О непатриотичных патриотах

Берегоукрепление в Казанском районе Рыбинска всколыхнуло общественность. Уже после того, как был принят проект, и начаты работы, неожиданно выяснилось, что в городе живет масса специалистов-активистов. Что все делается не так, как надо, и вообще укреплять в этом месте берега Волги совсем не нужно. Потому что гидрологическая обстановка и без укрепления, дескать, вполне пристойна.

Так ли это? И почему споры завелись именно сегодня?

Наши вопросы – главному эксперту в берегоукреплении в Рыбинске Виктору Новикову.

— Чушь и некомпетентность! – Новиков сердится, когда говорят о бесполезности берегозащитных работ на стрелке в Казанском. У него за плечами – 15 уже защищенных участков Волги в черте Рыбинска, спасших берег от разрушения. — Задаю простой вопрос оппонентам: вы готовы официально взять на себя ответственность за будущее этого берега? За то, что здесь ничего никогда не случится? Что-то не вижу толпы желающих подписать такие гарантии.

Новиков вспоминает: два года назад вода в Волге поднялась до отметки 90 метров и затопила набережную. К тому времени, к счастью, большая часть берега уже была защищена. Но такие события грозят обрушениями в любой точке города. Еще раньше здание рыбинского музея под влиянием воды пошло трещинами. Спасло его только выполненное берегоукрепление. В микрорайоне Волжском под угрозой находился многоэтажный жилой дом – после берегозащитных работ за его судьбу уже не нужно тревожиться.

Таких примеров, когда искусственная защита берега от воздействия волжской воды нормализует в Рыбинске обстановку, Новиков приводит множество. Еще больше – тех, к которым только предстоит приступить. Ближайшие работы – это участок берега от ДК «Вымпел» до ДС «Полет» и Шексна, где в опасности находятся оба берега.

— Но на этапе выдачи задания на техническое проектирование я что-то не слышу голосов защитников-архитекторов-краеведов, почему-то они громко заявляют о себе, когда проект утвержден, и федеральные деньги на работы получены, — Новиков искренне возмущен ситуацией в Казанском районе. И этому есть причины.

Программа берегоукрепления Рыбинска утверждена в 1994 году, публиковалась в различных источниках, с тех пор не раз публично обсуждалась. А уж интервью и статей о планах администрации, подготовленных с Виктором Новиковым, не счесть. В них – и Шексна, и Казанский микрорайон, и левый берег Волги.

Но активисты спят до поры, а в самый последний момент просыпаются и кричат: «Все не так, и нас не спросили!».

— Как же так – не спросили? – удивляется Новиков. – Еще когда программу принимали, я не раз предлагал тогдашнему главному архитектору ее обсудить и внести свои предложения. Но всегда получал ответ – это не наша компетенция. А сейчас выяснилось, что в Рыбинске – куча экспертов, которые лучше опытных специалистов знают технические тонкости работ.

Возмущение Новикова можно разделить. Некомпетентность, отсутствие конструктива, излишняя эмоциональность и даже агрессия – так ведут переговоры противники укрепления берегов. Тем временем специалисты и профессионалы настойчиво напоминают Рыбинску: надо срочно принимать меры.

Вот строки из письма доктора геолого-минералогических наук, профессора, эксперта научно-методического совета при Министерстве культуры РФ Евгения Пашкина. За его плечами – множество восстановленных исторических и культурных памятников по всей стране. Его репутация считается безусловной, а профессионализм – высочайшим.

«Консолидированным мнением научного сообщества в сфере реализации водозащитных мер является подтверждение, что на городской территории, прилегающей к нижнему бьефу Рыбинского гидроузла, сохраняется опасная ситуация, чреватая наступлением масштабных негативных последствий, — пишет профессор Пашкин. – В промышленно развитом центре формируются процессы «с обострением», суть которых заключается в постепенном накапливании в береговых массивах напряжений, разрядка которых может происходить стремительно, взрывным характером, что не позволит из-за дефицита времени принять защитные меры».

— Кто из противников берегоукрепления на Стрелке после таких слов возьмет на себя юридическую ответственность за бездействие? – комментирует письмо Виктор Новиков.

Вернемся к мнению профессора. Евгений Пашкин пишет о том, что «под мощным гидродинамическим воздействием при постоянной смене уровней Горьковского водохранилища» берег в исторической части Рыбинска продолжает разрушаться. Негативному воздействию воды подвергаются объекты культурного наследия – мельница купца Калашникова (Волжская набережная, 19), ансамбль 1860-х годов (ул. Малая Казанская, бывшая Нахимсона, 5), дом купца Калашникова (Волжская набережная, 27) и другие ценные для наших потомков строения. Цитата: «Полномасштабная реконструкция этих зданий возможна лишь после обеспечения надежной стабилизации берегового массива в результате осуществления проекта берегозащиты».

— Это компетентный ответ активистам о том, нужны ли берегоукрепительные работы в Казанском микрорайоне, — говорит Виктор Новиков. – А я добавлю, что красоту на Стрелке хотят видеть не только общественники. Мы не меньше стремимся к восстановлению этой территории. Но пока берег не стабилизирован, вряд ли найдутся отчаянные инвесторы и реконструируют памятники, восстановят исторические лестницы, разобьют парк и станут ухаживать за территорией.

Впрочем, у активистов есть сомнения и в том, что берегоукрепление будет способствовать устойчивости грунта. Они считают, что техническое решение берегоукрепления приведет к нарушению гидроизоляции зданий в Казанском.

— Эти претензии профессионалу понять трудно, — отвечает Новиков. – Проект прошел госэкспертизу, над ним работали специалисты, почему же у активистов возникают подозрения в нашем непрофессионализме? Кажется, наши работы в Волжском, Центре не дают таких поводов. Инженерные объекты безупречны, благоустройство выполнено полностью. Практически заново построена красивая и удобная набережная со смотровыми площадками, даже историческая лестница у музея восстановлена. Хотя позиция Федерального агентства водных ресурсов однозначна: деньги дают только на гидротехническую берегозащиту, и никаких элементов благоустройства.

Уже 22 года Рыбинск получает федеральные деньги на берегоукрепление. Уникальный случай для России, вряд ли найдется еще один город, который сможет похвастаться столь масштабными работами. Этому есть и объективные причины – гидротехническая обстановка в Рыбинске нетипичная – и субъективные объяснения – вопросы рыбинские специалисты решают с федеральными депутатами и на уровне президента. Такая активность ценится везде, кроме самого Рыбинска. Только здесь активисты дают советы профессионалам и выступают против берегозащиты.

— Мы могли бы рассмотреть советы и предложения на этапе проектирования, — говорит Новиков. – Но активисты сидят в окопах и ждут удобного случая. Впрочем, для нас этот случай самый неудобный. Потому что письма и обращения, которые краеведы и якобы патриоты города рассылают во все инстанции, могут помешать принять решение о финансировании работ, например, на Шексне. А это уже неконструктивно и совсем не патриотично.

Кстати

Не стоит учиться на своих ошибках, лучше это делать на чужих. Жители Иркутской области всего несколько месяцев назад были уверены, что никакие защитные сооружения им больше не нужны, что существующие – надежны на 100%.

Сегодня ситуация иная. Большая вода требует уважительного к себе отношения. Рыбинску нужно максимально эффективно использовать время на реализацию превентивных мер. Только при таких условиях местные власти могут гарантировать безопасность городу и его жителям

 

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
бывший казанский 21:42 | 24 июля 2019

Берег укреплять надо, но и об исторических ценностях — лестницах, цепях, камнях, липах, ограде надо помнить. Если строители учтут это — все останутся довольными.

Владимир 21:54 | 24 июля 2019

Берегоукрепление Рыбинску нужно, в этом господин Новиков прав. Только вот каким оно должно быть, об этом общественность действительно узнала уже по факту, зимой из публикаций в прессе и в соцсетях. Проект рыбинских берегоукреплений в Казанском конце сделан ярославской организацией ООО «СК Каскад» без архитектурной части и без историко-архивных изысканий, в чем признавался директор ООО “СК Каскад» Дмитрий Юрьев. В проекте нет данных и о водоотводе исторической набережной. Там не обозначены коллекторы водосброса в районе мельницы Калашникова, нет гидрологических данных о водосбросе в районе старого причала у третьей лестницы. Об этом говорит уже руководитель работ, начальник строительства подрядной организации «УК Авторейс» Вячеслав Алешкин. Вода там идет тоннами в сутки и это невозможно не заметить.
Накануне группа активистов под руководством специалистов Московского архитектурного института провела исследования склона и выявила гигинтский сброс воды в районе строительства берегоукреплений. Профессор А.А. Малинов, доцент А.Н. Кукушкин при помощи активистов ВООПиК, а так же архитектора-реставратора Н. Гончаровой и экс Главного архитектора Рыбинска Н.А. Лосева подготовили заключение, в котором высказали свои экспертные опасения. По их мнению это работает исторический дренаж старинной набережной, состоящей из гигантской стены внутри склона, каменной настила и многих иных элементов. Их обязательно необходимо учитывать при строительстве новых берегоукреплений. Это заключение было передано в администрацию и его результаты были озвучены публично на конференции 12 апреля в Рыбинске.
Выводы оказались безрадостными. Проект не учитывает новых данных по гидрогеологии, а это серьезно. Даже сейчас водосброс можно увидеть в районе третьей гранитной лестницы у причала. Если воду не отводить, то вода размоет берегоукрепление изнутри. Почему же госэкспертиза это пропустила?
Проект проходил госэкспертизу без учета выявленных данных по гидрогеологии. Сейчас новые данные по гидрогеологии получены и озвучены публично. Эксперты МАРХИ уверены, что новые данные по гидрогеологии настолько серьезны, что требуют новой госэкспертизы.
Решение проблемы простое. Грубо говоря, там нужно проложить трубу, чтобы обеспечить водосброс. Дело простое и почему заказчик работ этого не делает, не понятно. Активисты из рабочей группы по благоустройству Казанского конца хотят только одного, чтобы берегоукрепления делались качественно и не было халтуры.
А примеры халтуры и размытия берегоукреплений уже есть в Ярославле и в Рыбинске. Берегоукрепление размывает в районе Старой Биржи, а так же у старого Банка. Там бьют три ручья из склона и идет размытие склона. Эти данные тоже приведены в отчете экспертов МАРХИ, которые работали в Рыбинске по личному приглашению мэра.

гость 08:46 | 25 июля 2019

Кстати,трагедия в Иркутской обл. рукотворная .Иркутская ГЭС сбросила воду,подняв уровень воды в Братском вдх. с нормативных 392м до 402м max. отметка из возможных.Задачей была дополнительная выработка эл.энергии для БрАЗ входящего в Русал .Итогом стало невозможность сброса воды после не очень сильных дождей.Внизу по течению от Братского вдхр. Усть-Илимск с 80тыс. жителями и десятками других поселков.Поэтому на данном этапе пожертвовали Тулуном в котором в 2 раза меньше людей.

Николай 09:01 | 25 июля 2019

Владимир в своем комментарии достаточно лаконично изложил суть происходящего. Никто не против берегоукрепления, вопрос -КАК это берегоукрепление будет выполнено, будут учтены ли особенности этого места, будет ли в конечном итоге это берегоукрепление выполнять свою роль и украшать берег Волги!? Проект ведь так и не откорректирован (он был опубликован на сайте госзакупок), а значит подрядчик будет его исполнять, а в этом проекте все сносится и делается так как нарисовано впервой опубликованной в начале года 3D картинке. И до тех пор пока корректировка проекта не будет выполнена, слова будут расходятся с делами! Кстати, Виктор Юрьевич Новиков говорит о предстоящих берегоукреплениях на р. Шексне, а ведь на части берегов этой реки, в месте впадения в р. Волгу есть похожие берегоукрепления, их можно увидеть и сегодня. Здесь в селе Васильевское в 1717 году была построена церковь Восвресения Христова, рядом было устроено кладбище. Высокий берег Волги и Шексны в этом месте был укреплен и обложен крупными камнями, которые сохранились. Церковь в 1936 г. была взорвана. Здесь сегодня ведутся раскопки. Интересно это будет учтено в проекте? Что на это скажет В.Ю. Новиков?

Виктор Новиков 12:43 | 26 июля 2019

Учет гидрологической обстановки исторической части города отражен в проекте берегозащиты. Надеюсь, специалисты знают, как работает «обратный фильтр», предусмотренный в конструктивном решении «стенки». Кроме того, никто не отрицает возможности устройства дополнительных труб для стоков, «пронзающих» тело железобетонной стены из шпунта. Опыт такой в городе имеется и горожане могут наблюдать, как работают эти водовыпуски.
Так что опасения оппонентов, что грунтовые, дренажные воды размоют берегоукрепительное сооружение изнутри, не имеют под собой серьезного основания.
И еще. С учетом конфигурации «казанского конца» и наличия еще одного водотока – р. Черемухи комплексное обустройство всей обширной территории может включать в состав проекта на первом этапе организацию стоков грунтовых вод как в ливневую канализацию, так и в акваторию указанного притока Волги.
Что касается сомнений по поводу сохранения исторических фрагментов старых сооружений – лестниц, мостовых и т.д., то критерий истины – практика. Давайте вернемся к рассмотрению вопроса, когда объект берегозащиты с его благоустройством на участке «Ср. казанская – Стрелка» будет завершен.
Наглядным примером может служить выполненное 15 лет назад восстановление гранитной лестницы в створе причала, которое выполнялось подрядчиками одновременно с устройством габионных конструкций 2 очереди берегозащиты музея. При начале этих работ никакой руководитель организации-исполнителя не сказал бы, как это будет выглядеть в итоге – в процессе строительства таких сложных инженерных сооружений все ответы дает ввод объекта в эксплуатацию.

Николай 14:20 | 27 июля 2019

Виктор Юрьевич, очень бы хотелось, чтобы все Все Ваши пожелания нашли бы отражение в действующем проекте. Касаемо лестницы в створе причала — это совершенно новое строительство, возможно на месте бывшей лестницы. В Казанском конце гранитные лестницы и исторические спуски сохранились и их нужно отреставрировать, а не строить новые лестницы, как это предусмотрено в проекте после их демонтажа. До тех пор пока в действующий проект не будут внесены изменения, все Ваши слова остаются всего лишь добрыми пожеланиями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме