новости 2 июня 2016

«Главная заповедь учебы дома — никакой учебы дома!»

1 июня – День защиты детей

У выпускников детских садов целое лето, чтобы подготовиться к ответственному событию – первому классу. Ценные советы дает родителям медицинский психолог Ольга Некрасова, специалист Детской поликлиники №2.

— Ольга Николаевна, расскажите, как родителям будущих первоклассников проверить, готов ли ребенок к школе?

— Предлагаю папам и мамам ответить на четыре вопроса. Что ребенок умеет из того, что пригодится в школе? Как он себя ведет? Умеет ли дружить? Зачем он идет в школу и хочет ли туда идти? Обычно родители обращают внимание лишь на первый вопрос, а остальные остаются в подвешенном состоянии, а ведь они не менее важны! Папы и мамы годами водят малыша на дополнительные занятия, где его учат писать, читать, считать, у малыша развивается познавательная сфера, он учится мыслить. Это прекрасно, но явно недостаточно, чтобы пойти в школу. Основные проблемы могут возникнуть уже в сентябре, когда выяснится, что ребенок не умеет вести себя в школе, что он не в состоянии впитать ту информацию, которую дает учитель – на уроке он отвлекается, не подчиняется требованиям педагога.

— Как понять, что у ребенка будут трудности с поведением в классе? И как помочь справиться?

— Обычно детей, у которых могут возникнуть проблемы с сосредоточенностью на предмете и с поведением, видно уже в детском саду. У них недостаточно развита волевая сфера личности ­ они не подчиняются разумным требованиям педагога, раз за разом нарушая установленные границы. Нужно оценить, насколько поведение вашего малыша отличается от принятого в обществе, в семье. Выполняет ли он договоры: краткосрочные («Не кричи, пока мама спит») и долгосрочные («Мы не обзываемся»), есть ли у него в семье постоянные обязанности по возрасту (убрать посуду после ужина, краски после рисования, полить цветы). Надо оценить жизнь «разболтанного» ребенка, ребенка «вне правил» и наконец-­то установить эти границы и правила. Совместно с ним составить режим дня, написать и повесить его на стену. Следить за его выполнением придется вам. Это позволит малышу войти в рабочий ритм и смириться со словом «надо». Если родители чувствуют, что им не по силам выровнять поведение ребенка, я бы посоветовала обратиться к психологу.

— Можно развивать саморегуляцию и волю дошкольника через игру?

— Да, к примеру, при помощи игр на сосредоточенность. На пляже можно рисовать на песке разные фигуры обеими руками одновременно – это полезно и для навыка письма. Одна из самых простых игр – на прогулке идти перекрестной ходьбой. Ребенку дается задание – дойти до дерева, хлопая себя по левому колену правой рукой и наоборот. Малыш с нарушенной саморегуляцией не сможет пройти и 10 метров. Нужно повторять упражнение, ребенок постарается стабилизировать движения, как результат ­ ему будет легче держать себя в руках. Нравится детям игра «Умный мяч» — что­то вроде боулинга разными по величине и весу круглыми предметами. Нужно так катнуть мяч, чтобы он достиг цели на расстоянии 2-3 метров от ребенка, не перелетев через нее. А так как результат будет разный, он будет несколько раз «учить» мяч катиться в цель. Все это поможет малышу прикладывать усилия к достижению цели.

— Каковы признаки, что дошкольник не умеет дружить?

— Обычно это либо робость в отношении с другими ребятами, либо повышенная агрессия. Родителю надо взять на себя функцию тренажера, и все лето соревноваться с ним в подвижных играх. Традиционные салки и прятки – отлично. Еще лучше бумажные самолетики и кораблики. Во­первых, их нужно будет смастерить вместе со взрослым. Во-­вторых, тут масса игр на сдруживание, на действия в команде. И, в­-третьих, это очень весело! Кораблики в водоеме можно двигать к цели при помощи струи из водного пистолета. Действуя как команда, нужно добраться до финиша вместе, кто дошел первым – проиграет, нужно притормозить, подождать другого. Здесь и мелкая моторика тренируется, есть и трудность, которую нужно преодолевать.

— А что с мотивацией? Как понять, хочет ли малыш учиться?

— Все просто – его надо спросить. Представляет ли он, чем будет заниматься в школе? Если его ответы не касаются учебы, или он напрямую говорит «я не хочу», значит, мотивация ослаблена. Тут поможет родительский рассказ о школе – короткий, искренний, эмоциональный. О том, как мама боялась и не хотела идти в школу, а потом все наладилось, там оказалось очень интересно. Личная история родительского успеха, рассказанная не в назидание, а между делом, западает глубоко в детскую душу. Можно несколько вечеров беседовать на школьную тему, «а что ты будешь делать, если станет плохо, если захочешь встать, ответить или уйти домой». Дать понять малышу, что он не останется один на один со школьными проблемами, что вы вместе.

Отдельно скажу о компьютерных играх как о мотивации к занятиям. Не делайте планшет наградой за выученные уроки – это опасно! Речь не идет о запрете ­ шестилетнему ребенку можно играть в компьютерные игры до получаса в день с перерывами. Речь о том, что лучшим подарком за старания вашего ученика должно стать общение с папой и мамой, а не уход в виртуальный мир.

— Что вы посоветуете родителям, которые хотят за лето подтянуть знания ученика?

— Не нужно летом ребенка напрягать, грозным голосом говоря: «А сейчас мы сядем за стол, достанем палочки и будет заниматься математикой!» Считаем ступеньки, прыгая по ним ­ в прямом и обратном порядке. Спрашиваем – сколько конфет, ягод, долек апельсина съели. Чем разно­образнее будет счетный материал, тем легче он уляжется у ребенка в голове, потому что будет связан с эмоциями.

Иногда учителя жалуются на бедный словарный запас малышей. Незаслуженно забыта игра «Я знаю пять…» — она учит ребенка подбирать слова на заданную тему или обобщать одним словом несколько слов. Можно все лето по пути на речку и обратно перечислять пять рек, городов, деревьев, предметов мебели, игрушек и пр. Тогда ребенок точно не упустит, что приобрел в детском саду да еще и новые знания приобретет с вашей помощью. Конструкторские навыки сегодня у детей развивает «Лего». Будет здорово, если родитель соберет конструкцию, а ребенка попросит повторить – это разовьет произвольное внимание малыша, а родитель сможет сделать вывод, умеет ли тот работать по образцу. Пространственное мышление развивает отличная летняя забава – поиск клада по плану.

Главная заповедь учебы дома – никакой учебы дома. Действуйте исключительно через игру, и все у вас получится.

Полезные игры на все лето от Галины Кротовой, детского психолога детского сада №51:

— Кто больше назовет слов на одну букву?
— Родитель называет 10 слов, ребенок повторяет те, что запомнил.
— Нарисовать дом, цветок, дерево и попросить ребенка повторить рисунок один в один.
— Ребенок смотрит на 10 картинок и, закрыв их, вспоминает, что изображено.
— Лепить из теста фигурки.
— Дорисовать каракули в узнаваемый предмет.
— На даче: выделить ребенку часть грядки, где он будет полоть, рыхлить пальчиками, украсит ее мелкими камушками.
— В фасоль или речной песок спрятать фигурки от киндер-сюрприза, ребенок на ощупь узнает героев.

Беседовала Юлия Галанцева

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме