новости 4 апреля 2016

Прощай, Константин Степанович…

В минувшее воскресенье Рыбинск простился со своим старейшим жителем и гражданином, отважным летчиком Константином Степановичем Кононенко, вся жизнь которого связана была с военной и гражданской авиацией, с Рыбинским моторостроительным заводом, Рыбинским аэроклубом. Всего лишь год с небольшим он не дожил до своего столетия.

Еще мальчишкой Костя Кононенко, старший сын в большой рабочей семье, стал авиатором – занимался в авиамодельном кружке и мечтал о небе. Вначале тридцатых ему было 16 лет, а он уже учил мальчишек строить модели самолетов и ставить их на крыло. Среди его учеников — чемпион мира по авиамодельному спорту Виталий Ехтенков и мастер спорта международного класса Вадим Аникин. Сбылась и его мечта – в аэроклубе Константин освоил планер, да так успешно, что его послали в Коктебель, в высшую школу планеризма, где он учился вместе с будущими авиаконструкторами Королевым, Антоновым и Ильюшиным. Скоро талантливый парень, на редкость упорный, с особой внутренней дисциплиной стал летчиком-инструктором Рыбинского аэроклуба.

В далеком 1938-м 21-летнего Константина призвали на охрану восточных границ на остров Русский. До августа 1945 года японские самолеты постоянно вторгались в воздушное пространство СССР, и с ними приходилось вступать в бой. Сначала летал на истребителях–бипланах И-15, которые в воздухе все же уступали японцам. А когда на дальневосточную границу были переброшены новые советские модернизированные истребители И-16 и «Чайка», впервые в мире вооруженные боевыми неуправляемыми ракетами «воздух-воздух», наши эскадрильи уже господствовали в воздухе. Сколько боевых вылетов было у летчика Константина Кононенко, теперь уж и не счесть, хотя его главной задачей была авиационная разведка с аэрофотосъемкой военных сил противника. На триста километров от берега уходил его самолет над Японским морем, трижды подбивал противник его самолет над морем, но каждый раз ему удавалось дотянуть горящую машину до суши и покинуть ее под спасительным куполом парашюта.

В 1947 году он вернулся в Рыбинск – уже с женой и маленьким сыном. Устроился мастером в заводской цех, а уже через месяц летал на Як-12-м с генеральным директором моторостроительного завода Павлом Федоровичем Деруновым, возил и большое начальство из Москвы. Работал в уборочную страду в колхозах, возил запчасти на МТС в Кукобой, зарплату рабочим… Летал до 1968 года, пока позволяло здоровье, но с авиацией не расстался – работал авиадиспетчером, руководителем полетов.

Ветеран не летал уже почти полсотни лет, но все это время мечтал о полетах. Вновь подняться над землей боевого летчика пригласил Денис Добряков, нынешний глава Рыбинска. 8 мая в свои 96 лет Константин Степанович Кононенко полетел «праваком» – вторым пилотом на Ан-2 и вновь увидел свой город с высоты. Под крылом замелькали дачные домишки, поля и дороги, как на ладони – Рыбинское море, ГЭС, плотина, и вот он, с заходом на вираж — милый сердцу Рыбинск, родной моторостроительный завод, берег Волги, собор и волжский мост…

Все последние годы 9 Мая он непременно шел маршем Победы в сопровождении боевой подруги, жены Галины Алексеевны. И был уверен, что разменяет свою сотню… Не успел. 27 марта 2016 года в нескольких сотнях метров от взлетной полосы аэродрома Рыбинск-Южный, на Южном кладбище, собрались аэроклубовцы — летчики, парашютисты, авиамоделисты, небесные ветераны и молодежь, его ученики и старые друзья, среди которых мсмк по авиамодельному спорту Вадим Аникин, бывший начальник Рыбинского аэроклуба Виктор Веселов, глава Рыбинска Денис Добряков. И, конечно, его замечательная семья – жена, трое сыновей, внуки и правнуки. Над маленьким пятачком у аллеи Славы кружил, а потом низко-низко пролетел Ан-2, помахав крылами: «Прощай, Константин Степанович!»

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме