новости 1 февраля 2016

Время роста и непростых решений

Как изменится город в ближайшие пять лет? Какие точки роста станут основными на пути очередного этапа его развития? Ответ на эти непростые вопросы должна дать новая программа социально-экономического развития города, работу над ней начали специалисты администрации Рыбинска. И хотя пока рано озвучивать какие-то конкретные проекты и мероприятия, основной целью программы ее разработчики определили создание условий для снижения оттока населения из Рыбинска, повышение уровня и качества жизни.

 Вехи пятилетки

Для того чтобы ставить новые задачи общегородского масштаба, был подведен итог предыдущих пяти лет – что удалось сделать, каких показателей достичь, а над чем еще предстоит работать.

По многим позициям Рыбинск стал примером для других муниципальных образований, ведь предыдущая программа социально-экономического развития была насыщенной в самых разных отраслях – социальной сфере, сфере городского благоустройства, жилищно-коммунального хозяйства.

«Первоочередным приоритетом стало изменение условий воспитания и обучения детей. Практически во всех школах была модернизирована система питания, которая на сегодняшний день является лучшей в регионе. В 95% образовательных учреждений отремонтированы спортзалы, построены новые игровые площадки, в шести школах прошла полная реконструкция. Большим и долгожданным событием стал ввод в эксплуатацию второго корпуса СОШ №12. В 50% детских садов и школ обновлена материально-техническая база. На всех объектах социальной сферы были реализованы мероприятия по энергосбережению, установлены узлы учета энергоресурсов, что позволило сократить их потребление и затраты на их оплату. Было создано почти 700 мест в до-школьных учреждениях, благодаря чему удалось ликвидировать очередь для детей с трех лет.

В рамках общего благоустройства были реализованы инвестиционные программы по модернизации сетей коммунального хозяйства, в результате чего сократилась степень их износа. Важным достижением стали завершение строительства водоочистных сооружений в Волжском, а также прокладка дюкера через Волгу в микрорайон Заволжье. На данный момент можно с уверенностью говорить, что все население города обеспечено водой нормативного качества», — перечислила начальник управления экономического развития и инвестиций Юлия Дмитриева.

Знаковым проектом стала реконструкция железнодорожного вокзала. Примечательно, что здесь удалось объединить усилия трех сторон – муниципалитета, областного правительства и руководства РЖД, которое в качестве частного инвестора вложило в проект 900 миллионов рублей.

За пять минувших лет кардинально преобразились 350 городских дворов – пятая часть от общего числа. Наряду с капитальным ремонтом многоквартирных домов (только с 2010 по 2012-й в рамках федеральной программы было приведено в порядок около 200 многоэтажек) эта работа стала наглядным подтверждением того, что условия жизни рыбинцев меняются в лучшую сторону, и на передний план здесь выходят комфорт и эстетика.

02«Долгое время службы занимались своего рода масштабной генеральной уборкой города, — рассказывает Юлия Сергеевна. — За три-четыре года в Рыбинске появилось 10 тысяч новых деревьев, пришедших на смену старым аварийным насаждениям. Было снесено полторы тысячи ветхих и бесхозных построек, гаражей, убрано немало несанкционированных свалок. Только для организации бесплатных парковок рабочие отремонтировали 30 тысяч квадратных метров площадей. В городе появились благоустроенные Никольский и Нобелевский бульвары, парк им. Фейгина, сквер на улице Димитрова. Благодаря привлечению федеральных средств проведены масштабные работы по берегоукреплению».

 О росте зарплат и сверхусилиях бюджета

Каким образом активизация работ по ремонту, благоустройству, наведению порядка в городе повлияла на рост деловой активности, привлекательности Рыбинска как инвестиционной площадки?

«Это наглядно отражают индикаторы, которые по некоторым параметрам даже превысили запланированные показатели, — констатирует начальник управления экономического развития и инвестиций. — В первую очередь речь идет об объеме инвестиций в основной капитал – внебюджетных средствах, вложенных в развитие города. Если в 2010 году он составлял 4 миллиарда 200 миллионов рублей, и планировалось, что в 2015-м он достигнет 6 миллиардов 200 миллионов рублей, то по факту после окончательного подведения итогов ушедшего года эта цифра составит 9 миллиардов рублей. Примечательно, что годом-рекордсменом в этом плане стал 2013-й – тогда удалось выйти на отметку в 13 миллиардов.

Объем оборота потребительского рынка на 50% превысил плановый уровень. Если по прогнозам в минувшем он должен был составить 18 миллиардов, то по факту ожидается показатель в 27 миллиардов рублей».

Важными индикаторами для специалистов стали прогнозируемый объем отгруженной продукции, рост заработной платы на городских предприятиях (от них напрямую зависит наполнение городского бюджета). Первый показатель за два года удвоился, при этом численность работников осталась стабильной и даже немного увеличилась по сравнению с 2010 годом. Средняя месячная заработная плата в промышленности выросла почти вдвое, в итоге став на 20% выше прогнозируемого уровня. В конечном итоге все эти аспекты повлияли на финансовое обеспечение программы экономического развития города.

«Стоимость всех мероприятий, проектов, реализованных в городе, составила 7,3 миллиарда рублей. Из них 3,5 миллиарда рублей направлено из местного бюджета (и это очень высокий показатель, почти в два раза превысивший тот, что сложился в предыдущие годы), 2 миллиарда – из областной казны, 750 миллионов рублей – из федеральной. Чуть больше миллиарда рублей мы получили из внебюджетных источников — это, как я уже говорила, средства РЖД, а также граждан, собственников жилья, которые софинансировали капитальный ремонт своих домов, и ресурсоснабжающих организаций, финансировавших инвестпрограммы. Реализованная программа примечательна тем, что в течение последних пяти лет нам удалось провести сверхнормативную бюджетную работу и привлечь дополнительно около трех миллиардов рублей. 1,7 миллиарда рублей из них – это, так сказать, сверхусилия местного бюджета, которые были обеспечены дополнительным доходом от приватизации муниципального имущества. «Этого удалось достичь благодаря дополнительным 500 миллионам рублей от реализации объектов муниципальной собственности. Помимо этого, мы выручили 600 миллионов рублей от продажи акций муниципальных предприятий, число которых в результате сократилось с 25 до 10, и привлекли порядка 600 миллионов рублей заемных средств», — конкретизировала Юлия Дмитриева.

Кроме этого, с 2011 по 2014 год область выделяла больше средств на софинансирование городских проектов. В итоге за пять лет администрация города совместно с областными депутатами смогли дополнительно привлечь 1,2 миллиарда рублей сверх обычного, «нормального» уровня.

Тем не менее не все запланированное удалось воплотить в жизнь. Так, не оправдался прогноз по увеличению количества горожан, занятых в малом бизнесе. Если в 2010 году индивидуальных предпринимателей в Рыбинске было больше пяти тысяч и планировалось, что их число увеличится до шести тысяч, то по факту сегодня малым и средним бизнесом у нас занимаются четыре тысячи горожан.

 Прекратить отток населения – стратегия номер один

К сожалению, в 2015 году прогресс в реализации важных социальных и экономических проектов в городе замедлился. Софинансирование из вышестоящих бюджетов было сравнимо с уровнем 2009 года, нехватка средств стала актуальной и для местной казны.

«За прошедшее время произошли серьезные изменения, которые во многом усложнили финансовую ситуацию. В частности, изменился норматив отчисления НДФЛ в местный бюджет с 50% до 30%, и в конечном итоге у города сократились собственные доходы. Вместо ожидаемого объема доходов за 2015 год в размере 2,6 миллиарда (при нормативе НДФЛ 50%) мы имеем 1,9 миллиарда рублей собственных доходов городского бюджета (при нормативе НДФЛ 30%). В первую очередь финансируются первоочередные расходы – заработная плата бюджетной сферы, налоги, коммунальные расходы, содержание дорог. Возможность финансирования программных мероприятий снижается.

Изменилась ситуация и на областном уровне. В минувшем году здесь пересмотрели ряд региональных программ. Так, наш город, как и другие муниципальные образования, на себе ощутил последствия сокращения объема дорожного фонда для ремонта местных дорог. Среди знаковых проектов, реализацию которых пришлось отложить, — строительство новой школы на улице Тракторной, детского сада в микрорайоне Прибрежный, реконструкция стадиона «Сатурн», второй этап реконструкции Аллеи Славы. Они перейдут в программу следующего периода», — уточнила Юлия Сергеевна.

Работая над новой программой, специалисты вынуждены учитывать ряд ограничений: общая кризисная ситуация в стране, снижение реальных доходов населения, риск роста безработицы, невысокий потенциал для увеличения доходов муниципального бюджета. Если раньше важнейшие проекты, как правило, финансировались из местной казны в объеме 50-60% от общего уровня затрат, то отныне мы можем себе позволить не более 20%.

Очевидно, что в сложившейся экономической ситуации от представителей власти потребуются новые нестандартные решения. «Необходимо будет еще тщательнее работать над обоснованием софинансирования городских проектов из вышестоящих бюджетов, активнее конкурировать за финансовые ресурсы с другими муниципалитетами, использовать внебюджетные источники, привлекать к финансированию и исполнению местных полномочий некоммерческие организации, социально ориентированные коммерческие предприятия, использовать возможности муниципально-частного партнерства», — продолжила Юлия Дмитриева.

На данный момент поставлена стратегическая цель деятельности в рамках программы — улучшение демографической ситуации, сокращение оттока населения из Рыбинска. «В убы-вающем по населению городе не может быть роста», — резонно заметила Юлия Дмитриева. По ее мнению, исправить ситуацию может строительство в городе доступного жилья, в том числе и в рамках масштабных государственных программ, таких как «Жилье для российской семьи». Комплексное развитие должно начаться в микрорайонах Заволжье, Прибрежный, на Пузыревом поле. В перспективе здесь необходимо создать разветвленную инфраструктуру – коммунальную, жилищную, социальную, транспортную и деловую.

В феврале – марте положения новой программы социально-экономического развития появятся на официальном сайте администрации Рыбинска rybinsk.ru, с ними смогут ознакомиться все желающие, затем ее должны утвердить депутаты Муниципального Совета. Главное, чтобы планы не остались на бумаге, а повлекли за собой реальные перемены в жизни города.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Валери 18:57 | 1 февраля 2016

Непонятно из написанного, что же было сделано во благо налогоплательщиков-горожан,если дороги не соответствуют стандартам и нормам, Правила благоустройства города игнорируются, доступная среда для маломобильных групп населения отсутствует,памятники архитектуры разрушены и исчезают один за одним, стоимость услуг увеличивается в геометрической прогрессии, а качество отсутствует, к врачам узких специальностей очередь необходимо занимать за месяцы,эффективность управления приводит к дублированию, раздутый штат администрации (помощники, советники и т.д.) вот и все достижения…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме