Темы 5 мая 2019

ММКФ-2019. Впечатления

Начиная с 2018 года Московский международный кинофестиваль проходит в апреле. В прошлом году формальной причиной переноса стал чемпионат мира по футболу. Видимо, московская мэрия решила, что два культурно-массовых мероприятия в течение одного лета — это перебор. Говорят, что прошлогодний смотр сочли столь удачным, что теперь время проведения фестиваля в апреле станет постоянным. Насколько приживется это нововведение, говорить пока рано, но как минимум одну уже сложившуюся традицию оно смогло нарушить.

Еще несколько лет назад самыми популярными картинами (в плане посещаемости зрителями) были свежие каннские премьеры. Но поскольку Каннский кинофестиваль проходит в мае, основными фестивальными новинками на ММКФ стали картины Берлинского кинофорума.

Так, в рамках кинофестиваля ожидалась российская премьера нового фильма Фатиха Акина “Золотая перчатка”, повествующем о знаменитом серийном убийце-алкоголике Фрице Хонке, орудовавшем в злачных кварталах Гамбурга 70-х годов. Фильм уже успели окрестить одной из самых неприятных картин этого года, способную соперничать с нашумевшим “Домом, который построил Джек” Триера, но в последний момент фестивальную премьеру решили отменить. К счастью, не из цензурных соображений, как это могло показаться, а исключительно из коммерческих. Выход этого фильма в российский прокат запланирован на конец мая этого года.

Благодаря этой отмене наибольшую популярность среди фильмов, перекочевавших на кинофестиваль из берлинского конкурса, снискала замечательная македонская картина “Бог существует, ее имя Петруния” от режиссерки Теоны Стругар Митевской. Учитывая мощный феминистский заряд, несомый данной картиной, употребление этого феминитива вполне уместно.

Речь в фильме идет о 32-летней безработной македонке Петрунии, нервной, полноватой, классической лузерше, живущей с престарелыми родителями и закончившей когда-то истфак с отличием. По дороге с очередного неудачного собеседования, на котором она подвергается унизительной пародии на сексуальное домогательство, Петруния поддается секундному порыву и неожиданно для самой себя принимает участие в древнем македонском обычае. Суть его заключается в следующем: на Крещение, после крестного хода, священник бросает в реку деревянный крест, и толпы верующих бросаются в ледяную воду на его поиски, чтобы обеспечить себе удачу в текущем году. Петруния прыгает в воду спонтанно, даже не сняв пальто, и предсказуемо выныривает с крестом в руках. Все вроде бы прекрасно, но есть одна проблема. Древний обычай запрещает участие в нем женщинам. Нырять в воду — это прерогатива мужского мира. Крест у Петрунии пытаются отнять, она убегает. Через час ее объявили в розыск.

Дальнейшие события разворачивается в рамках абсурдной, но до боли знакомой нашему зрителю логике. Петрунию забирают в полицию, требуют вернуть крест, играют в плохого и хорошего полицейского, взывают к совести, угрожают статьей за разжигание межнациональной и религиозной розни. Ее мать отказывается от нее, называя неблагодарной скотиной и переживая о том, что теперь скажут соседи. У ворот полицейского участка ее поджидает толпа разъяренных, но очень набожных гопников. Но во всей этой ситуации, она, Петруния, вечная лузерша, безработная, никому не нужная, сохраняет свое достоинство и в итоге выходит победительницей. Бог существует, ее имя Петруния.

Самое интересное, что фильм основан на реальных событиях, произошедших в Македонии в 2014 году. В стране, являющейся официальным кандидатом на вступление в Евросоюз, на секундочку.

Женскую режиссерскую линию на кинофестивале продолжила одна из самых значимых картин основного конкурса — “Воскресенье” Светланы Проскуриной. Фабула фильма построена по строгим традиционным канонам трагедии “маленького человека” классической русской литературы. С той лишь разницей, что место “маленького человека” в картине занял чиновник. Не чиновник низшего ранга, как Акакий Акакиевич Башмачкин из “Шинели” Гоголя или как Макар Девушкин из “Бедных людей” Достоевского, а самый настоящий, крупный, современный чиновник из мэрии провинциального города. С водителем, кабинетом, деньгами в конвертах, любовницей и курируемым им проектом по благоустройству городского парка. Но он все равно “человек маленький”, в том смысле, что не больше, чем просто заложник окружающей действительности, как и все вокруг.

Водитель — отличный мужик, только все разговоры у него пропитаны тихим фашизмом и ненавистью к понаехавшим. Любовница шагает с балкона высотного дома и теперь лежит с раздробленными бедрами в больнице. Деньги в конвертах нужны для взятки, чтобы организовать место на кладбище для матери, ведь по-другому никак. Мама, героически сыгранная Верой Алентовой, медленно и мучительно умирает. Против благоустройства парка протестуют немногочисленные, но неприятные толпы местных активистов. А пока воскресенье. И вечером можно поехать в гости, посидеть на фоне живописных прудов, словно сошедших с полотен Борисова-Мусатова, и попивая чай, или водку в данном случае, порассуждать о жизни, пока твоя жизнь рушится. А парк вырубят, не хуже, чем вишневый сад.

Фильм Проскуриной, уже состоявшегося и хорошо известного автора, внезапно оказался во многом вторичен по отношению к работам ее коллег. Сознательно или нет, но атмосфера “Воскресенья” во многом перекликается с поздними работами Андрея Звягинцева, в первую очередь с “Нелюбовью”, вплоть до наличия в обоих картинах волонтерских организаций по поиску пропавших людей. А умирающая мать главного героя, лежащая в кровати и обложенная подушками, вообще к финалу наводит на  мысль, что сейчас тебя одарят вариацией на тему “Любви” Михаэля Ханеке. Но самое главное сравнение, которое приходит на ум, это “Хрусталев, машину!” Алексея Германа. Сравнение это лишено внешних визуальных параллелей, в фильме Проскуриной начисто отсутствует броуновское движение германовского гиперреалистического мира. Сходство притаилось в определенной идейной общности. И в том, и в другом случае главными действующими лицами становятся герои, стоящие на достаточно высоких классовых ступенях. Будь то генерал медицинской службы у Германа или приближенный провинциального мэра у Проскуриной. Оба стремятся в конечном итоге к свободе, и оба видят свободу в уходе в народ, и оба в качестве искупительной жертвы должны от народа пострадать. Либо быть изнасилованным урками в фургоне “Советское шампанское”, как у Германа, либо на речном берегу получить от одичавших детей камушком по затылку, как у Проскуриной. Другого не дано.

Главным же, кроме шуток, фильмом минувшего Московского кинофестиваля стала “Годовщина революции” Дзиги Вертова, многие десятилетия считавшаяся утраченной. Почти детективная история его поиска и восстановления, героически предпринятых киноведом Николаем Изволовым, заслуживает отдельной статьи. Здесь же можно сказать, что это, возможно, первый полнометражный фильм в истории, снятый в 1918 году. Что фильм состоит из уникальных материалов, большая часть из которых совершенно не знакома сегодняшнему зрителю. Что в кадрах много застигнутой “жизни врасплох”, первого года после революции, с бытом, улицами, людьми, со всеми надеждами, иллюзиями и чаяниями новой России.  Что в фильме показаны настоящие, а не сыгранные ужасы Гражданской войны. Что поскольку в фильме очень много Троцкого и совсем нет Сталина, фильм долгие годы был запрещен к показу. Что в фильме задействован настоящий, а не сыгранный Борисом Бабочкиным, Василий Иванович Чапаев. Что этот фильм — настоящее событие и истинное достояние отечественной документалистики, киноискусства и памятник истории и воли людей, восстановивших его буквально по крупицам.

Показ у фильма в России был пока только один, в одном из самых маленьких залов кинотеатра “Октябрь”. Полноценного проката на территории нашей страны пока не предвидится. Гораздо больший интерес к фильму проявляют зарубежные фестивали и исследователи.

Параллельно с демонстрацией “Годовщины революции” в самом большом зале кинотеатра проходил предпремьерный показ последней части “Мстителей”, стоимость билетов, как говорят, достигала 100 тысяч рублей.

Станислав Луговой

Впечатления о кинофестивале Бориса Крейна, руководителя киноклуба «Современник» в Рыбинске, читайте здесь

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме