новости 27 октября 2016

Соседство с максимальной пользой

С 1 сентября два рыбинских образовательных учреждения – школа-интернат № 2 и школа № 37 — соседствуют на одной территории. И если основные образовательные программы у коллективов разные, то возможности организации внеурочной деятельности одинаковые.

dsc_0801Подошла к концу первая четверть учебного года, которая стала очень важным этапом для двух рыбинских школ: школы-интерната № 2 и школы № 37. Первые учились быть гостеприимными хозяевами, вторые — осваивать новые условия образовательного процесса с максимальной пользой для каждого ученика СОШ № 37. И если линейки, посвященные первому сентября, школы провели в разное время, то уже новогодний праздник планируют готовить и отмечать вместе. Старшеклассников СОШ № 37 впервые приглашают на настоящий новогодний бал, к которому кадеты традиционно готовятся заранее очень серьезно и творчески, обучающиеся начальной школы встретятся в общем хороводе у новогодней елки, которую установят в актовом зале школы-интерната № 2. Для учащихся 5-7 классов обеих школ ожидаются новогодние зимние забавы, когда важным будет только хорошее настроение и желание быть вместе, а не принадлежность к конкретному образовательному учреждению.

Близкое соседство с кадетами продолжает открывать для детей и подростков школы № 37 новые возможности. У обоих учреждений есть свой обязательный запас часов на внеурочную деятельность (в соответствии с количеством учеников и классов). Принимая во внимание специфику круглосуточного пребывания учеников кадетской школы-интерната, вполне очевидным оказывается многообразие форм и разнообразие содержания внеурочной деятельности, кружков, студий и секций, к ведению которых привлечены не только педагоги школы-интерната № 2, но и профессионалы из учреждений дополнительного образования, спорта, культуры.

— Внеурочная деятельность, по требованиям федерального государственного образовательного стандарта, — обязательная часть образовательной деятельности каждой школы. Образовательная организация должна гибко и мобильно реагировать на социальный заказ со стороны родителей и самих обучающихся, организуя деятельность «по запросу», зачастую в разновозрастных коллективах, а не только в соответствии с профессиональными возможностями педагогов и в условиях классно-урочной системы, — комментируют специалисты департамента образования.

Чтобы объективно оценить данное направление в любой конкретной школе, достаточно посмотреть перечень предлагаемых программ для внеурочной деятельности, изучить список педагогов, привлеченных для ведения занятий: если это только учителя данной школы, значит, спектр предложений сформирован исходя из возможностей педагогического коллектива школы, но не в соответствии с интересами детей. Можно возразить: а умеют ли дети (и даже их родители) сформулировать образовательный заказ? Возможно, ответ будет отрицательным, но этому надо учить, и учить в конкретных условиях, в реальной действительности. В кадетской школе-интернате это умеют делать отлично, поэтому здесь всегда интересно любому ученику, независимо от возраста и сферы интересов. Более 70 разных творческих объединений (на бюджетной основе), которые, несомненно, помогают каждому из кадет успешно социализироваться в обществе, спроектировать образовательную траекторию и правильно сориентироваться в мире профессий.

У СОШ № 37 эта деятельность на протяжении многих лет организована гораздо скромнее. В 2016-2017 учебном году для обучающихся 1-7 классов в учебном плане образовательной организации предусмотрено 58 часов внеурочной деятельности (безвозмездная основа), основное предназначение которых — реализация индивидуальных запросов обучающихся, развитие каждого в направлении его интересов. Другой возможности для организации дополнительного образования в школе № 37 нет, поскольку у нее не имеется лицензии на данный вид услуг. Но и 58 часов — это немало для разнообразия возможностей конструирования индивидуальных образовательных маршрутов. Профессионализм и творчество распределения этих часов – компетенция администрации школы.

Оказавшись в непосредственном соседстве с кадетами, и ученики СОШ № 37, и их родители и педагоги заметили разницу в жизненном укладе двух образовательных организаций, что уже дает положительные результаты: по опыту взаимодействия кадетской школы-интерната № 2 со спортивной школой № 6 (футбол) и центром здоровья СОШ № 12 (бассейн) в жизни учащихся школы № 37 появилась возможность заниматься и футболом, и плаванием на тех же условиях, что и для кадет. Причем на тренировки в город юных футболистов из обоих образовательных учреждений отвозит автобус ДЮСШ № 6. Спектр спортивных секций дополняется занятиями: самбо, спортивное многоборье, лыжи. Организуемые для кадет занятия вокалом и хореографией появляются и в расписании учеников школы № 37. Причем занятия хореографией для кадет ведет специалист – родитель школы № 37. В школе-интернате № 2 создан замечательный музей. В настоящее время педагоги и кадеты готовят экскурсионные программы для соседей по учебному заведению. В традиционном для кадет интеллектуальном марафоне, который пройдет в ноябре-декабре, примут участие смешанные команды двух школ. Определенные сложности от того, что это два разных ученических и педагогических коллектива, безусловно, есть: необходимо чаще согласовывать решения, делая общее дело: обучая и обучаясь; необходимо успех и жизнерадостность одних распространять и на других, стараясь минимизировать отрицательные эмоции от создавшейся ситуации переезда.

Став соседями учреждения, где жизнь бурлит 24 часа в сутки, родители учеников СОШ № 37 увидели объективную реальность другого жизненного уклада. Ежедневное сравнение активной и разнообразной жизни в двух соседних школах с максимально уравненными условиями образовательного процесса сегодня не в пользу СОШ № 37, сохранившей юридическую самостоятельность.

Вопрос дальнейшей судьбы школы № 37 еще предстоит решать на уровне города и области. Даже сейчас понятно, что решение вопроса не будет простым. Но главная задача, которую поставили перед собой два педагогических коллектива, – сделать школьную жизнь своих обучающихся интересной, познавательной, богатой на общение и новые впечатления и неотягощенной взрослыми проблемами — вполне достижима. И если учесть основную цель общеобразовательной школы: создание условий для обучения и развития каждого ребенка, успешной его социализации с учетом индивидуальных способностей и потребностей, можно с уверенностью сказать, что положительного в жизни учащихся СОШ № 37 становится с каждым днем больше. Главное, видеть этот позитив, стремиться к лучшему, тогда негативные эмоции станут менее значимыми.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме