новости 23 октября 2015

Дать не рыбу, но удочку

Рыбинск снова в авангарде педагогики – по новым образовательным стандартам (ФГОС) для 5-9 классов, действующим в России с 1 сентября, наши дети учатся уже не первый год. Мы побеседовали со специалистами Информационно-образовательного центра об особенностях нового стандарта и узнали, предстоит ли рыбинцам изучать китайский, как взять гибкость ума на контроль и каким образом кружок икебаны подводит ученика к выбору профессии.

Рыбинск в этом смысле — уникальный город, мы настоящие новаторы, — рассказывает руководитель учебно-методического отдела ИОЦ Наталия Живанская. – Наш лицей № 2 – региональная площадка для запуска и обкатки новых стандартов. По новым программам дети там учились уже до восьмого класса. С прошлого года весь Рыбинск перешел на новый стандарт, который даже в Москве начал действовать лишь сейчас.

Что нового предполагает этот образовательный стандарт?

В его основу положен исследовательский, деятельностный подход – дети учатся самостоятельно исследовать материал, составлять план, контролировать ход выполнения задания. Это развивает гибкость ума и приводит к умению решать не только примеры в школе, но и в конечном итоге — большие жизненные задачи. Специальные контрольные работы позволят проверить, насколько ученик владеет разными способами действия, может ли он к одной задаче подобрать несколько вариантов решения.

В связи с таким подходом меняется и роль учителя. Никогда ее еще не определяли столь демократично. Педагог теперь не ментор, насаждающий знания «сверху». Он, скорее, проводник, который помогает раскрытию потенциала ребенка. Следуя новому стандарту, учителя отходят от принятого раньше удобного, как домашние тапочки, репродуктивного подхода: «объяснил-спросил-оценил». Активность ребенка выводится на первый план, вместо заучивания правил – обучение через игру, вместо лабораторных работ – индивидуальные проекты. Известно, что самостоятельно добытые знания усваиваются прочнее. Задача педагога– дать не рыбу, но удочку.

— Когда ребенок просто сидит и слушает – он мало что усваивает, — объясняет Наталия Живанская. – Память наша избавляется от того, что нам дал кто-то другой. А вот когда он сам провел исследование и сделал выводы, тогда знания усвоятся надолго.

Преподавателям бывает нелегко отказаться от авторитарной манеры преподавания. По словам рыбинских методистов, с этим педагоги испытывают самые большие затруднения. Недаром в августе все предметники обсуждали один вопрос – как подключать ребенка к деятельности? В связи с этим изменилась система повышения квалификации учителей – она стала более гибкой и направленной. Теперь учителя чаще садятся за парты — раз в три года, а не в пять лет, как ранее. Курсы повышения квалификации представляют собой тренинги, пройдя их, педагоги смогут подавать свой материал интереснее и побуждать учеников к глубоким исследованиям.

Дополнять материал из основной программы призвана кружковая, внеурочная деятельность. Именно там углубляются знания, полученные на уроках, и там же они могут применяться на практике. Кружок позволяет ребенку пробовать себя — в экологии (рисовать Красную книгу растений своего края), в журналистике (брать интервью), в краеведении (посетить храмы города), в рукоделии (составлять икебаны). Это, по сути, первые шаги к выбору профессии. Все поездки, экскурсии, кружки бесплатные. Реализовывать внеурочку школе помогает сеть социальных партнеров — в Рыбинске среди них оздоровительный центр «Кстово», музеи, спортивные секции, художественные и музыкальные школы. Итогом внеурочной деятельности становятся три уровня результатов, непохожих на знакомые всем «пятерки»: «Я получаю знания по направлению, которое я выбрал», «У меня формируется к этому позитивное отношение», «Я пробую себя в практической деятельности». Материально такие результаты выражаются в творческих зачетах и работах.

Подобная система результатов – тоже новинка ФГОСа. Кроме предметных результатов, теперь засчитываются и личностные достижения. Школьник не только получает оценки, но и собирает портфолио со своими дипломами, результатами творческих работ, благодарственными письмами. Ребенок работает в школе по своему индивидуальному маршруту (он составляется с учетом своих способностей и склонностей) – ходит в кружки, участвует в конкурсах, работает в интересующих его проектах. Все его достижения фиксируются, и при поступлении в вуз портфолио может обернуться весомыми дополнительными баллами.

Внеурочную деятельность называют прообразом профориентации, которая теперь начинается с пятого класса.

— Самое главное, чему должна научить школа, –сделать в жизни дальнейший верный выбор, — рассказывает Елена Ошанина, методист ИОЦ. — Не предать себя, свои интересы. А для этого их нужно найти. В младших классах это происходит в форме сюжетно-ролевых игр (ребенок играет в повара, доктора) и экскурсий на предприятие, в пожарную часть, в швейные мастерские. Были сложности с параллелью 7-8 классов — поздно для сюжетно-ролевых игр, рано для разговоров об университетах. Но мы постарались охватить и их. Вот уже третий год наши восьмиклассники посещают Промышленно-экономический колледж, пробуют себя в разных профессиях. Дети собирают электросхемы, расписывают солонки в кабинете декоративно-прикладного искусства, делают прически специальному манекену и даже выполняют несложную сварку! Девятиклассники ходят на профессиональные пробы в Рыбинский авиационный колледж, где знакомятся с азами металловедения, робототехники и программирования, сборки летательных аппаратов. Для учеников 10-11 классов проводятся встречи с представите- лями завода «Сатурн». Нередко на них приходят выпускники этих школ, добившиеся успеха на производстве. Они на собственном примере рассказывают о преимуществах своего выбора, то, как они к этому выбору пришли, чем им помогла школа.

Кроме всего прочего, в новом учебном году в школах вводится обязательное преподавание двух иностранных языков. Но внезапно столкнуться в расписании еще и с итальянским или китайским языком рыбинским пятиклашкам пока не грозит, уверяет Наталия Живанская.

— Введение второго иностранного языка в учебный план – это компетенция конкретной школы. Педагоги включают второй язык в образовательную программу, исходя из возможностей школы (наличия учителя например) и следуя запросам родителей, — объясняет методист.

Помимо двух обязательных ГИА по русскому языку и математике, в 9 классе школьники будут сдавать еще два экзамена по выбору. Но результаты этих дополнительных экзаменов не будут влиять на получение аттестата.

На электронные учебники рыбинские школьники перейти не спешат.

— Существуют интернет-порталы, в них можно посмотреть электронную версию учебника. Она полностью совпадает с бумажной. Плюс там будут разные интерактивные дополнения – аудио- и видеофайлы, есть возможность пройти тест онлайн, -комментирует Живанская.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме