новости 23 марта 2017

«Завтра все повторится сначала…»

В преддверии 100-летнего юбилея «Рыбинских известий» мы продолжаем рассказывать, какой была главная городская газета в разные годы. Наш сегодняшний материал о том, как делали новости в советское время. Его автор – журналист Ольга Волкова (Глыбочка).

1979_03-Глыбочка-3«Рыбинская правда», «Верхневолжская правда», «Рыбинские известия»… Сложилось так, что мне выпало в разные отрезки времени работать в городской газете с этими ее именами. Последнее – самое любимое.

Долгие годы редакция располагалась в двухэтажном особняке на Крестовой, 63. До начала 80-х годов прошлого века занимала первый этаж дома, а затем в ее распоряжение перешел и второй. В структуре четыре основных отдела: партийной и комсомольской жизни, промышленности, писем, культуры и учебных заведений, плюс корреспондент, отвечающий за спорт. С фотокорреспондентом это 10-11 творческих единиц. И, конечно, главные мужи газеты – редактор и его заместитель. В пору моей работы газету возглавляли Владимир Шатов, позже его сменил Евгений Куприянов. Заместители редактора в разные годы — Евгений Куприянов, а затем – Николай Сперанский.

Все мы были закреплены за конкретными тематическими отделами. Подобная практика представляется мне эффективной. С опытом каждый из нас глубоко вникал в свою тематику, что, безусловно, работало на качество подготовленных материалов, обзаводился своими внештатными авторами, был в курсе всего, что произойдет и происходит в городе по его направлению, налаживал крепкие долгосрочные связи с учреждениями и предприятиями, попадающими под его тематику, мог планировать свою работу не «с потолка», а четко и конкретно. А планирование было жестким – на неделю, на месяц, на квартал. Причем с указанием конкретных тем, рубрик, авторов, вплоть до заголовков будущих материалов.

И нормы… Ох уж эти нормы! 200 строк при объеме полосы 500 строк. Почти по полполосы в день! Ни в коем случае нельзя забывать внештатников. Из твоих двухсот нормативных строк 60 процентов – отдай им, работай с ними, учи их так, чтобы они писали в газету постоянно и хорошо, на тебе и редакторская работа с их материалами. А оставшиеся 40 процентов – твое, родное, за твоей подписью, получай за это гонорар.

Корреспондент «Рыбинской правды» Ольга Волкова (Глыбочка) у бывшего целинника Николая Кудрявцева при подготовке очерка к круглой дате со дня освоения советским народом целинных и залежных земель. 9 октября 1979 г.

Корреспондент «Рыбинской правды» Ольга Волкова (Глыбочка) у бывшего целинника Николая Кудрявцева при подготовке очерка к круглой дате со дня освоения советским народом целинных и залежных земель. 9 октября 1979 г.

К слову, внештатных корреспондентов у газеты было много. При редакции работала и так называемая общественная приемная, куда горожане приходили с просьбами, проблемами, жалобами, а то и просто поговорить, пообщаться. На основе таких встреч в газете появлялись заметки и корреспонденции, у журналистов — новые темы, поднимались и решались те или иные вопросы горожан. В общественной приемной работали только внештатники, причем на бесплатной основе. И приносили большую пользу городской газете.

Но вернемся к будням корреспондентов-штатников. Их рожденные в творческих порывах строки просчитывались специальной линейкой – строкомером. При мне этим занималась секретарь Елена Любых. Каждое утро она разносила по кабинетам и вручала нам свежий номер газеты, а в свой экземпляр вносила наши доблестные имена — чей именно тот или иной материал: заметка, корреспонденция, репортаж, отчет, очерк, информация, зарисовка – все жанры в гости к нам. А потом строкомер в руки – и за счет. Итог – в конце месяца на завершающей его расширенной летучке, там же оглашались авторы лучших материалов. Ну и кому пряник, кому кнут.

Газета выходила ежедневно, кроме воскресенья, на четырех полосах огромным тиражом. Например, в 1991 году он составлял 38-40 тысяч экземпляров. При нашем штате, который современным журналистам может показаться большим, мы вертелись, что называется, веретеном. Ручка, блокнот – вот и весь арсенал наших рабочих инструментов. Тренируй скоропись и память! Днем – круговерть: встречи с внештатными авторами, телефонные переговоры, сбор материалов по разным адресам, обязательные три информации в день на стол редактору… А когда писать? Каждый, кто раньше работал в газетной журналистике, да и теперь связан с ней, ответит без промедления: «Ночью!». И будет прав.

Готова рукопись – неси машинисткам. Отпечатали – вычитывай, согласовывай со своими авторами и респондентами, дабы не проскочила ошибка или неточность. Теперь – к редактору. И пусть тебе повезет.

1980_05 - Глыбочка-17

Юбилейная площадь. С зенитчицамиснайперами, защищавшими небо города в 194145 годы. Май 1980 г.

Редактор передаст наши материалы ответственному секретарю – своеобразному художнику газеты. Тот нарисует макет каждой полосы: разметит заголовки, расчертит места для фотографий, клишированных заставок, рубрик, наших материалов, выберет и пометит для последних шрифты, их кегли и так далее. Каждая готовая полоса складывается вчетверо, в каждую четвертинку вкладываются оригиналы — и все это отправляется в набор и в верстку, то есть в типографию.

Насколько же скрупулезно вычитывалась газета! Вот он – ежедневный час пик: принесли рабочие полосы. Они разлетелись по кабинетам. И все замирает. Каждый корреспондент внимательнейшим образом прочитывает свой материал, редактор с замом – по две полосы, три корректора – все четыре. Наши правки несем к редактору или заму, они вносят их в свои полосы дополнительно к собственным правкам. Курьер летит в типографию на улицу Чкалова. Там корректоры еще добавляют масла в огонь. Наконец, все сведено. Теперь – на линотип. Стрекочет машина, проворная линотипистка отливает из специального типографского сплава новые строчки, метранпаж своими золотыми руками и острым шилом удаляет строки с ошибками, вставляет с пылу с жару исправленные. И вновь полосы на столах у сотрудников, у редактора, у его зама, у корректоров. Новая проверка по всем «инстанциям».

Эта круговерть повторяется несколько раз. До тех пор, пока редактор с уверенностью не поставит на каждой полосе свой автограф с двумя словами: «В печать». А вечером в типографию отправится дежурный корреспондент (дежурили все по очереди) и вновь будет прочитывать все четыре полосы до рези в глазах: не дай Бог опечатка или пролетевшая ошибка! Дежурство могло затянуться даже до глубокой ночи. Бывало всякое. Но вот дело завершено. Корреспондент пишет на всех полосах самую главную короткую фразу: «В свет!». И роспись. Ух! На сегодня – всё. Теперь – в печатную машину. А завтра все повторится сначала…

Ольга Волкова (Глыбочка)

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме