Градообразующее предприятие, центр прогрессивных технологий, признанный лидер авиапрома страны. В этом году ПАО «НПО «Сатурн» празднует свой 100-летний юбилей. Чем живет научно-производственное объединение сегодня, какие перспективы открываются перед предприятием и его работниками завтра, какие сложности встречаются на пути — об этом в интервью нашей газете рассказал управляющий директор ПАО «НПО «Сатурн» Почетный гражданин города Рыбинска Виктор Поляков.
— Виктор Анатольевич, 100летие предприятия – дата грандиозная и для «Сатурна», и для города. Расскажите, как чувствует себя «юбиляр»?
— Очень уверенно, как зрелый человек в полном расцвете сил: когда ты все умеешь, все можешь, уверенно делаешь свое дело. «Сатурн» сейчас чувствует себя именно так. Да, были трудные времена, когда нас трясло. Они в прошлом.
Последние четыре годы мы, безусловно, растем. Объем выпуска продукции за 2015 год составил 24 млрд. рублей, прирост к уровню 2014 года – 33%. Задача 2016 года достигнуть уровня 29,7 млрд. рублей, что на 23,5% выше результата 2015 года. Придется напряженно поработать, но мы достигнем этих результатов, и в 2017 году опять будет рост.
В 2015 году мы получили положительный результат по прибыли от продаж с точки зрения реальной экономики. По итогам 5 месяцев 2016 года НПО «Сатурн» вышло в положительную зону по чистой прибыли. По итогам 2016 года прогнозируется получение чистой прибыли в размере не менее 1 млрд. рублей.
Мы имеем устойчивый диверсифицированный портфель заказов до 2020 года. Это означает стабильность для предприятия, его работников. И наша задача, как и прежде, выполнять все обязательства перед заказчиками, повышать эффективность, добиваться качественного результата с меньшими издержками.
— «Сатурн» — пожалуй, уникальное предприятие, которое параллельно развивает несколько глобальных направлений. Расскажите об основных направлениях подробнее.
— Портфель заказов на перспективу сбалансирован, в его структуре сегодня 48% приходится на государственные заказы, включая ГОЗ; 32% — на экспортные заказы; оставшиеся 20% — на внутренние гражданские и энергетические программы, что позволяет предприятию более гибко реагировать на внешние условия, нивелировать рыночные колебания.
Самое главное, что продуктовая линейка, создаваемая последние 15 лет, сегодня полностью востребована. Это и малоразмерные двигатели для беспилотников, и энергетические установки, на базе которых мы создаем морские двигатели.
НПО «Сатурн» продолжает работу по модернизации единственного в России отечественного газотурбинного двигателя большой мощности ГТД-110 мощностью 110 МВт. Проект создания ГТД-110М (модернизированного ГТД-110) включен министерством промышленности и торговли РФ в правительственную программу импортозамещения оборудования энергетического машиностроения в области газотурбинных технологий. Двигатель востребован на электростанциях ведущих энергетических компаний, крупнейшая из них – АО «Интер РАО» — принимает активное участие в проекте.
Не стоит на месте программа промышленных ГТД малой и средней мощности. Рынок промышленных ГТД локален. Производители известны. Весь продуктовый ряд «Сатурна» ориентирован под агрегаты производства предприятий ОДК, в частности нашего постоянного партнера – компании АО «ОДК – Газовые турбины». НПО «Сатурн» осуществляет основной объем поставок таким нефтедобывающим компаниям, как «Роснефть», «Лукойл», «Новотэк» и, конечно, «Газпром» — это 80% наших заказов.
До настоящего времени НПО «Сатурн» продолжает успешно осуществлять ремонт и производство двигателей Д-30КП-2, что является одной из основных производственных тем нашего предприятия. Наш многолетний кормилец и сегодня востребован Министерством обороны России, инозаказчиками.
По программе двигателя SaM146 для самолета SSJ100 мы работаем над улучшением экономики, но в целом программа рациональна, она будет жить и развиваться.
Еще один новый самолет новой России – МС-21. Выкатка воздушного судна состоялась в июне текущего года в Иркутске. МС21 планируется оснащать по выбору заказчика одним из двух двигателей: фирмы Pratt & Whitney или российским ПД14, головным разработчиком которого выступает пермский «Авиадвигатель». НПО «Сатурн» участвует в программе создания двигателя ПД-14 как разработчик и изготовитель его холодной части.
Можно с уверенностью сказать: все, что есть сейчас на «Сатурне» в части государственных программ, является национальным достоянием России.
— Отдельного упоминания заслуживает двигатель SaM146. Не помешала ли российско-французскому сотрудничеству нестабильная политическая обстановка в мире?
— В продуктовой линейке НПО «Сатурн» российско-французский двигатель SaM146 – совместный продукт «Сатурна» и Safran Aircraft Engines (ранее — Snecma) — уже прочно занял свое место. Проект SaM146/SSJ100 – это национальная программа, и она развивается достаточно успешно, несмотря на санкции и другие сложности в работе. Партнерство Safran и НПО «Сатурн» имеет двадцатилетнюю историю. И наши французские коллеги высоко оценивают результаты пройденного пути. Благодаря слаженной работе с французскими партнерами, нашей общей приверженности программе «Суперджет», выработаны и внедрены механизмы, обеспечивающие стабильную поставку двигателей самолетчику в соответствии с его потребностями. На начало июня 2016 года в общей сложности заказчику – «Гражданским самолетам Сухого» — поставлено 213 двигателей SaM146. В планах текущего года – производство и поставка 62 двигателей SaM146, на следующий год объем поставок согласовывается с заказчиком. Налицо положительный опыт коммерческой эксплуатации самолетов Sukhoi Superjet 100 с двигателями SaM146 в Мексике. Совсем недавно состоялась передача первых воздушных судов ирландской компании CityJet — таким образом, программа вышла на европейский рынок. Сегодня SaM146 – это единственный национальный продукт в авиационном двигателестроении, созданный в новой России. Это единственный продукт, который спроектирован и создан по нормам европейского агентства авиационной безопасности (ЕАSА) и имеет право продаваться и эксплуатироваться в любой стране мира. Все мы знаем, как непросто получить международный мировой сертификат качества.
— В рамках госпрограммы импортозамещения перед НПО «Сатурн» была поставлена стратегическая задача по выпуску газотурбинных агрегатов для кораблей ВМФ России, которые ранее закупались на Украине. Расскажите о том, что уже сделано.
— НПО «Сатурн» принимает участие в государственной программе создания семейства газотурбинных двигателей и агрегатов на их базе для кораблей Военно-морского флота. По сути, в силу имеющихся компетенций НПО «Сатурн» выбрано ключевым игроком в развитии национальной морской базы газотурбостроения. На текущий момент программа импортозамещения в части морских газотурбинных двигателей выполняется в строгом соответствии с разработанным и согласованным с государственным заказчиком планом работ и находится в одной из самых активных фаз, это изготовление и сборка опытных образцов. Это долгосрочная программа и еще одно направление, которое работает на стабильность предприятия и его процветание.
— Модернизация производства продолжается?
— Мы не можем останавливаться в развитии, если хотим быть в когорте лидеров.
Я считаю, что по уровню технологий и оснащенности «Сатурн» продвинулся в отрасли далеко вперед, это было достигнуто благодаря предыдущим руководителям предприятия. Наверное, за 15-17 лет здесь построен новый завод с современными технологиями и оборудованием, с новым мышлением и ментальностью людей.
В текущем году «Сатурн» продолжает вкладывать инвестиции в основной капитал, в первую очередь в создание высокотехнологичных производств и испытательных комплексов для реализации программ гособорнзаказа и импортозамещения. В целом за 2015 год в данное направление деятельности предприятием было направлено порядка 3,5 млрд. рублей, прогноз 2016 года – 9 млрд. рублей. Это средства федеральных целевых программ, заемный капитал, собственные вложения «Сатурна». Например, продолжается строительство уникального литейного цеха, мы его запускаем в конце 2017 года. Там будут отливать лопатки и сопловые блоки методами монокристаллического литья, направленной кристаллизации, равноосного литья, изготовления деталей из Al, Mg, Ti-сплавов методом литья по выплавляемым моделям. Мощности будут таковы, что появится возможность работать и на экспорт в рамках совместных программ с предприятиями ОДК.
— Успех предприятия зависит не только от технологий и оборудования, но и в не меньшей мере от коллектива. Как решаются кадровые вопросы?
— На заводе сформировалась очень серьезная компетенция специалистов по всем направлениям: конструкторские, инженерные, производственные службы, сильные экономисты. Около 50 процентов руководителей различного уровня (от мастеров, руководителей цехов и бригад до топ-менеджеров) – в возрасте до 40 лет.
Нам удалось стабилизировать коллектив. Так было не всегда, еще три-четыре года назад была хроническая нехватка кадров. Сегодня люди понимают, что работать на «Сатурне» престижно. Они уверены, что завтра, через месяц, через год и через пять лет они будут получать зарплату. Многие годы мы выплачиваем ее без задержек. В 2016 году мы нашли возможность повысить оплату труда на 12%, к концу года средняя зарплата превысит 34 тысячи рублей.
— Какие задачи вы ставите перед собой и перед сотрудниками сегодня?
— Задача у нас одна – жить лучше. А жить лучше мы сможем, если будем делать больше двигателей, если будем работать качественно. Как следствие – больший объем продаж и выше благосостояние наших сотрудников.
— Чем, кроме зарплаты, можно удержать ценного специалиста на производстве, в городе?
— Я считаю, что ценности во все времена одни. Это работа, за которую платят достойные деньги, и набор социальных гарантий. Для молодежи это прежде всего возможность построить жилье. На заводе работают такие программы. Построены дома у плавательного бассейна, жилой поселок в Спасе. Более 240 сотрудников получают компенсацию от предприятия по льготным ипотечным кредитам. Порядка 400 иногородним специалистам завод компенсирует плату за наем жилья. Это работает очень эффективно – люди остаются на предприятии. На сегодняшний день ведутся активные переговоры с банком «ВТБ 24» по восстановлению программы по льготному жилищному кредитованию.
Еще одна важная составляющая – досуг, на который человек может рассчитывать после окончания рабочего дня. Создавать инфраструктуру, развивать городскую среду – это уже задачи администрации Рыбинска, и мы готовы к сотрудничеству.
На прошлой неделе мы сделали очередной шаг, чтобы не только работникам «Сатурна», но и всем горожанам жилось комфортнее. На базе парка-отеля «Спасское» открыли физкультурно-оздоровительный комплекс для детей и взрослых с плавательным бассейном.
— Я знаю, что к столетию предприятия будет восстановлена одна из ярких достопримечательностей Рыбинска — самолет на Скомороховой горе.
— Мы выступили с инициативой восстановить самолет. Это часть истории, символ города, нашей промышленности. К Дню города мы полностью обновим фюзеляж самолета. А к Дню предприятия, который запланирован на октябрь, будет приведен в порядок и постамент. Эти работы проводятся на паритетной основе с городской администрацией.
— Что бы вы пожелали сотрудникам предприятия и всем рыбинцам?
— Здоровья, стабильности в семьях, на предприятии, уверенности в завтрашнем дне. Я сам рыбинский, мои дети живут в Рыбинске. И я кровно заинтересован в том, чтобы предприятие работало и развивалось, от этого зависит благосостояние всего города. И мне бы хотелось, чтобы люди понимали, что «Сатурн» работает уверенно, спокойно и стабильно, прирастая каждый год и добиваясь своих целей.