Темы 9 мая 2019

Колеса истории

Коллекционер из Рыбинска Александр Путненко продолжает пополнять собрание веломототехники новыми уникальными экземплярами

В марте в гараже Путненко поселились редчайшие велосипеды: советский МД-1 1938 года выпуска, двухколесный немец «Mazeppa» с 82-лет-ней историей и мотоцикл М-72, выпущенный в первый год Великой Отечественной войны.

Сейчас в коллекции Александра – более 250 мотоциклов и около 200 велосипедов. За самыми редкими экземплярами приходится поохотиться, особенно если во всем мире их остались единицы.

МД-1, ставший самым массовым советским довоенным велосипедом, Александр искал давно. Уже в 60-х эта техника была эксклюзивом, а сейчас, как говорит коллекционер, «редкость дикая».

— Этому поспособствовала не только война, где много велосипедов (и не только) погибло, но и пионеры, которые в 50-70-х годах собирали металлолом и отправляли туда и старые велосипеды, часто в весьма неплохом состоянии, — объясняет он.

В 1931-м на государственном авиационном заводе № 1 был выделен ряд специализированных производств, в том числе и велосипедное. Так родился 1-й Московский велозавод. Первые модели двухколесной техники, изготовленные на английском оборудовании, получили индексы МД-1 и ДД-1 (мужской дорожный и дамский дорожный). Постепенно английские комплектующие были заменены аналогами советского производства.

Немец «Mazeppa», выпущенный в 1937-м на заводе «Luxmann», известен тем, что использовался фашистами не только как средство передвижения в боях, но и как… тактическое оружие. Карболитовые ручки, большие тяжелые педали – такими и убить можно…

В немецких пехотных частях существовали целые роты и батальоны велосипедистов. Стандартным велосипедом в вермахте считался «Truppenfarrad», в 1942 году на вооружение была принята модель «Truppenfarrad М42». Специальные складные велосипеды были у десантников Люфтваффе. Считалось, что так диверсанты станут более мобильны.

Дефицит бронетехники зимой 1944-1945 гг. заставил немецкое командование оснастить велосипеды фаустпатронами. У рулевой стойки велосипеда закреплялись один или два снаряда, а на багажнике – дополнительный ящик с патронами. Подобная модель получила название «Панцерфауст». С их помощью немецкие войска сумели нанести существенный ущерб советской бронетехнике, особенно в боях за Берлин.

Оба экземпляра нашлись в Москве в частных коллекциях.

А вот откуда у Александра появился мотоцикл М-72, он не распространяется. Но дает понять, что за этим «железом» охотятся очень влиятельные люди.

Московский мотоцикл выпускался всего полгода, и все партии уходили на фронт. Вернулись лишь десятки машин. Их, именно 41-го года выпуска, во всем мире сегодня насчитывается 3-5 штук.

— С октября 1941 по 1960 год эту модель собирали уже за Уралом. Когда фашисты подходили к Москве, завод эвакуировали в город Ирбит, — рассказывает коллекционер. – Также во время войны мототехнику небольшими партиями собирали на Горьковском механическом заводе. У меня есть М-72 ирбитской сборки 1954 года выпуска, но это совсем другая история.

Совсем скоро с коллекцией Александра Путненко смогут познакомиться и жители Рыбинска. Не только увидеть, но и прикоснуться. Александр открывает в городе музей «Мотославль», где соберет под одной крышей мотоциклы, мопеды, велосипеды, электроэкспонаты и дореволюционные механизмы.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме