новости 31 марта 2018

Они ковали историю

Все ближе главный праздник нашей страны – 9 Мая, и «РИ» возобновляют проект «Лица Победы». Мы начинаем печатать материалы, посвященные 73-летию Победы в Великой Отечественной войне, нашим дорогим ветеранам и труженикам тыла, героям и детям войны. И приглашаем наших читателей принять участие в этом проекте! Приносите в редакцию (ул. Крестовая, 75, тел: 21-14-67) фотографии или присылайте их по электронной почте: izvestya@yaroslavl.ru, и мы опубликуем их на страницах газеты. Отсканированные фотографии сразу же будут возвращены владельцам. А о земляках-героях узнают рыбинцы!

1977-1979ЦВМногие горожане знают Андрея Родина, организатора рыбинских музеев «Ушаков» и «Неизвестные герои забытых сражений». Он предоставил материалы о своих дедушках – оба принимали участие в Великой Отечественной войне.

 «Не считаясь с опасностью для жизни…»

Федор Марчук был фельдшером. С первого дня войны сражался за жизни своих товарищей на передовой. Он участвовал в обороне Москвы и вырывался из киевского котла, воевал под Сталинградом и на Курской дуге. Получал раны и контузии, его наградили восемью орденами и медалями. Он потерял и обрел надежду увидеть семью, и в конце концов оказался в Рыбинске. Удивительная история.

Федор Григорьевич Марчук родился на Украине, в селе Чепелевка Каменец-Подольской области, в семье фельдшера, и с юных лет мечтал стать врачом. После семилетки юноша отучился в медицинском техникуме города Проскуров (сейчас Хмельницкий) и был направлен фельдшером на военно-строительный участок, где в 17 лет добровольно вступил в Красную Армию. Вскоре он женился на Клавдии Романовне Дука, выпускнице того же медтехникума. Начало совместной жизни омрачили аресты отцов молодоженов: мужчины разделили судьбу миллионов советских людей, так называемых врагов народа. Арестовали их по ложному доносу своих же односельчан.

В 1938 году молодого фельдшера перевели в 8-й мехкорпус, и в том же году в молодой семье родилась дочь. После похода на Западную Украину корпус дислоцировался в городе Дрогобыч, на границе с оккупированной немцами Польшей. И ранним утром 22 июня 1941 года корпус Федора Григорьевича вступил в бой с прорвавшимися через границу немецкими войсками. С началом боевых действий Марчук отправляет жену и дочь в тыл с первым и последним эшелоном раненых. После тяжелых и кровопролитных боев корпус переводят на старую границу. Здесь он узнает – эшелон, в котором были жена и дочь, разбит немецкой авиацией. Трудно было поверить, что родных и любимых больше нет…

Тем временем корпус переводят в 26-ю армию, Федора Марчука назначают командиром санитарного взвода. С боями армия отходит на оборону Киева.1949

В сентябре враг прорывает оборону, 26-я армия оказалась в окружении. С боями и большими потерями красноармейцы вырвались из этого котла. В октябре 1941 года доукомплектованную армию направили оборонять Москву, а после разгрома немцев под Москвой – на оборону Харькова. Здесь в одном из боев Федор Григорьевич был ранен и контужен разорвавшейся рядом миной.

В июле 1942 года формируется 65-я армия под командованием генерала Павла Ивановича Батова, куда ввели и потрепанную в боях 26-ю армию. Федора Григорьевича с санитарным взводом переводят в 199-ю дивизию 65-й армии, которая занимает оборону на северных подступах к Сталинграду. 14 ноября начинается операция «Уран» – наступательное действие советских войск с целью окружить и уничтожить вражескую группировку войск в районе Сталинграда.

Федор Григорьевич вел фронтовой дневник: «25 ноября. Сильный бой. Мы на передовой, много раненых. 4 декабря перешли балку Безымянная. 25 января. Бои на окраине города. Взяты заводы Баррикады и Тракторный. 2 февраля. На передовой с комбатом, немцы сдаются. Город к 6 часам очищен. Кругом развалины».

Не раз в эти горячие дни Федор Марчук спасал жизни солдат и офицеров. За подвиги его наградили орденом Красной звезды, знак фельдшеру вручал лично Павел Батов, командующий 65-й армией. Читаем наградной лист от 5 февраля 1943 года: «…Под сильным огнем противника, не считаясь с опасностью для жизни, оказал первую помощь 31 тяжелораненому, вынес солдат и командиров с поля боя с оружием. Умело руководил санитарным взводом…».

А война продолжалась. Весной 1943 года 65-я армия взяла направление в район Курской дуги. Федору тем временем присвоили звание старший лейтенант и назначили командиром санитарной роты 69-й дивизии. 5 июля началась Курская битва. Из фронтового дневника Федора Марчука: «10 августа. Весь день бои за Дмитровку. 12 августа. Город взят. Организовал пункт по приему раненых. 10 сентября. Тяжелые бои, вышли к реке Десна. Легко ранен сам».

ДневникПосле тяжелых боев на Курской дуге и форсирования реки Днепр 65-я армия вступила на Белорусскую землю. Здесь санроте Федора Марчука пришлось не только оказывать помощь раненым бойцам, но и бороться со страшной инфекцией. Отступая, немцы оставили лагеря с военнопленными и местным населением, согнанным для отправки в Германию. Из-за антисанитарных условий в лагерях началась эпидемия сыпного тифа. Больных взрослых и детей бойцы выносили на руках, многие заразились сами…

Переболев тифом, Марчук, к счастью, выжил, и уже в апреле 1944 года его вызвали в штаб дивизии. Федора Григорьевича направили на учебу в ленинградскую Военно-медицинскую академию. Очевидно, командование посчитало, что для своего возраста он достаточно повоевал. За мужество и отвагу в годы войны фельдшера наградили орденами Боевого Красного Знамени, Отечественной войны II степени, а орденом Красной звезды – даже дважды. Отметили Марчука и медалями – «За оборону Киева», «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги», «За отвагу».

Тем временем ему не давала покоя мысль о жене и дочери. За годы войны Федор видел много смертей, терял друзей, однополчан, но гибель любимых была его постоянной болью. Зная, что в марте 1944 года освободили родной город его жены – Волочиск, Марчук пишет письмо младшей сестре жены, которая до войны жила вместе с ними в Дрогобыче. В нем мужчина сетует – не знает даже, где могила жены и дочери.

Оказалось, письмо получила… сама Клавдия Романовна. Всю оккупацию сестры прожили в родительской хате. Как выяснилось, после налета немецкой авиации жена и дочь выбрались из разбитого эшелона и добрались до Волочиска, который немцы взяли еще 3 июля. Долгие 2 года и 8 месяцев его семья жила под оккупантами, думая, что главы семьи нет в живых – кто-то сообщил Клавдии Романовне, что муж ее погиб.

И наконец все встало на свои места. Обморок, слезы радости… Осенью сорок четвертого, после зачисления в академию, Федор Григорьевич поспешил в краткосрочный отпуск – повидать семью.

Начались годы учебы. Клавдия Романовна работает фельдшером-акушером в клинике при Военно-медицинской академии. И здесь в истории семьи Марчуков появляется Рыбинская земля. В 1949 году Федор Григорьевич окончил академию и получил направление на работу в Щербаков. Старший врач в зенитно-артиллерийском полку – сбылась его юношеская мечта!

Полк, входивший в состав Московского военного округа ПВО, защищал внешнее кольцо столицы. В эти годы его перевооружали на зенитно-ракетный комплекс. Вблизи деревень Белево, Погорелка, Огарково, Легково, Тяпкино возводили технический дивизион и дивизионы пусковых установок с системами наведения. Марчук с подчиненными выполняет большую работу – создает медицинские пункты на удаленных «точках», предупреждает заболевания среди личного состава полка.1975-1979

Вскоре Федор Григорьевич узнал о судьбе отца. В 1956 году его пригласили в городской комитет госбезопасности и показали личное дело Марчука Г.А., арестованного по доносу односельчанина в 37-м году. По горькой иронии судьбы отец отбывал свой срок в Волголаге – в тех местах, где потом доведется служить и жить сыну. Умер Григорий Андреевич в лагере – в 1941 году от истощения и болезней. Отец Клавдии Романовны был расстрелян в июле 38-го. Оба родителя были посмертно реабилитированы из-за отсутствия состава преступления.

Федор Марчук вышел в отставку в 1976 году по состоянию здоровья, уже в звании подполковника медицинской службы. Его служба в Вооруженных Силах СССР длилась 44 года с учетом войны. Скончался Федор Григорьевич в 63 года в 1981 году.

 Чтоб сердце самолета не барахлило

Второй дед Андрея Родина, Герман Александрович Родин, был рыбинским моторостроителем. И хотя в боевых действиях он не участвовал, но трудом и знаниями много сделал для Победы. Во время войны он отвечал за «самочувствие» самолетов 2-й воздушной армии, будучи уполномоченным наркомата авиапрома.

Герман Александрович пришел на рыбинский завод № 26 в 1931 году. Окончив авиационный техникум по специальности «Сборка и монтаж авиамоторов», он трудился старшим мастером в эксплуатационно-ремонтном отделе. В 1940 году завод начинает серийный выпуск моторов серии М-105: их устанавливают на новые самолеты ЛАГ-3, ЯК-1, ПЕ-2. Как и все новое, моторы нуждаются в притирке. Часто рыбинцам приходится выезжать на аэродромы – на месте устранять в моторах неисправности, выявленные при эксплуатации. Ездит в командировки и Герман Александрович. Так моторостроители Рыбинска получают опыт «работы в поле». И к началу войны на заводе скомплектовали сразу несколько бригад по ремонту моторов в полевых условиях.

Родин Г.АВ октябре 1941 года рыбинский моторостроительный завод как стратегический объект, цель из «особого списка» Гитлера, эвакуируют в Уфу. Чуть позже Германа Александровича вместе с частью ремонтных бригад переводят во 2-ю воздушную армию, в состав которой на тот момент входило всего 370 самолетов, две трети из них – старого типа.

После разгрома немцев под Сталинградом и Курском, где в боях участвовала и 2-я воздушная армия, настал значительный перелом в войне. Налаживается и поточное производство самолетов: во 2-ю воздушную армию поступают новые самолеты, создаются дивизии и полки бомбардировочной, штурмовой, истребительной и транспортной авиации. К концу 1943 года во 2-й воздушной армии уже свыше 4 тысяч самолетов. Во время Великой Отечественной войны ее летчики совершили 336 тысяч боевых вылетов, уничтожив свыше 7 тысяч самолетов противника.

Не последнюю роль в успехе воздушных асов сыграли специалисты наземного обслуживания. Технические специалисты отремонтировали более 900 авиамоторов, не снимая их с самолетов. Есть здесь и вклад нашего героя. На должности уполномоченного наркомата авиапрома при штабе 2-ой воздушной армии Герман Родин своевременно организовывал ремонт авиамоторов, заботился об укомплектованности материально-технической базы. На моторостроительные заводы Герман Александрович летал на выделенном ему самолете. Рыбинец успешно справлялся с вверенными ему обязанностями. За время Великой Отечественной войны его труд был отмечен орденом Красной звезды, медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

В составе 2-й воздушной армии Родин прошел Польшу, Чехословакию, Германию до самого Берлина, по заданию наркомата побывал в Болгарии и Австрии.

В Рыбинск Герман Александрович вернулся в 1946 году – и снова на моторостроительный завод, заместителем начальника испытательной станции.

В это время завод начал серийный выпуск авиадвигателей АШ-73 ТК для дальнего бомбардировщика ТУ-4. Обладая опытом эксплуатации поршневых двигателей, Родин не раз вносил ценные предложения по укреплению надежности слабых узлов изделия.

После принятия программы «По увеличению производства сельскохозяйственной продукции» в 1953 году рыбинскому заводу поручили выпуск дизельных двигателей Д-36. Теперь Родин – замначальника сборочно-испытательного цеха по технической части. Пока дизельное производство налаживалось, Герман Александрович постоянно ездит в Белоруссию, на Минский тракторный завод – набирается опыта, подыскивает решения по конвейерной сборке и испытанию дизелей. С каждым годом производство дизелей все увеличивалось – пока не дошло до 300 штук в сутки. Уже в 1961 году завод выпустил в общей сложности 300 тысяч дизельных двигателей. Через десять лет Герман Александрович был назначен заместителем главного технолога Управления дизельного производства.

Родственники вспоминают, что, будучи отличным специалистом, Герман Александрович всегда оставался творческой натурой. Он играл на множестве музыкальных инструментов, хорошо пел, руководил цеховой художественной самодеятельностью, участвовал в заводских смотрах. Он увлекался фото- и киносъемкой, интересовался творчеством русских и мировых художников, собирал репродукции их картин, интересно рассказывал об известных живописцах, галереях. Герман Родин вышел на пенсию в 70 лет и скончался в 1993 году.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме