами решениях?

— Вот нам и захотелось поговорить о развитии микробизнеса не стандартным языком отчетов, а с участниками процесса попробовать выяснить проблемы, обсудить их, послушать мнения, — говорит директор некоммерческого партнерства «Рыбинский центр развития деловой активности» Валерий Петровский. – Конечная цель – это формирование условий для повышения деловой активности физических лиц как одного из основных факторов развития микропредпринимательства.

Почему тема микробизнеса стала вдруг обсуждаемой? Валерий Петровский считает, что настораживает даже не снижение количества индивидуальных предпринимателей с пяти тысяч в 2013 году до четырех тысяч на начало 2015 года, что может быть связано с тем, что были закрыты излишне зарегистрированные, неработающие ИП, те, что создавались с целью оптимизации налоговых режимов. А отсутствие роста данного сектора экономики.

Круглый стол по проблемам микробизнеса, намеченный на 30 сентября, решили организовать для предпринимателей некоммерческие организации «Рыбинский центр развития деловой активности», «Рыбинский союз предпринимателей малого бизнеса», «Рыбинская организация предпринимателей» при поддержке ЯРОО «Центр социального партнерства».

А накануне партнеры провели пилотное исследование.

— Мы опросили 25 предпринимателей и 25 экспертов по ряду вопросов, которые, на наш взгляд, влияют на развитие самого мелкого бизнеса – микропредприятий, индивидуальных предпринимателей, — рассказывает Валерий Петровский. – Представителей бизнеса выбирали так, чтобы были представлены все секторы экономики города, а в качестве экспертов привлекли более крупный бизнес, работников администрации, членов общественной палаты города, депутатов.

Результаты опроса станут поводом для обсуждения на круглом столе. Как, например, влияет законодательство на количество работающих предпринимателей? Очевидно, что влияние существует и зачастую не как стимул, а как преграда. Можно вспомнить антиалкогольное законодательство 2006 года, когда индивидуальные предприниматели лишились права продавать алкогольную продукцию, повышение ставок пенсионного фонда, введение электронной налоговой отчетности… Как новые регламенты влияют на рынок микробизнеса? Способствуют легализации бизнеса или уводят предпринимателей в тень?

Александр Кутырев, руководитель «Рыбинского союза предпринимателей малого бизнеса», считает, что часто самые благие порывы законодателей в жизни трансформируются в негативные тенденции:

— Электронная отчетность, с одной стороны, должна вести к прозрачной деятельности предпринимателя. Но она требует дополнительных расходов на регистрацию электронной подписи, обеспечение электронного документооборота. Далеко не каждый готов тратить деньги на это, и, наработав небольшую базу, люди могут уйти из легального поля в тень. Плюс негативная информация, которой нас накачивают отовсюду. Человек, начитавшись об отрицательном опыте, задает себе вопрос: зачем мне это вообще нужно? А он всего лишь не разобрался в регламентах, не понял последовательность действий, он просто заранее испугался и потому не пополнил ряды предпринимателей.

Половина опрошенных экспертов согласны с Александром Кутыревым в том, что координирующее воздействие со стороны государства, регионального и местного руководства негативно сказывается на развитии микробизнеса. А вот в предпринимательской среде, что интересно, так считают только 42,3 процента.

Валерий Петровский говорит, что опрос принес некоторые сюрпризы:

— Например, введение регламентов значительная часть предпринимателей оценивает положительно, потому что это структурирует их работу, хотя я ожидал более критической оценки. Или, скажем, на вопрос: какова конкурентоспособность местных предпринимателей? — эксперты ответили менее оптимистично, чем сами участники рынка.

Опрос показал, что большая часть торговли работает на рынках города (63,6%) и области (18,2%), и это естественно, а вот производственники реализуют свою продукцию в основном в области (50%) и за пределами региона (16,7%).

Поэтому неудивительно, что 35,4% экспертов видят перспективы для роста бизнеса и его открытия прежде всего в производстве, 33,3% — в услугах населению и только 6,3% — в торговле. А предприниматели (16,3%), считая торговлю также перспективной, поддерживают экспертов, отдавая приоритетность в росте секторам производства (30,2%) и оказания услуг населению (27,9%).

— Из внутренних проблем, влияющих на развитие бизнеса, и эксперты, и предприниматели поставили на первое место недостаток квалифицированного персонала, — рассказывает Валерий Петровский. – Далее следует падение платежеспособности населения и недостаток оборотных средств. В предыдущих исследованиях на первом месте значилась высокая конкуренция. И здесь тоже появились неожиданности. Например, принято считать, что федеральные торговые сети мешают развитию местного бизнеса. И большинство опрошенных думают именно так. Но 26,9% экспертов и 15,4% предпринимателей видят в ритейле положительные моменты. Например, занятость населения. Тысячи жителей города работают и получают зарплаты в торговых предприятиях федеральных сетей, и это благоприятно сказывается на экономике города и региона в целом.

Проверки бизнеса различными федеральными структурами традиционно считаются отрицательным фактором. И опрос здесь не принес никаких сюрпризов. Но констатация фактов не главная задача исследований. Почему, например, проверки мешают 57,7% опрошенных экспертов и 53,8% предпринимателей?

— Вопрос дискуссионный, — считает Валерий Петровский. – Потому что проверки проводятся ради проверок? Или ради того, чтобы найти нарушения и наказать, а не помочь исправить ошибку?

Недоброжелательной обстановкой можно объяснить и отношение бизнеса к поддержке со стороны государства. Во-первых, большинство опрошенных уверены, что финансовая поддержка недостаточна. А во-вторых, многие считают, что и информационная поддержка должна быть шире.

— Однако мне думается, что в понятие информационной поддержки мы вкладываем разные смыслы, — говорит Александр Кутырев. – Может быть, люди ждут, что им на стол положат печатный лист с перечнем мер поддержки и подробной инструкцией получения льгот или денег? Или все-таки они готовы искать информацию в интернете и самостоятельно или с помощью специалистов пытаться получить поддержку?

Валерий Петровский как раз специализируется на помощи предпринимателям в оформлении документов на получение государственных и муниципальных субсидий. Он считает, что, несмотря на бюрократические препоны, стоит пользоваться предоставляемыми государством возможностями:

— Есть разные формы помощи бизнесу, было бы у предпринимателей желание их получить. Конечно, у нас будут предложения по оптимизации этой работы, для этого мы и проводим исследования. И наш круглый стол призван не просто обозначить проблемы, а выработать рекомендации, способствующие улучшению бизнес-климата в городе и регионе, которые мы направим в общественные палаты города и области, областное правительство, местную администрацию.

Все желающие принять участие в обсуждении могут позвонить по телефону 28-39-79 или обратиться в «Рыбинский центр развития деловой активности» по адресу: ул. Чкалова, 27.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме