новости 5 мая 2017

Кормилица

Хлеб – мерило жизни, и люди, прошедшие Великую Отечественную войну, помнят об этом лучше других. Мария Ивановна Ленькова знает цену каждой буханке, и измеряется она отнюдь не в копейках. Хрупкая девчонка, она, рискуя жизнью, пекла хлеб в землянке, а потом бежала под пулями на передовую, чтобы накормить солдат.
В феврале женщине исполнилось 95 лет. И до сих пор в семье ее называют кормилицей.

DSC_1015Мария Ивановна родилась в деревне Сенцы по левую сторону реки Мологи. Окончила четыре класса сельской школы в соседнем Ветрино и помогала родителям по хозяйству. В семье, где росли семеро детей, работа находилась для каждого. Позже местом жительства Маши и ее родных стал Рыбацкий поселок в Брейтовском районе, куда семья переселилась из затопляемой зоны. А в 14 лет Мария приехала в Рыбинск – нянчиться с детьми тетушки, как когда-то и ее мама, работавшая в прислугах у князя Юсупова в Петербурге и видевшая своими глазами расправу над Григорием Распутиным.

Когда грянула война, Марусе было семнадцать.

— Меня и еще трех подружек из деревни вызвали в штаб и стали расспрашивать, кто что умеет. Мы с девчонками станцевали, а на следующий день уже собирали чемоданы, — рассказывает Мария Ивановна. — Таков для нас был отбор в армию.

До Милюшино добрались на лошадях, оттуда – поездом прямиком на Волховский фронт, где шли кровопролитные бои за Ленинград. Штаб фронта располагался тогда в Малой Вишере.

По прибытию новичков распределили по местам. Те, у кого классов побольше, отправлялись в штаб, Марусе досталась работа пекаря в полевом хозяйственном полку, входившем в состав 64-й гвардейской Краснознаменной дивизии. Земляные печи были устроены прямо в окопах. Маскировка – муха не пролетит. Умудрялись даже дым прятать, чтобы не дай бог враг не учуял. Об удобствах и речи не шло, спали прямо на голой земле, ели практически один хлеб и то не досыта. В состав фронтового хлеба, кроме ржаной муки, свекольного жмыха, солода, отрубей, входили иногда и опилки.

Голодные солдаты ждали Марусю на передовой в 4 километрах от лагеря. Шустрая деревенская девушка ловко запрягала лошадь, прыгала на телегу и отправлялась в путь-дорогу под свист пролетающих пуль.

DSC_1051— Лиха хватила, но я никогда не унывала, — вспоминает Мария Ивановна. — Все время пела. Снаряды летят, а я с песней. Ни разу страха не испытала. Жила одним днем и не задумывалась о завтра, как и все, кто был там. Помню, какое сильное впечатление на меня произвела река Нарва, когда мы подошли к эстонской границе. Воды ее были красными от крови, а на поверхности плавали фуражки – недавно там прошел бой…

Пережить тяжелые военные дни Марусе помогал не только характер, но и… любовь. В любой момент пылкие чувства могла оборвать пуля, поэтому на фронте любили, как в последний раз. Бойкая девушка приглянулась чернобровому высокому красавцу – командиру по политчасти Алексею Кретинину.

— Меня одну он выбрал, — улыбается женщина. – Но, увы, счастливы мы были недолго. Убили его…

Стоянки в лесной чаще были недолгими. Кочуя вдоль линии фронта, дошли до Северной столицы, где примкнули к Ленинградскому фронту и воевали уже в его составе. В январе 1943 года войска фронта сыграли важнейшую роль в прорыве блокады Ленинграда, а в 1944 году — в полном освобождении города. В июле 1943-го Мария Ленькова получила из рук секретаря исполкома Ленинградского городского совета депутатов медаль «За оборону Ленинграда».

В родную деревню девушка вернулась в 1944-м. Но не одна. Под сердцем она носила дочку – плод фронтовой любви. Вскоре родилась малышка Тамара – копия своего чернобрового отца.

Жизнь на селе была не слаще, чем в окопах, только что пули не летали над головой.

— Питались скудно. Семья большая, все есть хотят, — вспоминает женщина. — Выкапывали мерзлую прошлогоднюю картошку, варили эти чернушки и ели. Отец мой ловил рыбу, выручала и корова, которая была у нас на два дома.

Потихоньку хозяйство стало подниматься, люди оправились от гнета войны. Труженица Мария Ивановна бралась за любую работу. Принимала сено на сенопункте, разделывала рыбу на рыбзаводе, на хрупких плечах таскала на баржу мешки с зерном.DSC_1030

В Рыбинск поехала вслед за дочкой, которая загорелась получить педагогическое образование. Теперь Тамара Алексеевна – воспитатель с многолетним стажем. Зять Марии Ивановны Алексей Ситский – знаменитый рыбинский поэт из сицкарей, наш коллега, проработавший в «Рыбинских известиях» много лет.

Живут все вместе душа в душу. В апреле семья перебирается в родовое гнездо в Брейтово, где живет до ноября. Там благодаря заботливым рукам хозяек весь двор утопает в цветах. Мария Ивановна по-прежнему не может усидеть без дела – в свои 95 лет пропадает на грядках. Накануне Дня Великой Победы мы желаем ей крепкого здоровья, благополучия и бодрости духа!

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме