новости 9 ноября 2016

Почему они жестоки?

Защитников животных и всех неравнодушных россиян поразили новости из Хабаровска: подростки издевались над домашними животными и выкладывали видео в интернет. Что стоит за подростковой агрессией: стремление самоутвердиться, желание привлечь внимание сверстников, действие гормонов?

Как помочь своему ребенку не ожесточиться? Ответы ищем вместе с собаководом, семейным психологом и педагогом-психологом рыбинского колледжа.

«Мы помышляем всех нулями и единицами себя»

«Подростки не понимали, что это преступление, за которое их ждет ответственность, — уверена Ольга Леонтьева, семейный ­психолог. – Иногда взрослеющие люди вступают в стадию удивительно узкого мышления, ими движут лишь эмоции. И не всегда положительные. Агрессия – нормальное чувство. Но у человека зрелого она регулируется социальными нормами, а у подростка, наоборот, подогревается бушующими гормонами. Прибавьте сложности с эмпатией, сочувствием – подросток мнит себя «царем горы», единственным в мире субъектом. Остальных — людей, животных — видит объектами. Они лишь игрушки, средство развлечься».

Ольга считает: девушки не больны психически. Они лишь хотели… понравиться, обратить на себя внимание. «За ними явно стоит кто­-то еще, чьего внимания и расположения они хотели добиться, ­- предполагает психолог. — Желание быть замеченным, принятым в сообщество – самое острое в жизни подростка. А соцсети открывают простой для этого способ – выставить пост и собрать лайки, которые действуют как социальные поглаживания. Если в настоящей жизни нет радости от реализации себя в творчестве, от спортивных побед, от общения с близкими, подросток пойдет на многое».

Желание добиться популярности любым способом становится не столь острым, когда ребенок занят любимым делом и регулярно находится в ситуации успеха, объясняет специалист. То есть он доволен собой и тем, что делает. «Сегодняшние подростки слишком долго остаются детьми, еще сто лет назад их ровесники уже зарабатывали себе на жизнь сами и уважали себя за это. А у современных детей энергии много, а применить ее некуда», ­ — продолжает Леонтьева. По ее словам, пережить острый период взросления подростку поможет спорт – там можно выплеснуть излишки агрессии, там учишься уважать себя и других за титанический труд, смиряешься с поражениями и радуешься победам. Занятия творчеством (например хореографией, музыкой) тоже дают возможность самореализоваться, утвердиться перед сверстниками, почувствовать себя успешным. Дело родителей – поддержать молодого человека на этом нелегком пути.

Быть хорошим вожаком

В рыбинском клубе «Ласковый лай» идет занятие по дрессуре собак. «Кай, сидеть, сидеть», — подросток пытается усадить пса шоколадного цвета, дергая поводок. Но долговязый игривый щенок с любопытством обнюхивает землю вокруг и на команды юного хозяина не реагирует. «Повтори команду один раз – уверенно и громко. Не выполнил – спокойно, без злости сажай его руками. И обязательно похвали», — объясняет парню собаковод Наталья Слепцова.

Она рассказывает: у детей сегодня огромная проблема с выражением эмоций – они не умеют собаку ни ругать, ни хвалить. Они очень зажаты, тогда как внутри у них буря. «Я громко хвалю собаку, а они смотрят на меня, как на безумную. Они не понимают: как можно так громко выражать свою волю, радость, огорчение? Я помогаю им стать увереннее в себе, выйти с собакой на одну волну, стать для нее ответственным вожаком», — продолжает Наталья.

Она уверена: у подростков есть огромная потребность во власти, которую им негде реализовать. «На них давит глыба: ими командуют все ­ родители, педагоги, ­- объясняет специалист свою позицию. — И если им попадается кто­-то слабее, им сложно удержаться и не подавить».

Кинолог показывает подросткам, как реализовать власть в дрессуре, как бережно и уверенно управлять жизнью зависимого от тебя существа. Ее ученики становятся не только профессиональными заводчиками, но и просто хорошими владельцами собак. Наталья учит детей — как стать хозяином с большой буквы.

«Даже стая миролюбивых пудельков, оставленных без присмотра, может разорвать новенького, — рассказывает Наталья. — Люди – хищники по природе, а дети особенно жестоки, родителям и педагогам нужно помнить это. И все время работать в двух направлениях: во-первых, занимать подростка делом; во-вторых, внушать, что он ответственен за младшего и слабого. И, конечно, лишний раз не давить на подростка, давать ему волю – «быть хорошим вожаком» своему ребенку».

В содружестве с родителями

В коридорах промышленно-­экономического колледжа звучит гитара. У студентов сегодня праздник — ­ день первокурсника. Прерывая наш разговор, в кабинет педагога-психолога Жанны Пудовой то и дело заглядывают подростки. Чувствуется, тут их не встретят грубым словом, неласковым взглядом, здесь их выслушают и постараются понять.

«Агрессия – обычное явление для социальных групп, особенно подростковых. Для молодых людей вся жизнь – борьба, они толкаются локтями, стараясь за счет унижения другого возвыситься сами, — рассказывает Жанна Васильевна. — Недавно в одной из групп ребята невзлюбили однокурсницу. Совместно с куратором мы среагировали немедленно – заострили внимание ребят на проблеме, долго беседовали с каждым и со всей группой вместе. На решение таких ситуаций нам не жаль ни сил, ни времени. Сейчас травля прекратилась, негатив ушел».

Сегодня в учебных заведениях нечасто встретишь такое трепетное отношение к воспитанию студентов. Коллектив промышленно-­экономического колледжа – уникальный в этом отношении. Здесь ведется большая совместная работа родителей, психолога, куратора, мастера, приглашенных специалистов из центра «Максимум». Проблему агрессии здесь не пускают на самотек.

Перед Жанной Пудовой лежит толстая пачка анкет, каждая из них – отражение внутреннего мира молодых людей, их страхов, чаяний, желаний. «Мы держим руку на пульсе, мы всегда рядом с ребятами. Наблюдаем их, беседуем, — объясняет психолог. – Недавно, после разговоров по душам, студентка с непростым характером призналась, что всегда мечтала о бабушке. Теперь она самый активный волонтер в помощи пожилым.

Родители иногда отпускают своих детей, считая их взрослыми. Их можно понять – усталость от проблем, быстрый темп жизни, дети часто огорчают. Но нужно помнить: даже высокие, с басом и сорок пятым размером ноги – они ищут вашего тепла, объятий, разговоров по душам».

После бесед со специалистами напрашивается вывод: подросток готов на многое, чтобы обратить на себя внимание, и на жестокость в том числе. Задача взрослого – направить эту энергию в мирное русло. И самое главное — ­ верить в ребенка и чаще говорить ему об этом.

Памятка родителям

Агрессию можно перенаправить в спорт, танцы, активный образ жизни.

В жизни подростка, ребенка обязательна ситуация успеха и победы над собой (сравнивайте ребенка не с его окружением, а только с ним в прошлом – «раньше не мог, а теперь можешь!»).

В подростковом возрасте желание нравиться – самое яркое. Не допускайте унижающих комментариев о внешности и деятельности ребенка, не бойтесь перехвалить – критиков у него в жизни и без вас хватит.

Будьте с подростком на одной волне: вы должны быть в курсе его дел, знать его друзей, бывать в его соцсетях. Но при этом не подавать виду, что вас тревожит его жизнь, друзья, соцсети. Пусть он знает – вы верите в его разумность.

Заведите ему животное, пусть знает, что такое ответственность.

С детства говорите с ребенком о своих и его чувствах. Пусть звучат слова: «мне больно», «я зол», «я не хочу». Вы взрослый, сильный человек и способны выдержать бурю чувств пока еще незрелого человека.

Обращайте внимание на аутоагрессию – к примеру, шрамы, которые ребенок сам себе наносит. Это значит, внутри у него – река боли, с которой он пытается справиться. Немедленно обратитесь к психологу.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме