Темы 20 февраля 2019

«Транспорт – не вино, с годами лучше не становится»

В трудностях пассажирских перевозок разбираемся вместе с депутатами, работниками ПАТП-1 и главой Рыбинска

Визит депутатов в ПАТП-1 в Рыбинске вызвал панику в коллективе предприятия. «Вы нас продать собрались?» — тревожно спрашивали водители. Между тем, может быть, именно продажа могла бы решить проблемы этого запущенного автохозяйства.

Администрация Рыбинска помогла выбраться из очень больших долгов, обеспечив муниципальную гарантию по кредитам. Однако долги все-таки остались большими, хотя и без слова «очень».

Старые долги давят

— Транспорт – не вино, с годами лучше не становится, — руководитель ПАТП-1 Игорь Амплеев, демонстрируя в стояночном боксе свое хозяйство народным избранникам, лишь разводит руками. Подвижной состав нуждается в срочном обновлении, пассажиры стали чаще жаловаться на срывы рейсов, но возможности купить новые автобусы нет – предприятие в глубоком финансовом кризисе.

Долги давнишних лет тянут предприятие назад.  С трудом добытый доход «съедают» займы. И хотя за последнее время кредитный портфель «похудел» почти вдвое – со 120 миллионов рублей до 65 миллионов – сегодня ПАТП-1 находится в очень сложных условиях.

— Все это «счастье» копилось до 2014 года, ни на один заемный рубль с начала моей работы в 2015 году кредиты предприятия не увеличились, — рассказывает Игорь Амплеев. — Ставка по старым кредитам была 20%. При поддержке рыбинской администрации – глава города даже участвовал в переговорах с банками – ее удалось снизить до 12,25%.

Тем не менее в год   ПАТП-1 приходится отдавать банкам почти 20 миллионов рублей. Это стоимость двух новеньких ЛиАЗов, которые хорошо себя зарекомендовали на рыбинских дорогах, в отличие от канареечно-желтых «Богданов».

— Оптимально приобретать ежегодно по 10 таких автобусов, — мечтает Амплеев. – Тогда бы и перебоев с рейсами не возникло, водители бы не простаивали, ожидая запчасти. Но пока автохозяйство не погасит все долги, оно не сможет рассчитывать на лизинг, поскольку все имущество заложено.

В последний раз подвижной состав ПАТП-1 пополнялся в 2012 году. Тогда предприятие приобрело 30 автобусов. Сейчас в строю – меньше половины из них. Есть и совсем старички 2003-2004 года выпуска. Учитывая, что срок эксплуатации машины – семь-десять лет, технику давно пора отправить на свалку. Но снова и снова ее латают, прикрывая бреши наружной рекламой, которая, к слову, приносит предприятию небольшой, но стабильный доход.

Ситуацию с автопарком мог бы исправить московский подарок – семь пятнадцатиметровых ГолАЗов и «Волжан» вместимостью 150 пассажиров каждый. На новое место прописки их пригнали прошлой весной. Но машины, немало набегавшие по столичным дорогам, нуждаются в ремонте и, соответственно, во вложениях. Поставить на колеса один такой автобус стоит около 400 тысяч рублей. Механики говорят, ходовую нужно перебирать полностью. Запчасти приходится заказывать в Москве. Словом, хлопот от такого презента немало. Спустя год только три машины начали курсировать по Рыбинску. Остальные ждут, пока до них дойдет очередь.

— Ежедневно по рыбинским дорогам курсируют 70 автобусов. Из 17 социальных маршрутов только три можно назвать условно прибыльными – это автобусы № 1, 10 и 12. Остальные – убыточные и не оправдывают затрат, — говорит Амплеев.

Межмуниципальными перевозками занимаются ПАТП-3 и частники. Они «перехватывают» и без того небольшой пассажиропоток. И это еще одна из причин проблем рыбинского муниципального перевозчика. Договор на перевозку, заключенный администрацией с ПАТП-1, будет действовать до сентября 2020 года. Затем – снова торги, которые может выиграть тот же частник. Он уж точно не станет вкладываться в нерентабельные маршруты. И его не будет волновать, в каком незавидном положении окажутся жители отдаленных районов.

Купить или продать

— Чтобы держаться на плаву, провели ряд сокращений, убрали диспетчерские, отказались от непрофильных видов деятельности, — рассказывает директор. — Глава Рыбинска Денис Добряков поставил нам задачу – выйти на нулевой баланс. Мы вышли, доказав, что можем работать без субсидий местного бюджета. Но старые долги мешают развиваться.

В ПАТП-1 – 450 сотрудников. Остро не хватает водителей. В основном работают люди предпенсионного возраста, за баранкой они – по 15, 20 и даже 30 лет. Молодежь сюда не идет, учебные заведения водителей пассажирского транспорта не готовят, а возможности учить молодых специалистов у ПАТП-1 нет, хотя площади позволяют обустроить на своей территории тренировочный автодром. Рыбинские транспортники надеются на поддержку ДОСААФ. Когда стает снег, они вернутся к этому вопросу.

Сейчас рабочий день водителей зависит от того, заведутся ли их машины. День они могут ездить, два – простаивать. Приходится самим доставать детали из отслуживших свой век автобусов-доноров и чинить поломки.

Средняя зарплата шоферов – 25-28 тысяч рублей «грязными». И это с учетом доплаты, которую руководство ввело, чтобы удержать рабочих. Самые неравнодушные, встретив депутатов, не сдерживали эмоций.

— Скажите нам прямо: закроете нас или нет? – спрашивает водитель с 15-летним стажем. – Мы в подвешенном состоянии. Мало того что зарплаты нам не поднимали уже лет десять, так и еще работаем в таких условиях. Чтобы получить нормально, нужно выработать 150 часов в месяц. Это без выходных останешься. Общественный транспорт – лицо города. За дороги взялись, а автобусы – развалюхи. Колеса лысые, запчастей нет, солярки не хватает. Идет перерасход, потому что половина машин ездят без форсунок и топливных насосов.

— Пришел на смену, а у меня поломка, — жалуется его коллега. – Спросил у механиков запчасти – нет. Пришлось самому искать по старым машинам. В пять утра рейс, если бы я не вышел, люди бы опоздали на работу и учебу.

Депутаты обещали поучаствовать в решении проблемы. По словам председателя Муниципального Совета Рыбинска Константина Долгова, со своей стороны они инициируют выделение средств на поддержку ПАТП-1 из местного бюджета. Но нужно понимать, что придется урезать финансирование в чем-то другом.  И этот выбор вряд ли обрадует горожан.

Депутат Владимир Пахарев видит решение в пересмотре расписания: количество рейсов должно быть больше в часы пик и меньше – в другое время. Марина Степанова считает, что может помочь выкуп акций предприятия самими сотрудниками. Тогда на бригаду можно приобрести автобус в лизинг. Но водители и кондукторы скептически смотрят на эту перспективу.

Конечно, вести разговор о выкупе предприятия коллективом, по меньшей мере, наивно. А вот найти покупателя среди юридических лиц – это кажется заманчивым предложением. Но пока, несмотря на включение ПАТП-1 в план приватизации Рыбинска, никто серьезно не заинтересовался возможностью такого приобретения. Наверное, это дело будущего.

«Без штанов, но в шляпе»

Так говорит о ситуации с общественным транспортом в городе глава Денис Добряков:

— Трудно, порой плохо, но в Рыбинске общественный транспорт работает. Несколько лет назад ПАТП-1 было в глубокой долговой яме. Сейчас мы из нее постепенно выбираемся. Администрация помогла предприятию перекредитоваться под более выгодные проценты, выдав муниципальную гарантию. К слову, это единственный случай увеличения долговых обязательств города за три года работы.

Экономически обоснованные тарифы для транспортных предприятий утверждает областной департамент, увеличить мы их не можем, да и не хотим. Сейчас ПАТП-1 работает без убытков. О дотациях из бюджета говорить неразумно. Во-первых, в рыбинской казне нет лишних денег. А во-вторых, посмотрите на опыт Ярославля, где общественный транспорт получал бюджетные дотации. Транспорт это не спасло, а городской бюджет сильно подорвало.

Я считаю, что кризисный момент для ПАТП-1 миновал. Большая часть долгов осталась в прошлом. Год-полтора – и предприятие сможет претендовать на лизинг. Тогда уже можно будет говорить об обновлении автопарка и развитии ПАТП.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Сергей 16:20 | 20 февраля 2019

Никогда не решить проблему, если думать так же, как те, кто ее создал!!!

гость 18:05 | 20 февраля 2019

Из лизинга в лизинг.Так поправляют здоровье наркоманы сидящие на игле.Два ПАТП в городе,выполняющие практически одну и туже функцию.Только одно как бы ОАО,но 100% акций у администрации города т.е. на балансе города.Второе ГУ ЯО то же на балансе,но уже области. И вот между ними торги за лучшие маршруты.И никто не хочет разгребать косяки Крупина и Ласточкина.Год-два спустя неизвестно где будет Добряков.Один из вариантов решения проблемы ранее рассматривался,Это обьединение 2х ПАТП,по схеме обьединения Водоканалов.Или региональной власти нужны только прибыльные предприятия Рыбинска.

Добавить комментарий для гость Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме