Главное Темы 25 августа 2023

Рыбинской «Чайке» 60 лет

25 августа 1963 года в Рыбинске торжественно открыли Волжский мост

Рыбинск мог потерять самое красивое сооружение Верхней Волги, символ города и его визитную карточку – Спасо-Преображенский собор. Мог, но, к счастью, не потерял. А дело было так.

Первоначальный проект строительства моста через Волгу, реализация которого началась в 1940 году, предусматривал уничтожение собора. Чем помешала «краса Поволжья» тогдашним строителям, теперь не имеет значения, но строительство было отложено. А в конце пятидесятых был принят новый проект, и Рыбинск потерял только лестницу, по которой в 1777 году на берег ступила царственная нога Екатерины II. И приобрел шестипролетный шестисотметровый автомобильный мост, прозванный в народе «рыбинской чайкой».

Точная длина моста через Волгу – 640 метров, а вместе с мостом через Черемуху и путепроводом через железную дорогу – 1885 метров. В проектной документации он назван одним из крупнейших мостов на Волге. Высота моста от уровня воды до настила – 22 метра, а до высшей точки – 30 метров. Малые арки длиной 80 метров, две большие по – 128.

Два больших пролета – второй и третий от правого берега – судоходные. Второй предназначен для судов, идущих вниз по Волге, третий – для судов, поднимающихся вверх.

Интересно, что это первый мост в стране, сделанный не из сборного железобетона, а из монолитного. Самого же бетона при строительстве было потрачено 20 тысяч кубических метров.

Первоначальный проект моста в Рыбинске предусматривал не чугунные парапеты, а тоже бетонные. В те годы металл в строительстве использовали редко. Однако партийное руководство города настояло на изготовлении чугунных ограждений, которые были отлиты в литейках Рыбинска.

Архитектор моста – Сергей Уланов, по некоторым сведениям, брат великой балерины Галины Улановой, спроектировал для Рыбинска арочный мост с пролетными строениями, основными несущими конструкциями которых служат своды. При сооружении мостов наиболее трудоемким и дорогостоящим (до 50 процентов общей стоимости) является устройство опор. И вот в одной из них, пятой по счету, проблемы возникли уже в процессе строительства.

Эта опора, по воспоминаниям очевидцев, еще во время сдачи моста в эксплуатацию в 1963 году вызывала сомнения. Даже невооруженным взглядом можно было заметить, что плавно поднимавшееся к середине моста полотно у пятой опоры казалось опущенным вниз. Тогда это объясняли тем, что именно здесь сделаны отверстия для стока дождевой воды, а значит, впадина предусмотрена проектом. Дескать, мост слишком длинен, и долго бегущая по нему вода получила бы слишком большую скорость и постепенно разрушала бы бетон.

Однако спустя 35 лет «дождевой сток» у пятой опоры вынудил перекрыть движение на мосту на два месяца и провести капитальный ремонт опоры. Технические ли просчеты стали причиной проблем, или непростые гидрогеологические условия, сегодня не берутся сказать даже специалисты. Любой мост – это сложное гидротехническое сооружение, а рыбинский, арочный, несимметричный из-за фарватера Волги, является особенно трудным для воплощения.

Как у любого необычного объекта, у рыбинского моста есть свои тайны и трагедии. За полтора года до окончания работ здесь произошла крупная авария, подробности которой открылись лишь в начале 90-х. 26 января 1962 года группа монтажников находилась в верхней части арки. Одна такая металлическая конструкция даже без бетонного покрытия весила 105 тонн. Внезапно арка начала крениться и рухнула в реку, а вместе с ней в холодной зимней воде оказалось 14 человек. Спастись удалось только 12 строителям, двое погибли. Причиной происшествия была названа небрежность при укреплении вспомогательных конструкций.

Сегодня, 25 августа, у рыбинского моста день рождения. В этот день в 1963 году здесь торжественно была разрезана красная лента, и с правого на левый берег Волги проехала первая машина. И сегодня мы уже не представляем себе город без огромных бетонных арок, так похожих на крылья чайки.

Сегодня мост в Рыбинске получает второе рождение. Капитальный ремонт, начатый в конце прошлого года, завершится осенью 2024-го. И во время перекрытий движения мы в полной мере начинаем осознавать всю важность для города этого сложного и красивого объекта.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме