Главное Темы 16 ноября 2018

Пропавший музей

Заспиртованные младенцы вместо шедевров Айвазовского и Серебряковой. В здании хлебной биржи уже размещался музей. И выяснилось это лишь 95 лет спустя

Хлебной бирже не впервой принимать в своих стенах выставочные экспонаты. На заре советской власти одновременно с хирургической больницей здесь располагался музей здравоохранения. На десять лет, с 1923 по 1934 годы, он разместился в Большом зале, где сегодня выставлены шедевры живописи.

«Не пей воды сырой!»

В двадцатые годы в Рыбинске открывается больше десяти музеев разом. Они не смотрят в прошлое, а рассказывают о настоящем и заглядывают в будущее: эти музеи можно сравнить с привычной нам презентацией предприятия или учреждения.

Можно назвать ту пору эпохой просвещения – большевики активно борются с культурной отсталостью страны, особенно ее сельской части. Вспоминается Булгаков и его «Записки юного врача», где городской доктор после университета работает в деревне. Там его поражает отсталость крестьян: они способны налепить горчичник на тулуп и жаловаться, что простуда не проходит, понятия не имеют о сифилисе, а повивальные бабки, «разрезая плодный пузырь», рассекают голову младенчику прямо в чреве матери.

И такая ситуация по всему Союзу: в 1926 году 120 миллионов человек живут в селах и деревнях, вдали от школ и больниц, и только  26 миллионов – в городах.

Между тем гражданская война, скученность, голод и антисанитария в СССР привели к эпидемиям. Молодому советскому правительству пришлось бороться с брюшным тифом, холерой, туберкулезом – болезнями, тысячами косившими людей. «Плюй в плевательницу!», «Пей кипяченую воду!» – такие плакаты висели повсюду. Маяковский писал в июле 1921 года: «Кишит в воде вибрионов рой, товарищ, не пей воды сырой!», «Холера идет, не поддавайся ей! Товарищ, сырой воды не пей!».

Откликаясь на призыв времени, в 1923 году в Рыбинске открыли музей здравоохранения. Рассчитан он был не столько на горожан, сколько на жителей близлежащих сел и деревень.

— Музей здравоохранения был включен в обязательную экскурсионную программу для «туристов» из деревень. Селяне оставались в Рыбинске на несколько дней, они осматривали железнодорожный вокзал, знакомились с водным и общественным транспортом. И заходили в музей медицины, — рассказывает Оксана Гожалимова, замдиректора музея-заповедника.

А теперь — слайды!

Что же узнавали посетители медицинского музея? Он состоял из пяти отделов: охраны материнства и детства, эмбрионологии, инфекционных болезней, охраны труда и общей анатомии. С главным пагубным пристрастием русского мужика к вину был призван бороться уголок пьянства. И, конечно же, в милитаризованном, настроенном на войну советском государстве музей медицины не мог обойтись без военного уголка.

— Каждый день, исключая пятницу, в Большой зал запускали по 20-30 человек одновременно. Темы для беседы демократично предлагали выбрать экскурсантам. В выходные дни лекции по санпросвету сопровождали световыми картинами – диапозитивами. Некоторые стеклянные пластинки до сих пор хранятся в наших фондах. По ним можно судить, какой круг тем затрагивали на лекциях: борьба с чумой, важность прививок от оспы, внутреннее устройство животных, анатомия человека, — перечисляет Гожалимова.

При музее действовала медицинская библиотека, специальные книги и журналы выдавали только медперсоналу. А вот плакаты, брошюры и диапозитивы распространяли по деревенским здравпунктам, дабы просвещать людей на местах.

Тайна старого фото

В 1934 году музей решили закрыть – рыбинцам требовались койко-места. Большой зал разделили этажами. Причем до сих пор идут споры об их количестве.

— Хранители музея Пироговской больницы утверждают, что этажей было два, а мы полагаем – их могло быть больше, — говорит Гожалимова. — Во время ремонта 1980-1990-х годов в Большом зале обнаружили, что стены покрашены в три разных цвета, один над другим. Можно предположить, что зал с огромной высотой потолков могли разделить и на три этажа.

Дальнейшая судьба медицинского музея неизвестна. Переехал ли он куда или сгинул – следов и свидетельств не осталось. Забыли о существовании музея и горожане. Да так крепко, что никто не вспомнил о нем, когда спустя век стали делать проект «Старая Пироговка, или Память музейных палат». Тайну приоткрыл путеводитель Алексея Золотарева, описывающий жизнь Рыбинска 20-х годов. Да еще разрозненные свидетельства: старые диафильмы на анатомические темы в запасниках музея и старое фото.

— Я случайно натолкнулась на фотографию двадцатых годов, там изображен праздничный парад. Мимо здания биржи идут нарядные горожане, бодрые физкультурники. А в окне Большого зала бумажными буквами выложена надпись «Медицинский музей», — рассказывает Оксана Гожалимова. – Путеводитель Алексея Золотарева рассказал мне о находке больше.

Сейчас фото, с которого началось целое расследование, располагается на выставке «Старая Пироговка», где увидеть его может каждый.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме