новости 27 апреля 2017

Тяжелый коммунальный хлеб

Работать в сфере жилищного хозяйства всегда было непросто, но в последние годы ситуация обострилась – так считает руководитель управляющей компании ООО «Финансовый попечитель», депутат Муниципального Совета Нина Чистякова. О том, с какими трудностями приходится сталкиваться коммунальщикам, почему жалоба на УК – не самый лучший способ воздействия, и где искать выход – в нашем интервью.

Чистякова— Нина Борисовна, в чем вы видите главную проблему?

— Снежный ком проблем начал нарастать после вступления в силу 185-го федерального закона, когда муниципальные жилищные предприятия – ДЭЗы, ЖЭКи – были преобразованы в частные управляющие компании, после чего их оставили один на один со своими бедами. Учитывая то, что жилой фонд Рыбинска в основной своей массе старый, обслуживать его в должном объеме на деньги, которые жильцы платят за содержание и ремонт, практически невозможно. Как разрешить эту дилемму, УК не знают. Не дают внятного ответа и представители власти. На недавнем областном семинаре-совещании с представителями органов местного самоуправления, управляющих компаний и собственников помещений не было сказано ни единого слова о том, как улучшить ситуацию в жилищной сфере. Зато представитель департамента государственного жилищного надзора настаивала, что по жалобам жителей УК необходимо штрафовать за допущенные недоработки, причем суммы таких взысканий сейчас исчисляются сотнями тысяч рублей.

— Но ведь необходимы какие-то реальные меры воздействия на нерадивые управляющие компании?

— Все нужно делать последовательно. Первым делом о возникших в доме проблемах необходимо сообщить в свою УК, а в жилинспекцию и другие контролирующие органы обращаться в том случае, если компания не реагирует на жалобы жильцов, не предотвращает аварии или не устраняет их последствия.

Всегда лучше договориться, чем идти на конфликт и выяснять отношения в суде. В конечном итоге штрафы, назначенные УК, ложатся бременем на собственников жилья – платить их мы можем только из средств за содержание и ремонт жилья, сокращая при этом расходы на текущие ремонты.

— Принято считать, что жилищное хозяйство – золотая жила. Суммы в квитанциях за ЖКХ растут, и потребители уверены: у УК денег должно хватать на все.

— Утверждала и буду утверждать, что в жилищной сфере много не заработаешь, ведь основной объем средств, собираемых с населения, идет через УК транзитом, направляется на погашение счетов, выставленных поставщиками ресурсов. Приведу реальные цифры: оборотное сальдо нашей компании составляет 17 миллионов рублей в месяц, из них по счетам МУП «Теплоэнерго» мы должны заплатить 13 миллионов. При этом нужно выплатить зарплату работникам, налоги, рассчитаться за оказанные услуги с подрядчиками. О каких нереальных доходах может идти речь, если мы постоянно сталкиваемся с дефицитом средств?

— Что, по вашему мнению, необходимо в первую очередь исправлять в жилищной сфере?

— В жилищной сфере катастрофически не хватает рабочих рук. Сейчас полностью разрушена система подготовки кадров, нигде не учат слесарей-сантехников. По сути, подготовкой специалистов, повышением их квалификации вынуждены заниматься сами управляющие компании. Хорошо, если руководитель осознает, насколько это важно. К примеру, я ежегодно отправляю своих сотрудников, мастеров и рядовых ремонтников, на курсы повышения квалификации, в том числе в столичные ЦНТИ. Но ведь далеко не все директора проявляют сознательность в этом важном вопросе.DSC_0143

Считаю, что жилищная сфера не терпит непрофессионализма, слишком высока цена ошибки – речь идет не только о материальных потерях, но и о безопасности людей. В последнее время эта проблема становится еще актуальнее. Связано это, как ни парадоксально, с тем, что граждане, не имеющие никакого представления о сфере ЖКХ, берут управление домом в свои руки. Казалось бы, активность, неравнодушное отношение собственников к своему имуществу – это всегда хорошо. Но одного желания мало. Положительный результат будет только в том случае, если за дело берутся профессионалы. А самостоятельность при отсутствии должного опыта и знаний может иметь негативные последствия. Возьмем, к примеру, программу капитального ремонта домов. Сейчас председатели советов многоквартирных домов получили большие полномочия распоряжаться денежными средствами, накопленными на индивидуальных счетах МКД. В итоге некоторые из них без участия обслуживающей организации решают, какие ремонтные работы проводить, закупают некачественные строительные материалы, нанимают ненадежных подрядчиков. УК устранены из этого процесса, несмотря на то, что с каждым домом заключены договора управления, и следить за ходом ремонта – наша прямая обязанность. На деле же нам остается только исправлять ошибки горе-работников.

— В чем вы видите главную причину недовольства людей работой «управдомов»?

— Жильцы хотят, чтобы в доме им сделали все и сразу, но это нереально. Как я уже сказала, мы сильно ограничены в средствах. Это усугубляется тем, что уровень доходов горожан снижается. Кому-то оплатить 100% коммунальных услуг просто не по силам, а значит, и мы недополучаем средств на исполнение своих обязанностей.

Да, управляющая организация может привлекать кредитные, заемные средства на капитальный ремонт общего имущества МКД от лица собственников жилья, закон предоставляет нам это право. Но я считаю такой способ неоправданным риском. Если завтра жильцы дома примут решение уйти в другую управляющую компанию, мы будем вынуждены рассчитываться с долгами.

— Сменить управляющую компанию – это право собственников. Разве конкуренция не стимулирует к повышению качества оказываемых услуг?

— Если это добросовестная конкуренция. Не для кого не секрет, что на рынке появляются новые УК, которые зачастую не имеют в своем распоряжении ни профессиональных ремонтников, ни аварийных служб. Управляющие компании начинают заниматься не своими прямыми обязанностями, а борьбой друг с другом, переманиванием домов.

Поэтому не всегда большое количество игроков на рынке говорит о наличии конкуренции. На одном из общероссийских форумов ЖКХ наши коллеги из Геленджика рассказали, что у них весь жилфонд обслуживают три управляющие компании. Консолидирующая роль в вопросах взаимоотношений между УК принадлежит администрации города, которая добилась, чтобы управляющие организации и коммунальные предприятия работали в тесном сотрудничестве.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме