новости 24 марта 2016

«Все остаётся людям»

К 100-летию Павла Федоровича Дерунова

Когда я вспоминаю Павла Федоровича Дерунова, то в первую очередь сравниваю его трудовую энергию с животворящей энергией Солнца. Иначе не представить его воздействие на все сферы жизни. В Дерунове сконцентрировались лучшие черты нашего национального характера. Твердость и непоколебимость — от маршала Жукова, технический талант и широкие организаторские способности — от гениального конструктора ракет Королева, к тому же подкупающая интеллигентность — от легендарного актера Николая Черкасова, который в известном фильме произносит сакраментальную реплику, близкую Дерунову: «Все остается людям…»

Среда1-2.pmdОткуда у Дерунова такая личностная кипуче-солнечная энергетика, ее неизбывность? Вероятно, от всего русского народа, от былинных богатырей! Помнится, в популярной центральной газете «Труд» рыбинский журналист Маргарита Серова в очерке о Павле Федоровиче в заглавие вынесла такие островерные слова: «Весь город Дерунов взбудоражил…» Это так было, воистину так! По-былинному поднял, воспламенил он тогда энергию масс.

Государственник, Управленец с большой буквы

Во времена Хрущева Павел Дерунов возглавлял Совнархоз, а также инициировал на базе технологически отсталого Ярославского автомобильного завода создание крупной отечественной дизелестроительной корпорации «Автодизель». И эту выдвинутую им идею подхватил и помог воплотить не кто иной, как сам Никита Хрущев. Некоторое время Павел Фёдорович работал первым заместителем министра авиационной промышленности СССР. А вернувшись из Москвы в Рыбинск, он засучив рукава энергично взялся за создание первого в стране авиационного научно-производственного объединения.

Весь свой талант, без сомнения, П.Ф. Дерунов в те годы отдал образованному объединению, его становлению, развитию, а потом и славе. На всю страну! В кабинете генерального директора на стене висела географическая карта земного шара. На ней штрихами были очерчены маршруты регулярных рейсов самолетов Аэрофлота в 80 стран — самолетов с рыбинскими двигателями.

А всего гражданская авиация оснащалась ими на 50 процентов, а транспортная – на 60. Лучшие самолеты своего времени: пассажирские ИЛ- 62м, Ту — 154 м, транспортный ИЛ – 76 – все летали с рыбинскими двигателями.

Кузница кадров

Мне рассказывал ветеран предприятия, бывший опытный начальник цеха Валерий Иванович Плужников: «Задумал уйти работать на соседний завод. Павел Федорович стал меня уговаривать остаться. Но я уж настроился!» Тогда генеральный директор пригласил жену начальника цеха. Почти два часа беседовал с ней, просил повлиять на него. Жена потом месяц не разговаривала со строптивым мужем: замечательный директор, одно удовольствие работать под началом такого руководителя!

Этот эпизод, пожалуй, исключительный. Но Павел Федорович считал наиважнейшей работу с кадрами, к ним относился очень бережно, внимательно. Всех начальников цехов, специалистов, мастеров, многих рабочих хорошо знал, растил и воспитывал их. На предприятии эффективно действовала система подготовки и переподготовки кадров. Ключевую роль играл отдел технического обучения. Он координировал многоплановую работу и прямо при заводе организовал учебные курсы с привлечением практиков и ученых авиационного института.

Особое внимание уделялось мастерскому составу. Их, мастеров, так и называли по-военному – командиры производства. Лучшим присваивали звания «Мастер 1 класса» и «Заслуженный мастер» и давали соответствующие надбавки к зарплате.

Но самое главное – на завод привлекались лучшие молодые таланты со всей страны. В ведущие вузы выезжали заводские кадровики. Под руководством Виктора Касаткина сняли документальный фильм «Мой завод – моя жизнь», и эта выразительная лента привлекла сотни выпускников престижных авиационных вузов: Московского, Казанского, Куйбышевского, Брянского политехнического. Молодые специалисты приобретали опыт и росли с заводом.

Пройдя производственную школу Дерунова, появились яркие личности: начальники цехов Г.А. Муллин, В.И. Шелгунов, А.И. Андреев, Е.Г. Щепетильников, В.И. Плужников, Л.Н. Филиппов, Н.И. Лестеньков, Б.А. Серов и многие другие. Из деруновской кадровой кузницы вышли рыбинские и ярославские директора Б. Федосов, А. Добрынин, весьма высокие руководители Министерства авиационной промышленности СССР Валентин Толоконников и Гарольд Бабошин.

Чтобы труд был в радость

На протяжении многих лет Павел Федорович выверенно, с глубоко научным подходом оптимизировал структуру предприятия. Постепенно в его составе органично возникали крупные звенья и, дополняя друг друга, синхронно взаимодействуя, влияли на конечный результат хозяйствования – рост ежегодных объемов производства от 7 до 10 процентов. Это авиационный, инструментальный, дизельный заводы. Наряду с традиционными техническими службами металлургов, конструкторов, технологов возникли новые – экспериментальный цех, цех штамповки взрывом, гибкие автоматизированные производства, подразделения АСУ. Технологическая и научная оптимизация шла непрерывно, с дальновидным прицелом на годы вперед.

Для успешной работы везде нужен благоприятный климат. Об этом Дерунов думал постоянно, нацеливал всех специалистов и руководителей на решение среди прочих и этой задачи. Наконец, одним из первых в стране Павел Федорович создал условия для социологических и психологических исследований в цехах и отделах. Это направление осуществляли опытные социологи, в частности Николай Венцов.

 И «Бураны» травушку косили…

Некоузский крайне глинисто-болотистый район был многие годы подшефным у рыбинских моторостроителей. Последние мощно помогали селянам готовиться к посевной, сеять, строить фермы, убирать урожай, заготавливать корма для животноводства.

Тот год выдался таким дождливым, что по лугам Некоуза впору было, как в Венеции, лишь на экзотических судах справляться. А как заготавливать корма для буренок?! Просто руки опускались!.. Мысль возникла неожиданно: Павел Федорович дал указание главному конструктору снегоходов Валентину Андрееву провести технические решения по укреплению траков и гусениц снегоходов «Буран» и эти модернизированные машины использовать при применении на травокосилках в заболоченных местах.

Так «Бураны» помогли пережить селянам непогоду, заготовить корма. А об этом опыте сообщила центральная газета «Сельская жизнь».

 Урок демократии

В приемной генерального неожиданный шум и гвалт. Несколько человек в засаленных фуфайках рвутся в кабинет. Холеные, вальяжно сидящие здесь начальники, некоторые из них: «Куда вы, шоферюги?!» Я только что вошел в кабинет Дерунова, вижу, как он стремительно вышел и сразу же пригласил людей к себе. Они растерянно встали у длинного стола, покрытого зеленой тканью. Директор пригласил их сесть, попросил успокоиться… Оказывается, водителям транспортного цеха нормировщики сбили расценки. И правду водители нигде не могут найти.

Павел Федорович взял лист чистой бумаги и тут же начал вести расчеты, внимательно выслушивая доводы рабочих, а потом вызвал начальника отдела труда и зарплаты завода Николая Швалёва и передал ему свои расчеты: «За обман народа будет наказание… Все деньги вернуть сполна!»

Нетленна народная память

30 июня 2001 года на 86-м году жизни перестало биться сердце П.Ф. Дерунова. Тогда в одной из газет я написал статью и сделал упор на то, что он оставил после себя землякам-рыбинцам: огромные жилищные массивы, стадион «Сатурн», бассейн, Дворец спорта «Полёт», Дом книги, санатории «Черная речка» и Воровского, больницы-стационары. А сколько не успел! Не удалось завершить строительство специализированного медицинского центра для сердечно-сосудистых больных, разбить в микрорайоне моторостроителей Скоморохова гора зеленые пешеходные бульвары, парк для отдыха…

Когда я думаю о Дерунове, то вновь и вновь представляю его, высокого, подтянутого, красивого, энергично идущего по длинному коридору заводоуправления в свой скромный рабочий кабинет. И вот-вот чуть притулившись, окинув пришедших в приемную проницательным взглядом, ждущих приема руководителей, по-деловому приветливо скажет: «Здравствуйте!»

Он будет вечно жить в сердцах благодарных рыбинцев, которые в воскресенье, 27 марта, возложат к памятнику П.Ф. Дерунову цветы.

Валерий Тихомиров

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Георгий 12:51 | 31 марта 2016

Спасибо, Павел Фёдорович, за великий труд ! Настоящий , русский , советский человек. Человечный социальный строй рождал таких замечательных людей- лидеров, организаторов, ум, честь и совесть НАШЕГО времени. Вечная память героям великого могучего Советского Союза !

Добавить комментарий для Георгий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме