новости 18 февраля 2016

Фонтаны цвета от Константина Коровина

Сочные фрукты, яркое солнце, роскошные букеты роз: в Рыбинском музее-заповеднике открылась выставка «Солнечная живопись Константина Коровина». Работы всемирно известного художника прибыли из Ярославского художественного музея.

DSC_0137Февраль – самое время для арт-терапии. Когда кажется, что зиме не будет конца, ты жадно всматриваешься в каждый голубой просвет между низкими облаками и ловишь скупое солнце. Двадцать работ Константина Коровина — его жизнерадостные крымские пейзажи и сочные изобильные натюрморты – настоящий антидепрессант для впавшего в зимнюю спячку организма.

— Его полотна напитаны солнечным светом, они очень яркие, — рассказала куратор выставки Елена Филатова. — Экспозиция получилась радостная, весенняя. Сам художник говорил: «Неожиданностью форм, фонтаном цветов мне хотелось волновать глаза людей, и я видел, что я даю им радость». Рыбинцы смогут насладиться удивительным мастерством творца – когда игра света и тени складывается в сюжет, а из случайных мазков складываются формы.

DSC_0156Художника справедливо называли первым русским импрессионистом. Как Клод Моне и Огюст Ренуар, он предпочитал работать не в студии, а на пленэре, воссоздавая преходящие состояния природы. Как и великие французы, он насыщал этюды цветом и светом, писал, скорее, свои ощущения от увиденного, чем реальность.

Случайная, невыверенная композиция, как бы подсмотренная художником в природе, чистота и яркость цвета – все это вызывало у современников художника недоумение. Для конца 19 века, когда в России господствовали передвижники с их острыми социальными темами, зачастую мрачным колоритом, коровинское живое, небрежное, эмоциональное творчество казалось несерьезным озорством, чересчур буйными проделками. Коровина не приглашали на выставки — он реализовывал себя как декоратор, театральный художник, оформитель выставок. И писал — постоянно, интенсивно, отдавая предпочтение пейзажам и натюрмортам. Особенно он любил писать розы, фруктовые корзины, прилавки с рыбой — они составляют большую часть экспозиции в Рыбинском музее-заповеднике.

DSC_0134В его картинах будничные, привычные мотивы – набережная с проплывающими кораблями, натюрморт с морскими обитателями – преображаются ярким переживанием художника. Коровин словно снимает со зрителя темные очки и говорит ему: смотри, как красиво кругом!

— Коровин был влюблен в форму, считал, что художник должен уметь передать «ощущение плоти», — рассказывает куратор выставки Елена Филатова.

DSC_0150Как в театре, Коровин заставлял зрителей поверить в реальность, которую он создавал декорациями, так и в натюрмортах он оживлял неживое.

— Яркое впечатление оставляют многочисленные натюрморты с морскими обитателями, — делится впечатлениями от выставки рыбинец Алексей Жуков. – Интересная композиция, создающая динамику, рыбы пластичны. Чувствуется, как сильно они вдохновляли Коровина, как он ими любовался, с каким удовольствием выписаны глаза, чешуя — художник вдохнул жизнь в статичный жанр натюрморта.

Многое связывает художника с ярославской землей — любимым местом для работы он называл дачу под Переславлем-Залесским в местечке Охотино. Он жил и трудился там двадцать лет, и в письмах из Парижа, куда он переехал после революции, не раз признавался, как он сильно скучает по своему милому Охотино. Как последний дар художника Ярославскому краю несколько работ Коровина привезла в Россию и передала в Ярославский художественный музей его знакомая Галина Барбизан, дочь знаменитого ярославского доктора Николая Соловьева. Эти двадцать работ и составили экспозицию «Солнечная живопись Константина Коровина». Кроме того, из переславского Дома-музея художника для экспозиции передано три работы: яркая залитая солнцем картина «Праздник на воде» и два небольших пейзажа, написанные «а-ля прима» — в один прием, без доработок, прямо на природе.

Оторванный от Родины, слабея глазами, Коровин продолжал творить – и в шестьдесят создал свой самый романтичный цикл «Парижские огни». Он берет излюбленную тему импрессионистов – вечер как переходное состояние с уходящим солнечным светом, надвигающейся тьмой, постоянно меняющимся цветом неба. Художник пишет ночной Париж – тот у него ярок, театрален, главным героем становятся источники света – фонари и огни в окнах, люди лишь обозначены цветовыми пятнами, создающими динамику. Центральная картина цикла — «Париж. Сен-Дени» — настоящая жемчужина экспозиции «Солнечная живопись Константина Коровина». Рыбинцы могут полюбоваться ею и другими шедеврами мастера до конца апреля в Рыбинском музее-заповеднике.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме