Избранное Темы 13 ноября 2019

Про заводы и людей

Нужен ли заводу турист? Чем он мешает и чем может помочь? Об этом мы узнали у самих предприятий Рыбинска – больших и малых

Продолжаем разговор о промышленном туризме. На вопросы ответили представители ССЗ «Вымпел», Рыбинского завода приборостроения, компании «Русская механика», Северного водоканала, Рыбинского молочного завода, фермерского хозяйства Марины Степановой. Представители «ОДК-Сатурн», самого желанного для туриста объекта посещений, вопросы проигнорировали.

Кушать подано?

Пищевики с бОльшим радушием относятся к посетителю – турист для них выгоден. Он способен принести если не прямую, то опосредованную пользу. Ему можно показать, в каких условиях производится продукт, объяснить, как отличить качественный товар от того, на котором сэкономили. Склонить на свою сторону.

Готовится принимать гостей фермерское хозяйство Марины Степановой. Опыт промышленного туризма у них есть – предприятие уже посещали группы иностранцев и жители Рыбинска.

— Мы планируем начать активную работу в этом направлении в самое ближайшее время. Сейчас ведем согласование с Рыбинским центром туризма. Предполагается, что будут организованы экскурсии для школьников, взрослого населения и иностранных граждан. На экскурсии гости познакомятся с работой предприятия и продегустируют нашу продукцию, – пояснили в компании.

По такому пути идет и Рыбинский молочный завод. Идею о приеме туриста на предприятии горячо поддержали. Главная цель таких посещений – «у гостя не должно остаться вопросов о качестве нашего продукта».

— На полке магазина наша продукция не особо отличается от продукции конкурентов. Но мы найдем, о чем рассказать гостям: о пользе продукта, о его изготовлении, о технологии. У коллектива предприятия огромный производственный опыт. Мы сможем открыть глаза покупателю на продукты, дать понять – у него есть выбор. На производстве нам нечего утаивать, нечего стесняться – все прозрачно, все будет понятно и взрослому, и ребенку, – говорят представители завода.

На молочном заводе не отрицают: прием гостей – дополнительная нагрузка для персонала. Однако они видят и позитив:

— Это же живая реклама. Люди посмотрят и попробуют – это намного понятнее, чем любой ролик по ТВ. Те, кто был на экскурсии, поделятся впечатлениями с другими – и так по цепочке. Еще плюс: узнав о производстве подробнее, люди начнут расставлять приоритеты в еде, будут более требовательны. Ведь за красивой оберткой может скрываться все что угодно. Об этом многие не задумываются.

Сегодня молочный завод не принимает гостей: предприятие готовят к проверкам, связанным с поставками продукции на экспорт. В дальнейшем они планируют принимать дошкольников и школьников, готовы рассмотреть и взрослых посетителей. О работе с турагентствами пока не думали, однако, откликаясь на запрос, готовы рассмотреть эту возможность.

Что увидят на заводе посетители? Зону приемки, где осуществляется прием молока, где отбирают контрольные пробы на качество входящего сырья. И это еще не все.

— Проводим на производство молочных изделий, покажем линию по производству мороженого, пустим на склады готовой продукции. Важно, чтобы у гостя не осталось вопросов о качестве производимых товаров, ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, не так ли? – комментируют представители завода.

А какова цена вопроса? Выгоду для себя завод не ищет, уверили в компании:

— Из цены экскурсии мы покроем расходы на прием гостей: стерильная одежда, дезинфицирующие растворы, угощение. Мы готовы работать с туристами в ноль – без выгоды для себя. Зарабатывать на экскурсиях не хотим.

Однако упростить пропуск гостей на завод не получится: это будут организованные группы, нужно будет заранее записаться на экскурсию.

— Предприятия по выпуску молочной продукции работают в жестких рамках. И здесь не столько наше желание, и даже строжайшие требования законодательства. Только так мы сможем показать процесс приготовления молочной продукции и мороженого с соблюдением всех санитарных условий, – говорят на молочном заводе.

«Там, где есть промышленный туризм — есть промышленный шпионаж»

Заводы крупные, производящие корабли, двигатели, турбины, часто работают на госзаказ, рекламироваться им ни к чему. Социальную миссию они выполняют за счет школьников, приходящих на профориентационные экскурсии. И лишний раз принимать любопытствующих гостей со стороны им нет резона.

«Приходят гости часто, но это заказчики, – делится на условиях анонимности специалист одного из предприятий Рыбинска. – Для людей сторонних шанс увидеть нашу продукцию – это День города. Один раз в году я могу показать сыну, что конкретно делает на работе отец».

«Не стоит забывать и о безопасности, – пишет другой рыбинец в соцсети. – Там, где есть промышленный туризм – есть промышленный шпионаж». Заботу о секретности подтверждают на судостроительном заводе «Вымпел»:

— «Вымпел» – режимное предприятие, это значит, что приглашать к себе много людей мы не можем. Завод работает в рамках государственного оборонного заказа, и мы не обо всем можем рассказать и далеко не все показать.

Между тем, кораблестроители – далеко не самое закрытое рыбинское предприятие. Обычный рыбинец здесь бывает нередко.

— В рамках профориентационной работы к нам приходят на экскурсии школьники, студенты, молодые специалисты. Мы участвуем в «Неделе без турникетов», которую инициирует Союз машиностроителей России. В прошлом учебном году на «Вымпеле» побывали порядка 400 школьников и студентов из разных учебных заведений Рыбинска и Рыбинского района. В этом учебном году работа продолжается. Специалисты отдела социальных программ согласовывают ее со службой безопасности, встречают детей, проводят экскурсии, – рассказывают в пресс-службе завода.

Обычно посетители «Вымпела» бывают в корпусозаготовительном и судосборочном цехах, на композитном производстве, на сдаточной базе. Гостей приглашают на закладки и спуски кораблей. На торжественные мероприятия приходят семьи работников, учащиеся школ, воспитанники «Клуба юных моряков».

«Зеваки на заводе ни к чему, только отвлекают», – в соцсетях высказывали и такое мнение. Крупные заводы тоже тревожатся, что посетители могут послужить причиной срывов сроков, приостановки производства.

— Сейчас класс судов, которые строит «Вымпел», меняется. На смену катерам приходят корабли и суда значительно большего водоизмещения. И чтобы принять массового туриста и обеспечить полную безопасность, нам нужно приостанавливать производство, менять график технологических операций. При этом могут пострадать сроки строительства. Принимать большое количество туристов, которые сойдут с пассажирских теплоходов или приедут на экскурсионных автобусах, «Вымпел» не имеет возможности. Чтобы все организовать для массового приема, нужно серьезно вкладываться в разработку маршрутов, подготовку экскурсий, а наша главная задача – строить корабли, – комментируют судостроители.

Однако на «Вымпеле» осознают пользу промышленного туризма.

— Промышленный туризм, о котором сейчас так много говорят, в перспективе может помочь в привлечении на предприятие востребованных перспективных специалистов, будет поддерживать имидж предприятия как работодателя. Что же касается Рыбинска, то это возможность дополнительного развития города как территории и привлечения сюда дополнительных инвестиций. Самый лучший вариант – создание в городе музея промышленности, где будут представлены все значимые для города предприятия, в том числе и «Вымпел». Если экспозиция будет современной, интерактивной, демонстрирующей продукцию и процессы производства, то это вызовет не меньший интерес, чем посещение заводских цехов, – считают на «Вымпеле».

«Головная боль – эти ваши гости!»

Статья о промышленном туризме вызвала большой резонанс у рыбинцев – как в интернете, так и в реале. Все же не зря Рыбинск – промышленная столица региона. Тему гостей на производстве обсуждали целыми цехами. У простого рабочего свои резоны быть недовольным внезапным посетителем – тот всюду сует нос, при нем не сболтни лишнего, и обед могут отменить.

И визит гостей для него – как парад для солдата: никакой пользы, а шума много.

«Экскурсант не хочет видеть странную кучу болтов, труб и винтиков – нужен понятный ему продукт. И неважно, на каком этапе сейчас твоя работа, ты должен продемонстрировать посетителю этот продукт в готовом виде. Приходится готовиться к их приходу специально, терпеть неудобства. Гости мешают – это однозначно, это лишняя головная боль», – делится один из специалистов рыбинского производства.

Трудоемкость приема гостей – вторая после секретности причина, по которой предприятия не спешат открывать свои двери всем и каждому. Не во все цеха приведешь, не все покажешь. Как написал комментатор на сайте «Рыбинских известий», «не каждое предприятие готово показать истинную картину производства».

— Часть звеньев выполняется дедовским способом, на оборудовании, которое прошло десятый круг заявленного амортизационного срока. Проще говоря, киркой и кувалдой доводим двигатель до нужного состояния или в чан с пивом везем сырье на грязной телеге, – предполагает анонимный комментатор. Что ж, и это мнение имеет право на существование.

Совсем другая картина на предприятии «Русская механика». Здесь охотно принимают гостей и водят повсюду: от участка заготовки, где они посмотрят на металл, из которого рождаются квадроциклы и снегоходы, до цеха сборки и участка упаковки.

«Секретов от гостей у нас нет, мы даже разрешаем все фотографировать», — говорят на РМ. Число посетителей здесь год от года растет: если в 2018 году здесь приняли 200 человек, то за десять месяцев текущего года в их цехах побывало уже полтысячи. Любимые гости – дети: здесь бывали воспитанники рыбинского «Кванториума», летом завод принимал 150 детей своих сотрудников, на днях ждут делегацию школьников из Любима.

Однако и столь опытные в приеме гостей заводчане отмечают: самые яркие и показательные процессы на заводе проводят редко из-за их трудоемкости.

— Тест-драйв интересен всем гостям, но проводим мы его реже, чем хотелось бы — его непросто организовать. Эффектно смотрится и большая экспозиция из техники – гости обожают фотографироваться с нашей продукцией. Однако вывезти и красиво расставить квадроциклы нелегко, все это требует сил, времени. А специально выделенного персонала для приема туристов у нас нет и не планируется. Работать на коммерческой основе с туристами, содержать отдельный штат с экскурсоводами мы не готовы – наш бизнес заточен на другое, – комментируют в РМ.

Сегодня гостей на «Русской механике» принимает руководство. Сможет ли главный инженер большого производства отвлекаться от работы по нескольку раз на дню, чтобы провести экскурсию очередным теплоходным туристам?

— Стихийного туриста принимать мы не имеем возможности. Разве что организовать музей за территорией завода. Наполним его экспонатами и сможем принимать больше гостей там. Нам скоро полвека – есть что показать людям, – уверяют в компании.

Музей – это выход!

Если большинство рыбинских предприятий еще только мечтает о музее, то РЗП воплотил мечты в жизнь в начале текущего года. Как итог – поток посетителей резко возрос. Это ли не ответ скептикам, которые сомневаются – интересен ли вообще туристу завод. Мол, кто в здравом уме потратит свой отпуск на грохочущие цеха вместо морского берега. Интерактивные экспозиции Рыбинского завода приборостроения привлекают и детей, и взрослых.

— В марте 2019 года начал работу наш экспозиционно-просветительский центр «Объединяя поколения». За это время с экспозицией ознакомилось около двух тысяч посетителей: школьники, студенты, деловые партнеры и гости предприятия. В рамках профориентационной работы центр дважды становился площадкой для проведения всероссийской акции «Неделя без турникетов», – рассказывают в пресс-службе РЗП.

Чем уникален музей РЗП? Здесь попытались стать понятными, объяснить сложное наглядно и просто – люди это ценят. Их экскурсионные программы нацелены на разный возраст и интересы посетителей. Тут гостей не встретят тривиальные пыльные стенды и скучноватый экскурсовод, бубнящий под нос только ему понятные цифры.

— По информационному наполнению, концепции и способам подачи материала наш экспозиционно-просветительский центр выходит за рамки корпоративного музея. История завода подается в контексте основных вех развития промышленности СССР и России, важнейших социальных, экономических и политических событий отечественной и мировой истории. Экскурсии сопровождаются аудиозаписями интервью с бывшими сотрудниками предприятия и демонстрацией видеоматериалов на мультимедийных панелях. Наш центр – особая структура, позволяющая предприятию гармонично вписаться в программу развития промышленного туризма в регионе, – описывают преимущества выставочного пространства на РЗП.

Попасть в музей приборостроителей смогут не только школьники. В отличие от многих рыбинских предприятий, РЗП готов работать с туристами и туроператорами:

— Мы готовы расширять взаимодействие с туристическими фирмами и иными заинтересованными лицами, готовы демонстрировать экспозицию центра организованным группам посетителей.

Что ж, позитивный пример есть. И другим предприятиям Рыбинска есть где набраться опыта.

«Заявок от взрослых групп не поступало»

Немного отступим от темы и вспомним – куда турист направляется с теплохода. Нам об этом рассказывал Алексей Алексашин, чей музей «Рыбинские Рыбы» находится на туристической тропе. «У меня за пять лет уже жесты отрепетированы: направо – бурлак, налево – памятник водопроводчику, вниз – Лев Ошанин», – говорил тогда Алексей.

И правда, веселый водопроводчик привлекает внимание туристов: он необычный, позитивный, сам памятник не гигантский, нравится и взрослым и детям, с ним приятно сфотографироваться на память.

А что же предприятие, у ворот которого расположился веселый водопроводчик? По словам сотрудников Северного водоканала, турист интереса к предприятию не проявляет.

— В год мы принимаем до 10 экскурсий. В основном это детско-юношеские группы: воспитанники детских домов Рыбинска, школьники, студенты техникумов. Особенно теплые отношения у нас с воспитанниками детского центра «Кванториум» – мы очень тесно с ними сотрудничаем. Кванторианцы приезжают к нам на тематические экскурсии, мы наблюдаем за их успехами в составе судейской коллегии на олимпиадах. А вот заявок от взрослых групп не поступало, – рассказывает Ирина Рязанцева, начальник Бюро технологии очистки воды и стоков.

«Да на что там смотреть?» — спросит кто-то. Однако дети в полном восторге от посещения водоканала. Рязанцеву называют лучшим гидом предприятия: она рассказывает о воде и ее очистке интересно и просто. Гостям показывают очистные сооружения водопровода и канализации, темы экскурсий выбирают, отталкиваясь от запроса.

Тема водопровода и канализации интересует людей. В Питере музей водоканала «Вселенная воды» пользуется бешеной популярностью. В музее Московского водоканала всегда полно посетителей: здесь и любопытные дети с родителями, и студенты в процессе подготовки дипломов. Московские школы и вузы проводят здесь экологические уроки. Но в том-то и дело, что это не предприятия – музеи. И у рыбинцев в планах – создание музея, куда турист, даже внезапно приехавший в город, попадет стопроцентно.

А вот осмотреть предприятие будет по-прежнему непросто. О приеме стихийных туристов без предварительной договоренности не может быть и речи.

— Северный водоканал – режимное предприятие жизнеобеспечения города. Пропуск гостей на территорию согласуется с отделом корпоративной безопасности. У посетителей обязательно должен быть документ, удостоверяющий личность. Если это группа детей, то документы должны быть у сопровождающих. Предварительное согласование необходимо, потому что внезапное посещение может помешать производственным процессам. Отмечу, что, несмотря на режимность предприятия, мы еще никому и никогда не отказывали в экскурсии, – говорит Андрей Захаров, начальник отдела по корпоративной безопасности.

И сколько таких предприятий в Рыбинске, которые вроде бы и не против приема гостей! Но себя они не рекламируют, и турист интереса к ним не проявляет. Остается надеяться, что постепенно эта ситуация переменится. И попасть на предприятия Рыбинска станет чуть проще, чем сейчас, ведь прикоснуться к производству – мечта многих детей и взрослых. Тогда заводами Рыбинска будет гордиться вся страна не только потому, что они хорошо работают, но и потому, что хорошо об этом рассказывают.

Кстати

В отличие от крупных рыбинских предприятий, многие зарубежные и отечественные производства открыты для туристов.

Принимает гостей Airbus – одна из крупнейших авиастроительных компаний, производящая пассажирские, грузовые и военные самолеты. Ее заводы расположены в немецких Гамбурге и Бремене.

Проводит туристические экскурсии Выксунский металлургический завод – крупнейший производитель стальных труб.

Приглашает к себе Robinson Helicopter Company – американская компания, крупнейший мировой производитель гражданских вертолетов, расположенная в Торрансе, штат Калифорния, США.

В штате Вашингтон, в Эверетте, открывает для туристов двери американская фирма Boeing, на самолетах которой летает весь мир.

В российском городе Северске, на Сибирском химическом комбинате, находят возможность безопасно принимать туристические группы.

У многих крупных предприятий есть свои музеи, которые всегда рады гостям и туристам

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Александр 19:03 | 13 Ноябрь 2019

Любое предприятие заинтересовано в посетителях.
Если это предприятие — рыночное.
Есть такое не новое понятие — маркетинг, одной из главных задач которого является лидогенерация (лид — это контакт — посетитель выставки, потенциальный клиент и т.д.).
Таким образом, все, кто открещивается от «надоедливых туристов», в будущем просто окажутся никому не нужны, даже государству.

Ирина 10:08 | 14 Ноябрь 2019

Однажды встретила гостей города у жд вокзала… Рассказываю им историю нашего красивого вокзала….. а гостья и говорит «Ну ладно, все понятно с вокзалом! Поехали уже памятник водопроводчику смотреть!!» ))

Юлия 19:46 | 14 Ноябрь 2019

Была в питере в музее «вселенная воды», на КЗС, на кондитерской фабрике. Это правда очень интересно посмотреть процессы изнутри. У нас тоже есть такие экскурсии к сожалению они в основном для школьных групп: ездили на производство Бахареву, Сатурн, Вымпел, музей РЗП, очень понравилось. Жаль, что нет экскурсий для сборных групп в Рыбинске, эта ниша у наших турфирм развита совсем плохо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме