новости 15 января 2016

Жизнь ради полета

Вадим Павлович Добродеев принимал участие в создании первых реактивных двигателей для сверхзвуковых самолетов, почти 20 лет преподавал в РАТИ, где возглавлял кафедру авиационных двигателей. Выйдя на заслуженный отдых, он активно работал в городском Совете ветеранов. 4 января кандидату технических наук, доценту РГАТУ имени П.А. Соловьева Вадиму Добродееву исполнилось 90 лет, но он продолжает заниматься научными исследованиями. А как иначе, если это дело всей его жизни.

DSC_7455 Картошка на футбольном поле

Вадим Павлович Добродеев родился в 1926 году. Его семья жила на небольшом хуторе около деревни Усольцево Тутаевского района, что на левом берегу Волги. Его отец работал председателем сельсовета и, наверное, был хорошим человеком, потому что за низкие показатели в работе по раскулачиванию в 1929 году Павла Добродеева отправили на пять лет в лагеря. Он отбывал наказание в Лодейном поле, на строительстве Беломорканала. Владевшего грамотой заключенного назначили учетчиком, благодаря чему он выжил и, вернувшись домой, устроился бухгалтером на МТС. Однако вскоре семью настигла новая напасть: в 1939 году правительство выпустило указ о выселении с хуторов, и Добродеевым пришлось искать новое место жительства. Вадим к тому времени закончил семь классов, и, чтобы он смог продолжать учебу, отец решил переехать в Песочное.

Когда началась война, отца призвали в армию и направили на строительство запасного моста в Ярославле, в ноябре 1942 года от него пришло последнее письмо, а вскоре семья получила сообщение, что он пропал без вести под Сталинградом.

— Мама осталась одна с тремя детьми на руках. Она не получала пенсии за отца, но вырастила нас достойными людьми, всем дала высшее образование, — говорит Вадим Павлович.

Это было очень тяжелое время, голодное и холодное. Вадим Добродеев помнит, как немцы бомбили 20-й завод и со стороны города раздавались громкие взрывы, как в Рыбинске горела нефтебаза, и люди с тревогой наблюдали яркие всполохи в небе. Совсем рядом с их домом рыли окопы на случай прорыва неприятеля, а большое футбольное поле раскопали под огороды, посадив картошку, морковку, лук.

В 1943 году он с отличием окончил школу и, имея за плечами десятилетку, поступил на второй курс Рыбинского авиатехникума. Сначала юный студент снимал комнату в маленьком деревянном доме на улице Горького (сейчас на его месте построили торговый центр), потом получил место в общежитии, которое находилось в доме 5 по улице Жданова. Во время войны в техникуме располагался военный госпиталь, поэтому студенты учились в здании, где сейчас находится Пенсионный фонд, а позже – в главном корпусе РГАТУ на улице Плеханова. В техникуме Вадим Добродеев познакомился с Вячеславом Затевахиным, Валентином Шуваловым, Анатолием Баранниковым, Игорем Коряковым и Виктором Серковым. Позже все они стали ведущими специалистами завода, руководителями отделов и цехов, а студенческую дружбу сохранили на всю жизнь. Здесь же Вадим встретился и с будущей супругой Ниной Алексеевной.

 У истоков турбореактивного двигателя

В 1946 году, окончив с отличием техникум, Вадим Павлович был направлен на работу в расчетно-исследовательский отдел Рыбинского конструкторского бюро моторостроения и поступил в Ленинградский заочный индустриальный институт.

Учебных отпусков тогда не давали, курсовые работы студенты отправляли по почте, а на единственную в году сессию ездили во время очередного отпуска. Так Вадим увидел Ленинград, который еще не оправился от блокады, с полуразрушенными домами и предупреждающими надписями на стенах «При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Но хоть и жили студенты бедно, а на обед в столовой давали шроты (жмых, отходы производства растительных масел), Вадим Павлович говорит:

— Не могу сказать, что жили тогда плохо.

Радовала учеба. Как раньше школу и техникум, институт он окончил с отличием, а газета «Ленинградская правда» поместила даже заметку о выдающемся выпускнике, который спроектировал станок-полуавтомат для обработки металлических деталей.

Интересно было работать и в конструкторском бюро в Рыбинске. Расчетно-исследовательская группа, в которую Вадим Павлович попал по распределению, участвовала в разработке мощного советского двигателя комбинированного типа ВД-4К для опытных межконтинентальных тяжелых бомбардировщиков Ту-4 и Ту-85. Впоследствии его разработчики Владимир Добрынин, Петр Колесов, Вячеслав Гришин, Ефим Бермант, Александр Дынкин и другие были награждены Сталинской премией. Самолеты с их двигателем могли развивать скорость только до 460 км/час, и правительство страны поставило перед конструкторами задачу создать турбореактивный двигатель для летательных аппаратов, которые могли бы развивать сверхзвуковую скорость.

В расчетно-исследовательской группе работало больше 30 человек, в основном — молодые специалисты, которые должны были рассчитать характеристики двигателя, то есть предсказать, как мотор будет работать на разных высотах, при тех или иных температурах, с разными режимами газа. При этом в арсенале проектировщиков были лишь арифмометры и немецкие пишущие машинки «Мерседес». Лишь в семидесятых годах прошлого века в РКБМ появилась первая в области электронная машина, которая занимала целый кабинет.

Работая в расчетно-исследовательской группе, Вадим Павлович получил второе высшее образование. Он окончил Центральный институт авиационного моторостроения, защитил диссертацию в Рижском институте гражданской авиации, тогда же начал преподавать в Рыбинском вечернем авиационном технологическом институте. Опытных людей, способных стать наставниками студентов, не хватало, и в 1972 году горком КПСС обратился к директору завода Павлу Дерунову с просьбой перевести Вадима Добродеева с предприятия на должность завкафедрой авиационных двигателей. Так он перешел на постоянную работу в институт, где проработал до 2011 года. Был заведующим кафедрой, деканом факультета повышения квалификации, преподавателем кафедры Общей и технической физики, председателем Совета ветеранов академии.

Вадим Павлович гордится тем, что и раньше, и сейчас высшее учебное заведение, которому он отдал большую часть своей жизни, славилось высоким уровнем преподавания. Учиться в РАТИ приезжали студенты из разных городов России, его школу прошли многие руководители города и большого числа промышленных предприятий.

Все это время Вадим Добродеев совмещал преподавательскую деятельность с научной работой. Результаты своих исследований он публиковал в сборниках научных трудов и журналах федерального уровня, многие его разработки были внедрены в производство.

 Активная жизнь продолжается

Научными разработками юбиляр занимается до сих пор, размещая публикации в «Вестнике РГАТУ», причем одним из его соавторов является внук Андрей.

В последние годы работы Вадим Павлович был председателем Совета ветеранов академии. Он активно сотрудничал с городской ветеранской организацией, которую возглавлял Михаил Шаповалов. Вместе они занимались не только организацией торжественных мероприятий, чествованием ветеранов войны и труда, но и во время всеобъемлющего дефицита договаривались о поставках жизненно необходимых товаров: сахарного песка, муки, подсолнечного масла, которые по карточкам распределяли между своими подопечными.

Вадим Павлович Добродеев прожил большую достойную жизнь. Вместе с супругой они воспитали двоих сыновей, помогали растить внуков и только совсем недавно перестали работать на даче.

Мы поздравляем Вадима Павловича с девяностолетием, желаем ему крепкого здоровья и долгих-долгих лет жизни, чтобы он смог увеличить свой вклад в российское двигателестроение.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме