Темы 12 ноября 2019

«Самое время открыть в Рыбинске музей фортепиано»

В начале декабря в Красном гостином дворе в Рыбинске откроется первый в России музей фортепиано

Кружевные перчатки, маленькое черное платье, как любила Шанель, тонкие сигареты с мундштуком, элегантные мужчины… «Ноктюрн» Чайковского, а за окном – дождь.

Или так. Два рояля с пианистами за клавишами. Музыкальный экстаз в квадрате. Звенящий Моцарт? Пафосный Бетховен? Виртуозный джаз? Какая разница, если музыка хороша, пианисты юны, атмосфера томная, а рояли старинные.

Да-да, именно такие рафинированные эскизы фантазируешь для себя, когда заходишь в залы нового музея фортепиано в Рыбинске.

Здесь царит культ черно-белых клавиш. Прекрасные рояли соперничают с редкими клавесинами. А на детском пианино – маленьком чуде, выпущенном фабрикой «Ростов-Дон» больше полувека назад, вполне можно сыграть всего Баха.

Смотреть, играть и слушать

А вы давно слушали живую клавишную музыку? Скоро у вас появится такая возможность. Хоть каждый месяц, хоть каждый день. Музей, в котором можно смотреть на рояли, играть, если умеешь, и слушать музыку, скоро откроется в Рыбинске.

О нем нам рассказал заместитель директора Кирилл Егоров. Сам директор, он же – организатор музея, он же – коллекционер, он же – известный мастер-реставратор музыкальных инструментов Алексей Ставицкий, в это время пребывал в Москве. Ставицкий – житель столицы, но свою фортепианную коллекцию привез в Рыбинск. Почему?

— Все началось лет шесть назад с моего увлечения музыкой – я искал инструменты с историей, — рассказывает Кирилл. – Познакомился с Алексеем Ставицким, он помог мне купить то, о чем я мечтал, и приехал в Рыбинск настраивать инструмент. Я – историк по образованию, люблю наш город. Показал Ставицкому исторические места Рыбинска, и ему здесь понравилось.

— Почему музей появился сейчас, а не шесть лет назад?

— Тогда видимо было не время. А сейчас Рыбинск развивается, идет по пути восстановления исторической среды. Самое время открыть музей фортепиано.

Музей – концертный зал

— Наш музей — не просто выставка музыкальных инструментов. Это небольшой концертный зал, место для музыкальных вечеров, здесь хорошая акустика, — говорит Кирилл. Он не только рассказывает, но и показывает – садится за рояль и играет. И музыка заполняет оба зала.

В одном – старинные иностранные инструменты – немецкие, французские, венские, английские. Во втором – российские рояли и пианино, изготовленные до революции и в советское время.

Самому старому – 180 лет. Рояль выпущен в 1840-х годах московской фабрикой «Эберг». А скоро появится столообразное фортепиано еще более раннего года выпуска – 1805-го.

— Есть у нас рояль, связанный с Рыбинском. Это инструмент Константина Игумнова, профессора Московской консерватории, у которого училась Мария Челищева – создательница рыбинской музыкальной школы имени Чайковского. На этом рояле вполне могла играть Мария Луарсабовна, — рассказывает Кирилл Егоров.

Играть на этом рояле можно и сейчас. Все инструменты восстановлены золотыми руками Алексея Ставицкого и его товарищей. В этом убедились участники «Коган-фестиваля», проходившего в Рыбинске. Молодые пианисты и скрипачи прошлись своими музыкальными пальчиками по всем инструментам, выставленным сегодня в музее. Скрипачу Вильяму Кайло из Москвы особенно приглянулся клавесин:

— Очень удобный инструмент, пальцы откликаются на прикосновения клавиш. Настроен качественно. Построен по технологии французских клавесинистов – Рамо, Куперена, итальянца Скарлатти. Очень интересный клавесин!

У клавесина же остановился и Денис Добряков, смотрел задумчиво на клавиши, слегка наиграл известную французскую мелодию.

— Вы играете?

— Как все норм люди – да, — смеется глава. – На фортепиано чуть пальцами двигаю. Но я с детства с музыкой, играю на гитаре.

— Любите музыку?

— Конечно, тем более в таком исполнении.

Зал между тем наполнили звуки. Дети играли на роялях. Сейчас здесь 15 инструментов. На складе в Рыбинске еще 53. Их хотят поставить не только в музее, но и в рыбинских ДК, где можно устраивать фортепианные концерты.

Звук как жизнь

Вы только представьте: в Рыбинске сейчас находятся около семидесяти старинных роялей и пианино, и каждое – со своей историей! Каждый инструмент рано или поздно будет отреставрирован, настроен и займет свое место в музее или культурном учреждении Рыбинска. И зазвучит под руками учеников музыкальных школ города, их педагогов, профессиональных музыкантов. А звук для рояля – это жизнь.

Когда-то они были брошены за ненадобностью, выставлены на продажу, затем восстановлены Алексеем Ставицким и привезены в наш город.

— Такого качества инструменты в Рыбинске впервые, — говорит Денис Добряков. Он гордится тем, что именно наш город стал обладателем уникальной коллекции Ставицкого. – Я уверен, что музей фортепиано станет любимым местом для рыбинских поклонников музыки. Возможности здесь огромные – можно играть самому, можно наслаждаться исполнением профессиональных музыкантов, можно слушать лекции по истории музыки и встречаться с друзьями.

Все эти радости станут доступными рыбинцам и гостям города уже совсем скоро – в начале декабря первый в России музей фортепиано, расположенный в Красном гостином дворе, откроется.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Белецкий Дмитрий 17:40 | 13 ноября 2019

С радостью воспринял информацию о замечательном событии! Надеюсь, что этому музею уготована большая и интересная судьба! Надеюсь на дальнейшую поддержку проекта городской администрацией и спонсорскую помощь музею.
Горжусь своими земляками-современниками, живущими не мелкими сиюминутными потребностями, личными амбициями или конъюнктурными соображениями! Горжусь людьми, которые живут широкими движениями души и высокими мечтами… Спасибо!
выпускник ДМШ №1 им. П.И.Чайковского,
к.т.н. Белецкий Д.В.
г.Москва

Николай 11:43 | 19 ноября 2019

Исправьте в видео фамилию девочки -она Кира Муллина, с двумя Л

Яков Бурцев 01:34 | 20 ноября 2019

Собрали барахло никому не нужное со всей России и в Рыбинск привезли.Ещё кучу денег потратили на реставрацию и доставку.На рыбинских помойках такого»добра» предостаточно,да и в частных руках тоже,стоят никому не нужные;бесплатно бы отдали.Да ещё нужно содержать целый штат настройщиков и реставраторов,чтобы вся эта рухлядь была в более-менее рабочем состоянии.В Москве не сгодились…,в Рыбинск привезли…,нате боже что гам не гоже.

    музыкант 09:27 | 28 ноября 2019

    Яков, что за злость на благое дело? Таких роялей поискать ещё надо. И привезли в Рыбинск их бесплатно, радоваться надо, а вы гадости пишете.

      Настройщик 00:08 | 29 ноября 2019

      В предыдущем комментарии верно сказано,что барахло,у меня у самого три подобных экземпляра,ещё более ранние с немецкой механикой (пианино).Всё эти рояли и пианино совершенно ничего не стоят.Такие «раритеты» владельцы бесплатно отдают и ещё денег дадут впридачу чтобы вывезли.

        фанат 06:26 | 29 ноября 2019

        Яков Бурцев, вы конкуренцию почувствовали? Это правильно. Раз другими способами конкурировать в настройке ф-но не можете, пишите тут гадости. Рыбинск получил лучшее, что есть в России! Я радуюсь, а вы воняйте дальше, гобоист.

        Александр 11:13 | 8 декабря 2019

        Назовите пару адресов, где бесплатно отдают такие инструменты. Для информации, отреставрированный Blüthner, может стоить до до 15 200 000 руб.

          Алексей 20:01 | 30 июня 2020

          Возьмёте мое

Яков Бурцев 09:10 | 29 ноября 2019

Причём тут конкуренция? Какой гобой?Разве человек не может иметь своё личное мнение?А то что бесплатно отдают,то это и в видео озвучивалось.

    Настройщик 09:24 | 29 ноября 2019

    Фанат,вообще как можно говорить о какой-то конкуренции в области настройки фортепиано в 21-м веке? Когда всюду уже давным-давно эл.пианино и синтезаторы.Такие «раритеты», как в музее,уже сродни динозаврам.

      Vertvasser 10:15 | 29 ноября 2019

      Дорогие друзья! Очень внимательно слежу за темой,отзывами и комментариями.Всё же больше склоняюсь к мнению и комментариям настройщика.Потому что действительно,в мире современных технологий вряд ли найдётся практическое применение подобным экземплярам.Моя точка зрения по этому вопросу такова потому,что сам уже 40 занимаюсь настройкой и ремонтом ф-но.

        Настройщик 10:21 | 29 ноября 2019

        Да,но если подойти к данной теме с другой стороны(более филосовской,чем практической),то подобная экспозиция имеет право на существование как пример отслеживания исторической эволюции фортепиано(от самых ранних экземпляров до современности).Как это сделано,например,в музее муэ.инструментов в фонтанном доме Шереметевых в СПБ.

Сергей 15:37 | 29 ноября 2019

Нет бы радовались такому хорошему событию, а не злопыхали от зависти. Рыбинску просто повезло с Ставицким.

    Яков Бурцев 16:25 | 29 ноября 2019

    Сергей,дело тут не в зависти.Но если такой музей открывается,то тогда нужно тематическое начало.А уж коли это музей фортепиано,то тогда и должен отслеживаться весь исторический процесс эволюции и становления фортепиано.А именно с начала появления первого образца фортепиано Бартоломео Кристофори 1726-го года и потом уже последовательно в хронологическом порядке в плане появления более современных образцов и моделей с последующим совершенствованием и видоизменением механики.Соответственно,должны быть представлены в музее все модели в хронологическом порядке.В противном случае,экспозиция теряет смысл…,не говоря уже о практическом использовании «экспонатов».

      Яков Бурцев 16:41 | 29 ноября 2019

      И ещё нужно объяснять посетителям музея,чем отличается звучание чистой кварты или квинты от темперированной,что такое область темперирования и сколько интервалов в неё входит,провести курсы для пианистов,на которых объяснить им как настроить область темперирования на повышение или понижение,как сузить квинту или расширить кварту,объяснить что такое контрольные интервалы и в какой последовательности они появляются при настройке области темперирования.Тогда каждый пианист сможет сам себе инструмент настраивать,как скрипач скрипку,иди как гитарист гитару.Ну ещё факультатив провести про устройство механики пианино и рояля и как её снять,разобрать,почистить и отрегулировать.

        Королёв Павел Владимирович 01:32 | 6 декабря 2019

        Яков, вы образованный человек и об этом музее должны говорить с высоты своей любви к музыке, а не с позиции зависти и критиканства, придирчиво выискивая несоответствия в музейных экспонатах своему барахлу с помойки…

Ольга 16:52 | 29 ноября 2019

Яков Бурцев,полностью с Вами согласна.Давно пора пианистов настройке и регулировке учить.Про хронологию тоже с Вами согласна. преподаватель ф-но с тридцатилетним стажем,г.Рыбинск.

Яков Бурцев 08:15 | 6 декабря 2019

Королёв Павел Владимирович,ещё раз повторюсь,что зависть и критиканство(как Вы изволили выразиться) здесь совершенно не уместны,я просто высказал своё мнение и пожелания.А на счёт барахла с помойки,то оно не моё,такового не имеется.

    Королёв Павел Владимирович 10:30 | 6 декабря 2019

    Извините, если я вас обидел, но ваша ложка дёгтя была ни к чему в канун открытия музея. И мнение ваше должно быть корректным, а критика конструктивной. Вы же музыкой занимаетесь, а не вторсырьём с помойки, как вы выразились…Нам надо приветствовать открытие именно музея, радоваться тому, что в городе одновременно создаётся и действующий музыкальный салон по воспитанию любви к музыке и прекрасному. Этому большому событию уделила внимание даже «Frankfurter Allgemeine Zeitung» – газета с самым высоким в Германии тиражом.Единственный музей фортепиано в России и он у нас — в Рыбинске!!!Этим надо гордиться!!!

Пётр Мережковский 14:54 | 6 декабря 2019

Единственный музей фортепиано в России-в Рыбинске? Не правда.

Королёв Павел Владимирович 16:17 | 6 декабря 2019

Да, единственный! В СМИ нигде не встречал о наличии таких музеев. В РИ за 18 ноя. также утверждалось, что он в России один на всю страну…

Пётр Мережковский 17:21 | 6 декабря 2019

В Москве на ул.Фадеева и в Санкт-Петербурге на наб.Фонтанки.

    Vertvasser 17:58 | 6 декабря 2019

    Время покажет,а пока что всё это мероприятие напоминает «Васюки» и «великого» гроссмейстера Астапа Бэндера.Кстати,тоже снимали в Рыбинске.

      Королёв Павел Владимирович 22:20 | 6 декабря 2019

      Похоже вы сами из Васюков и Глупово…Что ещё придумаете? В Питере не музей фортепиано, а музей Театрального и музыкального искусства, где собраны музыкальные инструменты и инструменты великих мастеров и исполнителей…А в Москве Российский национальный музей музыки, в котором 1 млн. единиц хранения и штат сотрудников более 200 человек. Конечно в этих музеях есть и фортепиано, клавесины, органы, но есть и струнные и духовые инструменты…А в Рыбинске только клавишные и их перечень вам известен…

Яков Бурцев 18:27 | 6 декабря 2019

Чтобы зря не говорить и не строить разные умозаключения,лучше сходить на открытие и всё воочию увидеть и послушать.Всё же ясно написано,что открытие состоится 9,10,11,12 декабря с 16-00 до 20-00.

Пётр Мережковский 13:33 | 7 декабря 2019

Какая разница…

    Яков Бурцев 08:56 | 12 декабря 2019

    10.12.2019г. посетил музей,поиграл не много на нескольких инструментах.

Настройщик 20:47 | 12 декабря 2019

Я сегодня в музее побывал.Не впечатлило-рухлядь консерваторская!

    Владимир СПб 22:38 | 12 декабря 2019

    Ну что ж, уважаемый, тогда Вам прямая дорога в Музторг за очередной партией модного китайского фанерного новодела, вот уж где звук, вот где традиции фортепианостоения!…

Владимир СПб 23:05 | 12 декабря 2019

Для тех, кто не знаком с трудами и идеями Алексея Ставицкого (на forumklassika, напр.) стоит знать, что главная цель данного музея — передать будущим поколениям то немногое оставшееся в живых из великого наследия предков, веками, поколениями вкладывавших душу и силу рук в свои замечательные инструменты. Больно осознавать, что ныне в бывшей столице Российской Империи — Петербурге, нет ни одной фабрики фортепиано, хотя в годы расцвета их было семь. И все они выпускали инструменты мирового класса, как по конструкции, так и по звучанию. Уверен, братья Дидерихс были бы счастливы, узнав, что на их роялях продолжают играть и в 21 веке. И то, что теперь я могу приехать в Рыбинск и почувствовать эти инструменты руками — дорогого стоит. В отличие от реальных музеев, где можно только глазеть, руками — ни ни… Так что, Алексей Ставицкий — настоящий Человек с большой буквы, вложивший в музей колоссальный труд и свои средства, за что ему мое ВЕЛИЧАЙШЕЕ уважение и благодарность!

    Королёв Павел Владимирович 10:16 | 13 декабря 2019

    Большое Вам спасибо за такой позитивный, обстоятельный комментарий и достойную отповедь всем критиканам и скептикам. Создан действительно музей, в котором, — возможно впервые в Рыбинске, устроителем Ставицким А. введена своего рода новелла «Экспонаты можно трогать руками» и дано право поиграть на конкретном раритете…

Яков Бурцев 23:23 | 12 декабря 2019

Инструменты как инструменты,играть можно,не на всех конечно,потому как некоторые экземпляры не удовлетворяют современным акустическим требованиям и строю.В целом-нормально.Видно конечно,что много пришлось мастеру над ними потрудиться.

Vertvasser 17:56 | 13 декабря 2019

А на них джаз бы пошёл,какой-нибудь рэгтайм в кабаке.

    Ольга 18:28 | 13 декабря 2019

    Да уж,к туше совершенно не чувствительны,с большим усилием динамика еле-еле получается.То и понятно,выработка от времени и люфты.Покойников нечего реанимировать.Напрасный труд,а результата ноль.Когда-то они были хорошими и престижными,но не в 21-м веке.

Настройщик 19:12 | 13 декабря 2019

Владимир СПБ,так что китайцы даже совсем и не плохо делают.Смотря за какую сумму денег,на заказ если,то даже очень прилично.По крайней мере играть удобно и с настройкой-регулировкой проблем нет.В любом случае, учитываются традиции фортепианостроения той или иной фирмы,качество,это конечно др.вопрос,всё зависит от того,сколько заказчик заплатит(по сеньке и шапка).Возьмите к примеру «Бёзендерфер» последней модели,пусть даже китайской сборки(хотя маловероятно,это чисто австрийский инструмент).

Валентин 17:32 | 2 апреля 2020

Городу такой «музей» не нужен.

    Александр 19:56 | 17 июля 2022

    Валентина, даже трудно представить, что бы Вы предложили вместо этого музея? 🙂

Илья 10:28 | 16 февраля 2023

Склад никому ненужного барахла.)))

Добавить комментарий для Пётр Мережковский Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме