Темы 29 марта 2019

Пойдем в кино?

Почему один фильм появляется в рыбинских кинотеатрах, а другой зрители так и не могут посмотреть на большом экране? Рассказывает Виталий Балябин

Кино – одно из самых популярных развлечений, поход в кинотеатр для многих становится маленьким праздником. Но если раньше зрители с удовольствием смотрели все, что показывали на широком экране, то сейчас ситуация изменилась. Зрители стали более требовательными и хотят не только разрекламированных блокбастеров и комедий, но и редкого интеллектуального кино.

О зрительских предпочтениях и внутренней кухне прокатного бизнеса мы разговариваем со специалистом по кинопрокату кинотеатра «Космос» Виталием Балябиным.

При всем богатстве выбора…

Поход в кинотеатр давно стал одним из самых доступных видов развлечений. В советские годы на любом фильме в зрительном зале собирался аншлаг. Каждую новинку киноиндустрии люди воспринимали, как возможность выйти в свет, разукрасить серые будни.

Современные зрители — более избирательны и требовательны. Изучив афишу, они нередко заключают – смотреть нечего, подождем, когда появится что-то более интересное.

Почему нельзя сделать так, чтобы в разных кинотеатрах «крутили» разное кино? Чтобы помимо кассовых и зрелищных блокбастеров можно было купить билет на более интеллектуальные картины, фестивальные фильмы, кино не для всех?

— Каждую неделю выходит от пяти до десяти новых фильмов. Решение, какую новинку брать в прокат, каждый кинотеатр принимает самостоятельно, исходя из опыта работы, ожиданий зрителей, а также обсуждения фильмов в киносообществе и интернет-источниках, например «Кинопоиске». После выхода фильма в прокат на этом сайте появляются рецензии критиков и обычных пользователей, а также рейтинги, на которые ориентируются зрители. «Громкие» фильмы заявляют о себе сами, другие попадают на экран через сито предварительного отбора, — говорит Виталий Балябин.

Он рассказывает, что кинотеатры стараются брать в прокат наиболее кассовые и ожидаемые фильмы. Потому что, как у всех представителей бизнеса, перед ними стоит цель — заработать деньги. Кинотеатры делают ставку на более выигрышные в денежном плане фильмы еще и потому, что далеко не каждый сезон богат на большие премьеры.

Отношения между кинотеатрами и прокатчиками фильмов жестко регламентированы. Последние согласовывают не только продолжительность проката фильмов по неделям, но и количество сеансов в день.

— Что выходит в прокат, то кинотеатры и выбирают. Поэтому и фильмы в большинстве случаев одинаковые. Единственный нюанс – чем больше в кинотеатре залов, тем больше возможностей расширить репертуар. В том числе включить в репертуар фильм для узкого круга зрителей, — продолжает Виталий.

«Космос» периодически демонстрирует кино не из широкого проката. Недавно здесь показывали знаменитую оскароносную «Зеленую книгу». Между тем в других кинотеатрах Рыбинска фильм официально не демонстрировался.

— Это простой фильм, доступный для широкой аудитории. Поэтому зрители заинтересовались им, покупали билеты на сеансы. С интеллектуальным фестивальным, арт-хаусным кино сложнее. Зачастую такие фильмы тяжелые для восприятия. Включать их или нет — решение сложное, связанное с определенными рисками. Число зрителей, предпочитающих серьезное кино, гораздо меньше, чем тех, кто приходит просто развлечься, — говорит Балябин.

Кино без национальности

В негласном споре между иностранными и отечественными фильмами побеждает рейтинговое кино. В основном — зарубежное. Кинотеатры ура-патриотизм не разделяют и берут то, что кажется им доходным и качественным, вне зависимости от «национальности» ленты. Хотя попытки раздвинуть поле для проката отечественных фильмов государство предпринимает. Недавно разразился скандал с выходом в прокат российско-чешского мультфильма «Гурвинек» и бельгийского «Королевский корги». Анимационному фильму «Королевский корги» не выдали прокатное удостоверение на ту же дату премьеры, что у мультика «Гурвинек» — 7 марта, и предложили перенести первый показ на другой день. Многие кинотеатры и киносети возмутились в ответ на такое давление и демонстративно не взяли в прокат детище отечественной мультипликации.

Ответный ход понятен. Указывать бизнесу, как и на чем зарабатывать деньги, считается моветоном. Кроме того, патриотический протекционизм может обернуться для кинотеатров убытками. Сдвигая даты выхода кассовых, ожидаемых иностранных картин и мультиков, они рискуют свалить хорошие фильмы в кучу, лишить зрителя возможности посмотреть все.

Кинотеатры привыкли полагаться на собственные силы, не рассчитывая на помощь государства, поэтому не видят необходимости идти в разрез с собственными интересами в угоду амбициям отечественного кинопроизводства.

— Еще 15-20 лет назад мы выживали, как могли. Киноиндустрия за последние годы значительно шагнула вперед. Если раньше ожидаемые фильмы выходили раз в месяц, то сейчас крупные проекты появляются каждую неделю. В основном речь идет о зарубежных фильмах. Продукции отечественного кинопрома также стало больше. Есть российские фильмы, которые приносят хорошую кассу, но пока их единицы. В первую очередь это связано с качеством отечественных картин. Провал в отечественной индустрии, случившийся в 90-х годах прошлого века, дает о себе знать. Наши режиссеры пытаются снимать снимают фильмы различных жанров, что-то получается, что-то — нет. Но пока собственного лица у отечественного кинематографа нет, — говорит Виталий. — Нужен опыт, либо поддержка маститых коллег. Хороший пример — фильм-сказка «Последний богатырь», снятый совместно с компанией Уолт Дисней. Насколько мне известно, планируется выход второй части ленты.

Пока западное кино выигрывает по качеству и количеству у отечественного, и потому большинство зрителей реагируют именно на зарубежные премьеры. При этом рецепт успеха прост — хороший сценарий, качественная «картинка», талантливые актеры, широкая рекламная кампания.

Понедельник начинается в субботу и даже раньше

Кинотеатр – это особенный бизнес. Кинопрокатчики шутят, что у всех граждан рабочая неделя начинается в понедельник, а у них — в четверг или пятницу. Именно на уикэнды приходятся премьеры фильмов и мультиков. Обычно по первым дням проката становится понятно, соберет фильм кассу или нет.

Рыбинская публика — хороший индикатор. Наш зритель любит то, что и все россияне – зрелищные фильмы со спецэффектами, семейное кино, куда можно выбраться с детьми.

Кинотеатры тоже выбирают по душе – кому-то нравятся современные, кому-то более домашние, с историей. И в том и в другом случае большую роль играют условия просмотра фильмов.

— Качество показа в первую очередь подразумевает комфортность зала. Как правило, фильм длится полтора-два часа, поэтому людям должно быть удобно. Когда в 2007 году в нашем кинотеатре началась реконструкция, мы установили в зале лучшие кресла одного из ведущих мировых производителей, современное оборудование для кинопоказа, которое служит по сей день, — рассказывает Виталий.

В индустрии проката кинотехника не устаревает так быстро, как в других отраслях. Модели проекционного и звукового оборудования производятся и продаются мировыми производителями, такими как Christie и Dolby, и сегодня.

Модернизируется система звука. Сейчас большую популярность набирает Dolby Atmos, которая выводит звуковые эффекты на новый уровень. А вот кинопроекторы и прочее оборудование меняется крайне редко. Поэтому качество картинки в кинотеатрах практически одинаковое. В рыбинском «Космосе» оно такое же, как в Ярославле или в московских развлекательных центрах.

Для убедительности Виталий демонстрирует святая святых любого кинотеатра — киноаппаратную. Здесь давно нет бобин с кинолентами. Современный кинопроектор — это металлическая конструкция с большим объективом и невероятно мощной ласпой для создания проекции внутри. Он работает в связке с сервером, на котором хранятся и воспроизводятся фильмы. На электронном табло оператор видит время и продолжительность нескольких сеансов, а также формате, в котором они транслируются — 2D или 3D.

Современная кинобудка

А еще в киноаппаратной хранятся алюминиевые катушки, на которые раньше перематывали бобины с кинопленкой. Каждый фильм состоял из шести таких частей и весил в общей сложности 30 килограммов. Оператор смотрел кино вместе со зрителями, и как только на экране мелькало сигнальное белое пятно, он готовился запустить следующий кусок фильма. На все про все у него было несколько секунд.

Но современные технологии далеко не всегда воспринимаются публикой на ура. Новый формат фильмов 3D уже не так популярен, как когда-то. Зрители стали больше интересоваться обычным 2D, смотреть фильмы без дополнительных эффектов многим нравится больше.

При этом киношники не устают предлагать зрителям поэкспериментировать. Некоторое время была модно конвертировать популярные фильмы прошлых лет в 3D и снова выпускать их в прокат.

— Так было с «Титаником», первыми «Звездными войнами». История любви Розы и Джека со спецэффектами имела большой успех у зрителей, а вот олдскульная фантастика заинтересовала только ярых фанатов, молодое поколение осталось равнодушным. В этом непредсказуемость кино. Какие-то картины вызывают яркие эмоции и люди не стесняются проявлять их прямо в кинозале — радуются, печалятся и даже аплодируют, — рассказывает Виталий.

Технологии развиваются, и не исключено, что в дальнейшем в некоторых кинотеатрах появятся дополнительная технология 4DX, используемая при просмотре полнометражных фильмов. Она позволяет включать дополнительные спецэффекты, усиливающие впечатления от просмотра, еще больше погружаться в происходящее на экране.

— А не боитесь конкуренции с цифровым телевидением, того, что сейчас любой фильм можно смотреть дома в хорошем качестве?

— Во-первых, далеко не все фильмы стоит смотреть дома на диване. Эпичность , например, «Интерстеллара» можно почувствовать только на широком экране. Во-вторых, поход в кино остается праздником, миниатюрным выходом в свет. Для многих это своего рода приятный ритуал. Мы первыми начинаем прокат новых фильмов. Без кинотеатров киноиндустрии придется туго. Мы взаимосвязаны. Киностудии вынуждены делать ставки на удачные фильмы, развиваться, придумывать что-то интересное. От этого зависят их доходы. Ну, а эстафетную палочку принимают кинотеатры, которые демонстрируют, удалась задумка или нет. До 50% прибыли от фильма получают прокатчики, — говорит Балябин.

Если раньше проблема была в количестве фильмов, выпускаемых в прокат, то сейчас специалисты обращают внимание на кризис идей в самом важном из искусств. Зачастую сюжеты берутся из книг, их адаптируются под современные реалии. Сказать новое слово в индустрии становится все сложнее. Но любовь людей к кино от этого меньше не становится. Очень уж демократичный это вид искусства.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме