новости 15 января 2016

Неравная борьба за качество

В нашей стране к качественным вещам всегда относились с особым трепетом, особенно во времена всеобщего дефицита. Сегодня борьба за качество продолжается, ведь нередко в приобретенном товаре обнаруживаются какие-либо дефекты или неполадки. В этом случае главное — не бояться отстаивать свои права, вооружившись законом.

«Нечистые» окна

Статистика красноречиво говорит: рыбинцы как потребители активно отстаивают свои права. Так, за девять месяцев прошлого года специалисты отдела по защите прав потребителей городской администрации провели более 1500 устных консультаций, приняли 240 заявлений по вопросам защиты прав потребителей, составили 103 исковых заявлений в суд. Они проверили 34 предприятия торговли и общественного питания, которые фигурировали в жалобах горожан.

Как отметила ведущий специалист отдела по защите прав потребителей Маргарита Иванова,  с течением времени меняется и перечень товаров и услуг, качество которых вызывает нарекания потребителей. К примеру, в последнее время много претензий возникает к производителям пластиковых окон. Люди тратят большие деньги, но вместо качественных конструкций порой получают лишь дополнительные проблемы. «Вот вам стандартный пример. Женщина заключила договор с индивидуальным предпринимателем на установку пластиковых окон. Общая сумма заказа составила почти 70 тысяч рублей.

В день замера женщина внесла предоплату 20 тысяч рублей, а спустя пару дней отдала остальные деньги – в личной беседе предприниматель заверил ее, что при полном расчете окна ей установят быстрее. Сразу после монтажа первого окна клиентка обнаружила недостаток – перекос рамы балконной двери в комнате. Такой же дефект проявился и после установки второго окна на кухне. Помимо этого, женщина так и не дождалась, когда рабочие установят оконные рамы на балконе. Владелец предприятия лично видел все недостатки и обещал их устранить. Прошло больше месяца, но исправлять дефекты никто не спешил. На телефонные звонки предприниматель не отвечал, в офисе его невозможно было застать. В конечном итоге заказчице удалось вручить письменную претензию. При этом владелец фирмы отказался расписываться в получении документа. Спустя почти месяц женщине пришлось вновь обращаться к предпринимателю – дефекты в оконных конструкциях так никто устранять и не собирался. Только после судебного разбирательства ситуация сдвинулась с мертвой точки. В пользу ответчицы была взыскана полная сумма иска и штраф в пользу потребителя порядка 140 тысяч рублей». В данном случае предпринимателю его упорство обошлось довольно дорого. Но, собственно говоря, на что он рассчитывал? Закон «О защите прав потребителей» говорит: потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки выполненной работы не устранены исполнителем. Тот же порядок действует и в случае, если речь идет о существенных недостатках выполненной работы, оказанной услуги.

Суд да суд

Порой для того, чтобы отстоять свои права, потребителям приходится пройти несколько судебных инстанций. Маргарита Иванова приводит еще один показательный пример:
«В одном из спортивных магазинов города мужчина приобрел мопед стоимостью около 40 тысяч рублей. В течение первых десяти дней эксплуатации в ходовой части обнаружились дефекты. Продавец порекомендовал обратиться в сервисный центр для безвозмездного устранения этих недостатков. Когда мужчина забирал отремонтированную вещь, ему даже не объяснили, что именно устранили специалисты, не дали никакого документа. Между тем по закону исполнитель услуги обязан предоставить в письменной форме информацию о дате обращения потребителя с требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара, о дате передачи товара потребителем, устранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах). Также в документах должен быть указан срок выдачи товара потребителю после ремонта», — рассказала специалист.

В дальнейшем история повторилась – спустя неделю дефекты снова дали о себе знать. На сей раз в ремонт мопед сдавали сами представители магазина, а вот забирать предложили покупателю. Это стало последней каплей в чаше его терпения. Когда он обратился в магазин с требованием вернуть свое имущество и предоставить документ о проведенном ремонте, никакого ответа не последовало. Фактически работники магазина неправомерно удерживали имущество покупателя. Из-за всех этих перипетий мужчина не мог пользоваться транспортным средством на протяжении в общей сложности полутора месяцев. Более того, когда потребитель обратился к продавцу с заявлением о возврате денег за некачественный товар, тот должен был сделать это в течение десяти дней, но и этот срок был нарушен.

В данном случае, как пояснила спрециалист, имело место нарушение нескольких статей Закона «О защите прав потребителей». В  отношении технически сложного товара при обнаружении в нем недостатков потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
Потребитель попытался вернуть деньги через суд. Примечательно, что первоначально ему было отказано в исковых требованиях в полном объеме в связи с тем, что представитель ответчика заявил: человек, принимавший от потребителя заявления и мопед, никогда у индивидуального предпринимателя не работал. Якобы  он не знает, почему истец отдал неисправный мопед ему, не в курсе он и относительно того, где сейчас находится транспортное средство. И это при том, что продавец сам указал имя и адрес человека, занимавшегося ремонтом!

В конечном итоге справедливость восторжествовала. «На судебном заседании в апелляционной инстанции Ярославского областного суда решение Рыбинского суда было отменено. В результате с ответчика была взыскана стоимость мопеда, неустойка за неудовлетворение требований потребителем в установленный законом срок – 30 тысяч рублей, компенсация морального вреда – 10 тысяч рублей и штраф в пользу потребителя 34900 рублей. В итоге предпринимателю придется заплатить порядка 115 000 рублей. Игнорировать Закон «О защите прав потребителей»  получается себе дороже», — отметила Маргарита Иванова.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме