новости 26 июля 2017

Андрей Звягинцев едет в Рыбинск

День города в этом году будет поистине звездным. По приглашению киноклуба «Современник» с рыбинскими синеманами встретится Андрей Звягинцев. Режиссер представит свою «Нелюбовь», получившую приз жюри 70-го Каннского кинофестиваля.

Нелюбовь_IIАндрея Звягинцева можно назвать завсегдатаем Каннов, ранее он уже был отмечен в рамках этого кинофестиваля.

В 2011 году он удостоился главного приза в программе «Особый взгляд» за фильм «Елена», а в 2014-м «Левиафан» получил премию «За лучший сценарий». Именно с «Нелюбовью» Андрея Звягинцева были связаны основные надежды на победу в мае 2017 года.

Лучшим фильмом основного конкурса картину признало неофициальное жюри критиков, собранное журналом Screen. Однако у судей киносмотра во главе с Педро Альмодоваром было иное мнение: драма Звягинцева получила приз жюри – награду, безусловно, ценную, но все-таки второстепенную. Что касается зрительской оценки, то после показа в Каннах лента пестрела эмоциональными откликами зарубежных журналистов: «убедительно ярко и страстно», «завораживающе напряженно», «реалистично, но метафорично». Еще до того, как фильм был готов, на кинорынке Берлинского кинофестиваля новая работа Звягинцева установила рекорд по продаже международных прав на прокат. Фильм куплен для проката по всей Европе и в США.

Итак, чем же так поразила зрителей «Нелюбовь»?

Главные герои картины – среднестатистическая семья. Женя (Марьяна Спивак) и Борис (Алексей Розин) собираются развестись, продать квартиру и разъехаться. У каждого из них есть новая любовь, и 12-летний сын Алеша (Матвей Новиков) совсем не вписывается в планы родителей на счастливую жизнь с чистого листа. Они ссорятся, и жена бросает мужу, что никогда не любила ни его, ни сына. Этот разговор слышит Алеша и на следующий день пропадает без вести. А родители отправляются на его поиски.

Но нет, «Нелюбовь» — это не история о том, как поиски Алеши снова объединяют Бориса и Женю. И даже больше – главная поисковая операция – внутри самих героев.

Критики нередко проводят параллель новой работы Звягинцева со знаменитым фильмом Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни». «Нелюбовь — это безжалостный взгляд на чрезмерный эгоизм современного общества, перенасыщенного информацией. Каждый его представитель живет с опущенной головой и не хочет обращать внимания на свои недостатки», — таково мнение обозревателя Le Monde и France Press Бенуа Паван.

В интервью «Комсомольской правде» Андрей Звягинцев признает, что «Нелюбовь» – это диагноз того, что происходит сегодня в нашем обществе. «В анамнезе человеческих отношений в современной России – нелюбовь, как мне представляется, присутствует как одна из общих черт духовного нездоровья», – считает режиссер. «Я думаю, рассказанная нами история касается очень многих, – продолжает он. – Вот это состояние разобщенности, оно свойственно нашему обществу. Разобщение, недоверие, агрессия, отсутствие солидарности, неприязнь друг к другу, милитаризация мозгов – все это, мне кажется, заставляет человека думать только о себе самом. И другого человека превращать в средство, вместо того, чтобы видеть в нем цель. Размышления обо всем этом и есть мое моральное беспокойство. Впрочем, меньше всего я бы хотел, чтобы меня именовали морализатором».

«Нелюбовь» – это не только про Россию, это общественная язва без географических границ. «В финальной части картины, где ведущую роль играют телевизионные репортажи о событиях на Украине и военных действиях в Донбассе, нелюбовь приумножает свое могущество: герой грубо забрасывает в детский манежик маленького ребенка, родившегося уже в его новой семье… Обретенное в новом браке (или сожительстве) материальное благополучие не спасает и героиню, что подчеркивает метафорический эпизод ее бега на месте на спортивном снаряде в костюме от Боско ди Чильеджи с надписью «Россия» на груди. Так авторы беззастенчиво вколачивают последний гвоздь в гроб современного человечества. Это педалирование и без того ясной главной мысли в фильме могло бы показаться чрезмерным, если бы не финальная величественная красота снежных пейзажей, возвращающая нас к началу фильма. Звягинцев остается верен себе и доводит до совершенства каждую деталь своих произведений», – пишет критик Кирилл Разлогов на страницах «Известий».

Однако «Нелюбовь» никак нельзя назвать «беспросветной» драмой. В фильме появляется «луч света», оптимизм, а вместе с ним первые у Звягинцева на авансцену выходят положительные герои. Это волонтеры, которые организуют поиск Алеши.

Для написания этой сюжетной линии постоянный соавтор Звягинцева Олег Негин перелопатил в Интернете горы информации о работе добровольного поискового отряда «Лиза Алерт». Именно на основе этого материала и был написал сценарий.

«Эти люди совершают настоящий подвиг, – рассказывает Звягинцев в интервью «КП». – Ходить по лесам ночью и днем в свободное от работы время, не получая за это никаких денег – это и есть самое прямое действие. Согласитесь, по нынешним временам трудно себе такое представить, однако, люди такие действительно есть. Они нас консультировали, были у нас на площадке».

Именно волонтерами Звягинцев связывает перспективы в развитии общества, рассматривая их через оптику противостояния человека и государства. Тему, громко заявленную в «Левиафане», он продолжает и в «Нелюбови». «Государству нынешнего образца человек просто не нужен, – отвечая на вопрос журналиста «Новой газеты», рассуждает режиссер. – Поэтому, как растут сквозь асфальт цветы, так и человек выбирается из-под колес Молоха. Прорастает человеческое в нас самих, в лучших из нас. В частности, в настоящих «героях нашего времени» — волонтерах. Иначе их не назовешь».

Вместе с тем «Нелюбовь», равно как и другие фильмы Звягинцева, нередко обвиняют в «чернухе», демонстрации темной стороны российской действительности. Кинокритик Антон Долин встает на защиту режиссера и его психологического триллера: “«Нелюбовь» — фильм сумерек и ночи, сгущающейся тьмы, живущей на экране своей жутковатой жизнью. Мы, однако, знаем, что самая кромешная темнота наступает перед рассветом”. И сам Андрей Звягинцев неоднократно подчеркивал, что снял «Нелюбовь» «только для того, чтобы вы пришли домой и крепко обняли своих детей».

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме