Главное Темы 7 ноября 2019

День закрытых дверей

Возможен ли в Рыбинске промышленный туризм? Рассуждаем с экспертами – директором ТИЦ и туроператором

Закрытые режимные заводы Рыбинска неохотно принимают гостей. Готовы ли они стать радушнее? Готов ли наш город оправдать звание центра промышленного туризма Золотого кольца?

Наталья Карабашина, турагентство «Сундук путешествий»:

Два месяца директора ярославских предприятий пробивались с экскурсией на «ОДК-Сатурн», но так и не попали

Сегодня туриста по предприятиям Рыбинска мы практически не возим. Единичные случаи. Хотя запрос у гостей есть. К примеру, на днях питерские учителя с восторгом побывали на Рыбинской ГЭС.

Однако гости хотят попасть не на любой завод. Популярна далеко не вся рыбинская промышленность. Самые манкие – «ОДК-Сатурн» и ГЭС. Но тут встает вопрос закрытости, она в Рыбинске чрезвычайная. И если гидроэнергетики хоть как-то пускают группы к себе, то «Сатурн» – больная тема. Мои туристы туда ни разу не попали. Я устала обивать пороги завода.

В прошлом году руководители ярославских предприятий так сильно хотели экскурсию на «Сатурн»! И нам отказали, пришлось срочно искать замену. И вот что я вам скажу: даже если проситься за три дня, группе попасть на предприятие в Рыбинске невозможно! И о какой открытости можно говорить? А сотрудникам ГЭСа большое спасибо – питерскую группу согласовали всего за две недели.

Нужен ли ГЭСу в Рыбинске музей? Об этом много говорят, сравнивают Рыбинск с Угличем. Но я не согласна. Как-то раз группа приехала на рыбинскую ГЭС из Угличского музея. Там они осмотрели интересную, но далекую от практики экспозицию, и попали на настоящее работающее предприятие. Это был кайф!

Так что, может, нашей ГЭС и не нужен музей «как в Угличе». Стоит просто чуть ослабить политику режимности, стать более открытыми. Сегодня я не ощущаю, что гидроэнергетики готовы к массовым посещениям, уверенности нет. Вчера они нас пустили, а завтра – нет. И смело анонсировать походы на ГЭС, привлекая туристов в Рыбинск, я не могу.

 

 

Идеальная экскурсия по заводу? Я побывала на такой в Баварии на пивзаводе. Садишься в спецавтобус с огромными окнами, тебя везут по цехам, где санитарная зона, и посторонним нельзя находиться: ты все видишь, но волос в чан с пивом не натрясешь. Позже, в показательной для туристов зоне, ты сможешь взглянуть поближе и даже поколдовать над пивом, но на продажу это не пойдет. Историю узнаешь не среди пыльных стендов, а в интересном фильме. В конце – дегустация.

Кстати, на «Ярпиве» сейчас экскурсии похожие, приближенные к европейскому образцу. В моих мечтах экскурсия на «Сатурн» должна быть такой, с поправкой на специфику производства, конечно.

Возможно ли у нас развитие промышленного туризма? Другие-то смогли! Опыт регионов вдохновляет. На «Visit Russia» презентовала бизнес туроператор из Калининградской области. У них там настолько развит промышленный туризм, что ее организация так и называется «Промышленные туры по Калининградской области». Впечатляюще!

Деньги. Вот главное недопонимание между заводом и турагентством. Завод за экскурсию денег не берет и ничего с туриста не имеет. Посещение завода – бесплатное мероприятие. Предприятию кажется, что мы на нем делаем деньги, понимаю их. Но и я не беру с туриста деньги за посещение завода. Мой заработок – перевозка.

Все было бы по-другому, если бы заводы могли получать за экскурсии деньги. Туристы платить не против! И у предприятия появится стимул принимать гостей, готовить гидов, создавать интересные экскурсии и экспонаты, да еще для разного возраста и разной степени вовлеченности в тему.

А сейчас турист для любой организации Рыбинска – лишь головная боль. Если пофантазировать, то проблему можно решить, создав при заводе микропредприятие с правом вести экскурсионную деятельность. Турист должен приносить заводу деньги, это лучший стимул.

Розничные производства здесь в выигрыше — ясно, зачем им турист. Гость пришел на кондитерское производство – купил шоколадок, конфет, на ликероводочном тоже затарился сувенирами. Заводы так и рекламируются, и распродают товары – они понимают, зачем им турист.

Но у нас и здесь глухо – ИП Бахарев принимает только экскурсии школьников в рамках профориентации. Хотя редкий взрослый не мечтает увидеть, как пекут тортики. Даже «Русской механике» выгодно принимать простого туриста, потенциального покупателя, который оценит качество продукции и предпочтет ее другим. Вот на «Сатурне» двигатель не купишь – думаю, это одна из причин их закрытости.

Нам, туроператорам, не хватает поддержки сверху, от чиновников. Изменить ситуацию и склонить предприятия на сторону туриста — с этим одни мы не справимся. Мне сложно стучаться в дверь завода, не имея весомых аргументов. Желание туристов для предприятия ничего не значит. Город должен сказать руководителям заводов: «У нас курс на туризм, давайте будем гостеприимнее».

Сколько нам нужно предприятий, лояльных к туристам для спокойной работы? Минимум десяток заводов и организаций, готовых без нервов и недельных ожиданий принимать гостей. Тогда можно сказать, что у нас есть промышленный туризм. Из десятка готовых заводов уже можно составлять турмаршруты. Нет смысла туроператорам «пробивать окно» в одно предприятие, если у гостей не будет выбора.

Каких шагов мы ждем от предприятий? На самом деле, не так много и ждем. Три фактора: небольшой музей с историей предприятия, маршрут, которым они поведут гостей, и говорящий человек. Хорошо бы, чтоб маршрутов было несколько – для малышей и взрослых, для специалистов в этой области и профанов.

Мы, туроператоры, готовы сотрудничать с предприятиями – проконсультировать, подсказать, как и что лучше сделать, на что обратить внимание, что убрать.

 

 

Алексей Горбачев, директор ТИЦ Рыбинска:

Промышленный туризм для завода – важный маркетинговый ход

Недавно в Ярославле состоялся международный туристический форум «Visit Russia». Второй день полностью посвятили промышленному туризму. Интересный доклад прочитал доктор экономических наук Владимир Маркин из «Канала им. Москвы». Он отметил – турист сегодня охотно посещает промышленные объекты.

Маркин проанализировал опыт Рыбинска и рассказал: нашему городу остро нужен единый центр, где будет собран весь опыт всех предприятий, по сути, большой музей всей промышленности Рыбинска.

Закрытость, режимность – вот что сегодня затрудняет свободное посещение предприятий. И вторая проблема активного промтуризма: заводы не понимают, зачем им гости.

Приведу пример: перед «Visit Russia» мы прислали приглашения 42 предприятиям Рыбинска. От имени главы попросили прислать ролик о себе, небольшой рассказ о возможностях водить экскурсионные группы и сообщить, есть ли у них музей или экспозиционное пространство.

Откликнулись всего два предприятия – Рыбинский завод приборостроения и «Раскат». На сам форум от Рыбинска не приехал никто. Хотя туда съехались такие крупные промышленные игроки, как «Северсталь», «ФосАгро», трубопрокатчики из Сергиев Посада, представители концерна Ростех из Тулы.

Представители заводов, которые рассказывали об опыте приема гостей, очень удивлялись: «Где же представители Рыбинска? Мы приехали проводить мастер-классы, хотим рассказать, что такое современный корпоративный музей, что туристы – это важно и не страшно. Жаль, что здесь нет представителей ваших заводов и компаний. Хотим объяснить, зачем мы привлекаем туристов», — говорили они.

Они озвучили причину своей открытости – привлечение человеческого ресурса. Сегодня важно заявить о себе как о надежном работодателе, о предприятии, куда хотят пойти и молодые кадры, и опытные работники. «Северсталь» четко понимает – гость на экскурсии не купит их продукцию. Но отношение к марке, продукту формируется и курсом на открытость, приветливость. Так формируется имидж надежного работодателя.

Создание единого музея промышленности, участие заводов в наполнении его экспонатами и информацией – это маркетинговый шаг. И все предприятия Рыбинска это рано или поздно осознают

У Рыбинска есть потенциал в области промтуризма. Раз пока не получается возить гостей по промзонам и приходится «стучать в закрытые двери» предприятий, мы организуем единый выставочный центр промышленности в историческом центре – поближе к туристам, доступный гостям и заинтересованным группам рыбинцев.

Создание единого музея промышленности, участие заводов в наполнении его экспонатами и информацией – это маркетинговый шаг. И все предприятия Рыбинска это рано или поздно осознают.

Сейчас рыбинские компании не сидят на месте – они представляют образцы продукции на российских выставках: «Армия-2019», «Нева-2019», на площадках Рособоронэкспорта. Демонстрируют там свои чудесные модели, которые после выставки уходят на склады.

Современные технологичные производства в Рыбинске есть. Мы предлагаем собрать все их достижения в едином центре. Под одной крышей можно увидеть и осознать: вот оно, все лучшее, что производят рыбинские предприятия двигателестроения, судостроения, приборостроения, кабельной промышленности.

Здесь мы решаем несколько задач: и профориентация молодежи, и повышение престижа Рыбинска как города для успешной карьеры и жизни. Промышленный туризм – это не развлечение для сторонних любопытствующих зевак. Это вклад заводов в свое будущее. И поэтому часть денег и усилий, которые предприятие закладывает в подготовку и поиск персонала, вполне логично вложить в единый музей. Это будет лицо рыбинской промышленности.

Рыбинские предприятия регулярно ощущают дефицит кадров. Однако готовы лишь по старинке платить хэдхантерам, обращаться в Центр занятости, но не вкладываться в свою открытость, в свой имидж.

 

 

Из всех предприятий Рыбинска впереди шагает РЗП, они не хотят быть «одним из заводов», хотят иметь уникальный имидж. Они не боятся рассказывать о себе и тем самым формируют узнаваемый бренд. У них современный интерактивный музей, в планах – демо-станки, где школьники, студенты могут попробовать профессию на вкус. РЗП заботится о своем будущем, привлекает людей творческих, а не только тех, кто способен от звонка до звонка вытерпеть смену.

Тут даже мелочи работают: заботишься о людях, и они это ценят. К примеру, на форуме представители Выксунского металлургического завода поделились опытом: художники расписали цеха граффити – для комфорта рабочих. И сотрудники воспринимают завод как площадку, где можно раскрыться. А не как восьмичасовую каторгу, после которой начинается нормальная жизнь.

И в плане привлечения молодежи в Рыбинске все далеко не радужно. Сайты рыбинских заводов сегодня совсем не привлекают: молодой человек в поисках работы видит там вакансии за 15-18 тысяч. Ему неинтересно, он не видит перспектив роста.

В нашем музее молодой человек увидит: на заводах Рыбинска используют современные технологии, тут не трудятся на дедовских станках. Люди поймут: и в родном городе можно заработать и построить карьеру, есть корпоративные программы по покупке жилья, возможность зарубежных командировок.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
MZ 13:30 | 7 ноября 2019

Мысли в слух:
1. Во всех холдинговых компаниях существует жесткая система безопасности в части исключения возможности хищения новых технологий, интеллектуальной собственности.
2. Сотрудник при трудоустройстве на работу подписывает соглашение о неразглашении информации и живет с этим три года, а вы хотите первых попавшихся туристов водить по территории предприятия, забыв про требования техники безопасности и наплевав на все остальные ограничения, поедет груженный погрузчик, а к нему под колеса прыгнет ребенок, кто будет виноват?
3. Далеко не каждое предприятие готово показать свою истинную картину производственных процессов, т.к часть звеньев выполняется дедовским способом на оборудовании которое прошло десятый круг своего заявленного амортизационного срока, проще говоря киркой и кувалдой доводим двигатель до нужного состояния или в чан с пивом везем сырье на грязной телеге и т.д. Если это увидят туристы то информация сразу просочится в СМИ, дальнейшие последствия не заставят себя ждать.
4. Единая площадка интересно, но для потенциальных покупателей она не интересна, т.к для каждого нового изделия/продукта существует презентационная модель, которую как правило можно получить в цифре или увидеть в макете при подтверждении заинтересованности в покупке.
5. Музей должен быть наполнен экспонатами, а не красивыми фотографиями и листовками, которые любой желающий может увидеть на своем ПК, в музее должны быть квалифицированные экскурсоводы и разные тематические выставки.

Н 20:10 | 7 ноября 2019

Друзья, с большим уважением отношусь к мнению авторов, но у меня есть свой личный опыт. Мой сын, будучи учеником ярославской школы, побывал с классом и на Сатурне, и на Русской механике, и на ярославском молокозаводе, на хлебозаводе, на судостроительном заводе. Я и сама несколько лет назад бывала, в том числе с иностранными гостями, на других наших крупных предприятиях. Вопрос довольно длительной организации процесса, от заявки до всех согласований, и профиля предприятия. Да, на немецкую пивоварню, итальянскую сыроварню, португальскую винодельню вы попадёте без проблем. Но это не промышленный туризм, гастрономический, скорее. И у нас Мария Коваль и другие замечательные компании давно ждут вас! Мы, туристы, — клиенты и промоутеры для них. А вы попробуйте туристам или даже специалистам организовать посещение ведущего немецкого или японского промышленного предприятия. Или , если получится, что-то там, не дай бог, сфотографировать. Да, возможно, иногда компании не хотят показывать изъяны своего производственного процесса, но очень часто банально не готовы раскрывать секреты -ведь их преимущество, бывает, кроется в том, какое оборудование они используют, или даже в какой последовательности оно установлено. И да, вопросы безопасности, да и просто загруженность персонала никто не отменял. Уверена, что ряд предприятий давно задумывается о том, чтобы устроить у себя show-kitchen, показать часть своих процессов желающим, что промышленный туризм в регионе будет развиваться и дальше! Тренд и заинтересованность всех сторон очевидны!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме