Темы 8 мая 2023

Трудная судьба генерала

11 января 1899 года в селе Васильевском, которое сегодня находится на территории Рыбинска, родился будущий военачальник Федор Михайлович Харитонов — генерал-лейтенант, известный участием во многих битвах Великой Отечественной войны и командованием 9-й армией Южного фронта

Бои на Южном фронте окончились трагически — армия под руководством Харитонова потерпела поражение в мае 1942 года, Харитонов был отстранен от командования и привлечен к суду. Однако позже оправдан и назначен командиром 6-й армии.

Бои на Южном фронте

В родном селе под Рыбинском будущий военачальник окончил четырехклассное училище. Работал на предприятиях города, занимался общественной деятельностью. В рыбинском музее до сих пор хранится стенгазета «Ёжик», нарисованная будущим командармом.

В 1918 году Харитонов вступил в партию, в 1919-м — добровольцем в армию. В 1931 году, окончив военные курсы «Выстрел», он командовал стрелковым полком, затем был назначен начальником штаба стрелковой дивизии, корпуса. Дальше — должность Рыбинского военного комиссара, учеба в Академии Генерального штаба. В июне 1940 года — звание генерал-майора.

В июне 1941 года Харитонова назначают заместителем начальника штаба Южного фронта, а осенью того же года — командиром 9-й армии.

О том, как армия потерпела поражение, написано много мемуаров. Харитонову ставили в вину проведение несанкционированной операции.

Вот что пишет в своих воспоминаниях Маршал Советского Союза Иван Баграмян.

«На рассвете этого дня (17 мая 1942 года) началась артиллерийская и авиационная подготовка в полосе обороны 9-й армии. Она длилась полтора-два часа. После этого пехота и танки противника ринулись в атаку при поддержке 400 самолетов на двух направлениях: из района Андреевки на Барвенково и со стороны Славянска на Долгенькую.

Обходя опорные пункты и заграждения, вражеские подвижные группы устремились на фланги и тылы частей и соединений 9-й армии. К 8 часам утра ее оборона на обоих направлениях была прорвана: на барвенковском на глубину 6-10 километров, на славянском — на 4–6 километров. Авиация противника разбомбила вспомогательный пункт управления и узел связи 9-й армии, находившиеся в Долгенькой. Во время одной из жесточайших бомбежек был ранен начальник штаба армии генерал-майор Ф.К. Корженевич. Непрекращавшиеся в течение дня налеты авиации серьезно нарушили управление войсками…

Гитлеровские летчики, поддерживая наземные войска, проявили в этот день большую активность, совершив около 200 самолето-вылетов. Авиация же Южного фронта смогла осуществить всего только 67 самолето-вылетов.

В этих условиях части и соединения 9-й армии вынуждены были вести бои изолированно, без взаимодействия между собой и с резервами армии и фронта. Фашисты рвались к Барвенкову».

бои на Южном фронте

Судьба командира

4 мая в районе Маяков произошла трагедия, которая дала повод авторам военных мемуаров советской поры обвинить Харитонова в том, что его «несанкционированное» наступление на Маяки привело к ослаблению обороны в направлении на Барвенково, прорыву советского фронта и окружению наших армий под Харьковом.

Перечисляя ошибки командования, маршал Баграмян пишет:

«…Наконец, — и это, пожалуй, главное, — по инициативе генерала Ф.М. Харитонова, одобренной командующим фронтом, без разрешения главнокомандующего войсками направления в период с 7 по 15 мая была проведена не отвечающая обстановке частная операция в полосе 9-й армии, целью которой было овладение сильно укрепленным узлом сопротивления в районе Маяков. Для ее осуществления были привлечены значительные силы, в том числе почти все армейские резервы и 5-й ка-валерийский корпус, составлявший резерв фронта…».

Далеко не все военные деятели того времени считали основной причиной поражения армии действия Харитонова. Скорее, виной тому были и слабые оборонительные позиции, и глубина обороны, которая не превышала трех-четырех километров, и отсутствие достаточного количества военной техники, и неправильная оценка сил и тактики противника.

Из воспоминаний начальника Генерального штаба A.M. Василевского:

«После неудачной Харьковско-Барвенковской операции, проводившейся войсками Юго-Западного и Южного фронтов в мае 1942 года, генерал-майор Харитонов, командовавший тогда 9-й армией Южного фронта, был отстранен от обязанностей и по настоянию командования Юго-Западного направления привлечен к судебной ответственности. Подробно зная всю историю этой операции и истинные причины ее неудач, я доложил Сталину, что вина Харитонова в данном случае является относительной, и просил не только не отдавать его под суд, а как хорошего военачальника назначить командующим войсками армии».

Харитонов возглавил 6-ю армию нового формирования, был награжден орденом Кутузова I степени, орденом Красного Знамени, получил звание генерал-лейтенанта, но тяжело заболел и умер 28 мая 1943 года.

Но военная биография Харитонова не может быть полной без упоминания об одном эпизоде. Впрочем, кому — эпизод, а кому — «черное лето 1941-го».

Оборона Запорожья. Здесь Харитонов в сжатые сроки смог создать из несобранного гарнизона боеспособное армейское подразделение.

Из показаний бывшего помощника начальника Политуправления Южного фронта по комсомолу Б.С. Мельникова:

«…В ночь с 17 на 18 августа обстановка на Запорожском направлении Южного фронта резко изменилась. Противник прорвал нашу оборону и город, по сути, оставался неприкрытым… Для восстановления порядка был послан генерал-майор Харитонов (в то время он был заместителем начальника штаба фронта). Перед нашей группой была поставлена задача: любой ценой сдержать беспорядочно отходящие части через остров Хортица, создать из них поспешную оборону по старому руслу Днепра, надежно прикрывая мост. Остановить продвижение противника и держаться до подхода подкрепления. Вторая группа должна была действовать в районе плотины Днепрогэс.

Через несколько минут мы спешились с грузовой машины на мосту, соединяющем город с островом Хортица, так как проехать машиной дальше уже было невозможно. Мост был забит людской лавиной: машинами, повозками и скотом… Здесь мы встретились с генерал-майором Харитоновым, который одобрил наши действия и сам лично помогал формировать боевые отряды и уточнял боевые задачи им. Противник был остановлен. На мосту было подбито три вражеских танка. Все воспрянули духом, лелея надежду, что скоро к нам подойдет подкрепление».

Оборона Запорожья дала полтора дополнительных месяца для того, чтобы эвакуировать людей и промышленные предприятия города. После взрыва Днепрогэса из города ежесуточно уходили на восток от шестисот до девятисот вагонов. Только для вывоза одного завода «Запорожсталь» потребовалось 8 тысяч вагонов. Были вывезены 22 завода союзного значения и 26 предприятий легкой и пищевой промышленности. Были эвакуированы машиностроительный, педагогический институты и другие учебные заведения, театр им. М.К. Заньковецкой, радиоузел, кинофильмофонд, ценные экспонаты областного краеведческого музея и многое другое.

В Рыбинске установлен памятник генерал-лейтенанту работы скульптора Манизера. В бывшем селе Васильевском в июле 2011 года по инициативе и на деньги жителей Рыбинска появился мемориал памяти Харитонова и земляков, не вернувшихся с Великой Отечественной войны.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме